Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы, инструменты, оборудование.




Демонстрационный ма­ териал:

Счетная лесенка.

Два набора чисел от 0 до 10.

Десять разных образных игрушек.

Числовые карточки размером 14x25 см, с кружками от одного до пяти, расположенными различными способами, диаметр кружка при­мерно 1,5 см (образцы карточек см. в занятии № 1).

Шесть кружков, у которых одна сторона одного цвета, другая — другого (например, одна — синяя, другая — желтая), диаметр кружка примерно 8 см. Кружки используются на фланелеграфе или на набор­ном полотне.

По три кружка двух цветов (например, три красных и три зеленых) для магнитной доски.

Природный материал (желуди, небольшие камушки и др.).

Раздаточный материал:

Набор чисел от 0 до 10.

Числовые карточки размером 15x7 см с кружками от одного до пя­ти, расположенными различными способами.

Счетная карточка (длина 30 см, ширина 20 см).

По три кружка, у которых одна сторона одного цвета, а другая — другого (диаметром 3 см).

Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с детьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год).

В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске, начиная с занятия

№27.

На верхнюю ступеньку счетной лесенки воспитатель ставит 10 игру­шек. Дети хором пересчитывают их. Воспитатель, стоя позади лесенки, просит назвать «соседей» той или иной игрушки, показывая на нее ру­кой, например медведя. Дети отвечают: «Матрешка и крокодил». Вос­питатель таким же образом, показывая рукой, просит определить сосе­дей еще у двух-трех игрушек.

Дети выходят к столу (не более 11 человек) и каждый берет по одно­му числу. По сигналу воспитателя: «„Цифры", встаньте по порядку!» дети выстраиваются в ряд. Оставшиеся за столами дети-наблюдатели определяют, правильно ли построен ряд от 0 до 10, если замечают ошибки, советуют, как исправить — кому куда встать.

Затем дети меняются ролями: к столу выходят другие одиннад­цать детей. Если вышедших детей будет меньше и, взяв любые числа, они нарушат последовательность числового ряда, т. е. пропустят ка­кие-то числа, то дети-наблюдатели дают им советы, как восстано­вить правильность числового ряда, какие числа на какие нужно за­менить.

637

Дети объединяются в небольшие группы из четырех—шести человек в каждой, придумывая имя для своей группы. Эти малые группы сохра­няются на протяжении всего занятия. По считалке воспитателя одна из групп выходит к доске. Эти дети будут отвечать на вопросы, которые будет задавать другая группа, тоже выбранная по считалке. Договари­ваются, что группа, которая будет задавать вопросы, станет говорить голосом великанов, а отвечающие — голосом карликов. Например, «великаны» громким, «грубым» голосом говорят: «Назовите соседей числа семь». «Карлики» пищащим голосом отвечают: «У семи соседи шесть и восемь». — «Почему?» — великанским голосом спрашивают дети. «Потому что семь на один больше шести, и на один меньше вось­ми. Они соседи числа семь», — пищат «карлики».

Затем к доске выходит другая группа детей. Теперь отвечающие на вопросы будут изображать «великанов». А «карлики», сидящие за сто­лами — задавать вопросы. «Назовите соседей числа девять», — пищат «карлики». И т. д.

Воспитатель просит детей вспомнить название дней недели, при­помнить, почему дни так называются. Вспоминает вместе с детьми: «Понедельник, потому что он первый — он по неделе. Вторник — вто­рой. Среда — середина недели. Четверг и пятница — четвертый и пя­тый дни недели. А шестой — суббота. Седьмой день недели — воскре­сенье — праздник!»

По считалке воспитателя выходит одна из групп детей, образован­ных в начале занятия, — от четырех до шести человек. Дети все вместе вспоминают, сколько дней в неделе. Поэтому вышедшая группа при­глашает к себе столько детей, сколько нужно, чтобы получилось семь. Воспитатель, обращаясь ко всем детям группы, спрашивает: «Сколько тут детей? Хватит ли их на все дни недели?»

Дети, вышедшие к доске, выстраивают «неделю» и каждый назы­вает свое «имя»: «Понедельник. Вторник... Воскресенье». Воспита­тель предлагает «Понедельнику» и «Воскресенью» взяться за руки, образовав круг, и покружиться в хороводе. Дети в группе запевают любую хороводную песню. Например: «Во поле береза стояла...» По сигналу воспитателя хоровод останавливается, и каждый из игроков вспоминает «свой» день недели, называет его. Непрерывный круго­ворот «дней недели» в кругу повторяется три раза. Воспитатель осо­бенно внимательно следит за тем, чтобы «Понедельник» называл се­бя сразу же после «Воскресенья»; предлагает детям-наблюдателям в группе обращать внимание именно на это как на соблюдение пра­вил игры.

Затем по считалке выходит другая группа и ситуация полностью по­вторяется.

Воспитатель ставит на доске (наборном полотне) три кружка одно­го цвета (При использовании металлической доски не следует исполь­зовать поверх кружков магниты, так для детей значимой является

638

и форма магнитов.) Дети хором пересчитывают кружки. Воспитатель ставит цифру 3. Затем на глазах у детей переворачивает один кружок (или заменяет кружком другого цвета); обращает внимание на сложив­шуюся ситуацию — два синих, один красный, подчеркивает рукой — два и один, одновременно говорит: «Два и один, а вместе три». Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель переворачивает на другую сторону (другого цвета) еще один кружок. Перед детьми — один синий и два красных. Воспитатель, точно также подчеркивая рукой каждую из групп, говорит: «Один и два, а вместе три». Дети повторяют.

Цифра 3 все это время находится перед детьми рядом с вариантами состава числа три.

 

Затем воспитатель, передвигая цифру 3 наверх, под ней выкладывает оба варианта состава числа три.

.затем воспитатель предлагает детям на их счетных карточках выло­жить любой вариант состава числа три. В каждой из малых групп дети смотрят, как выполнили задание их товарищи.

Воспитатель берет большую числовую карточку, на которой изобра­жены три кружка и просит детей показать на своих карточках вариан­ты состава числа три. Дети в каждой группе договариваются о вариан­те и показывают: один и два или два и один (используя числовые кар­точки с одним и двумя кружками).

Воспитатель показывает детям на раскрытой ладони три желудя. Де­ти убеждаются, что их три. Затем воспитатель с таинственным видом у себя за спиной зажимает в одной руке два желудя, а в другой — один. Показывает детям правую руку с одним желудем и спрашивает: «Сколь­ко тут?» Дети: «Один». Воспитатель: «А тут?» — показывая на сжатый кулак. Дети догадываются: «Два». Воспитатель раскрывает кулак и дети видят, что там действительно два желудя. Воспитатель перекладывает желуди на одну ладонь и спрашивает: «А сколько теперь?» Дети: «Три».

Следующий вариант: два желудя на открытой ладони, один спрятан в кулаке. Воспитатель создает этот вариант размещения также пряча руки за спиной. Затем дети определяют и этот вариант состава числа три по описанной выше схеме.

Воспитатель выразительно читает детям наизусть четверостишие:

Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. (А. С. Пушкин)

Содержание последующей работы с текстом описано в занятии № 27.

639

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...