Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный ма териал: Счетная лесенка. Два набора чисел от 0 до 10. Десять разных образных игрушек. Числовые карточки размером 14x25 см, с кружками от одного до пяти, расположенными различными способами, диаметр кружка примерно 1,5 см (образцы карточек см. в занятии № 1). Шесть кружков, у которых одна сторона одного цвета, другая — другого (например, одна — синяя, другая — желтая), диаметр кружка примерно 8 см. Кружки используются на фланелеграфе или на наборном полотне. По три кружка двух цветов (например, три красных и три зеленых) для магнитной доски. Природный материал (желуди, небольшие камушки и др.). Раздаточный материал: Набор чисел от 0 до 10. Числовые карточки размером 15x7 см с кружками от одного до пяти, расположенными различными способами. Счетная карточка (длина 30 см, ширина 20 см). По три кружка, у которых одна сторона одного цвета, а другая — другого (диаметром 3 см). Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с детьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год). В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске, начиная с занятия №27. На верхнюю ступеньку счетной лесенки воспитатель ставит 10 игрушек. Дети хором пересчитывают их. Воспитатель, стоя позади лесенки, просит назвать «соседей» той или иной игрушки, показывая на нее рукой, например медведя. Дети отвечают: «Матрешка и крокодил». Воспитатель таким же образом, показывая рукой, просит определить соседей еще у двух-трех игрушек. Дети выходят к столу (не более 11 человек) и каждый берет по одному числу. По сигналу воспитателя: «„Цифры", встаньте по порядку!» дети выстраиваются в ряд. Оставшиеся за столами дети-наблюдатели определяют, правильно ли построен ряд от 0 до 10, если замечают ошибки, советуют, как исправить — кому куда встать.
Затем дети меняются ролями: к столу выходят другие одиннадцать детей. Если вышедших детей будет меньше и, взяв любые числа, они нарушат последовательность числового ряда, т. е. пропустят какие-то числа, то дети-наблюдатели дают им советы, как восстановить правильность числового ряда, какие числа на какие нужно заменить. 637 Дети объединяются в небольшие группы из четырех—шести человек в каждой, придумывая имя для своей группы. Эти малые группы сохраняются на протяжении всего занятия. По считалке воспитателя одна из групп выходит к доске. Эти дети будут отвечать на вопросы, которые будет задавать другая группа, тоже выбранная по считалке. Договариваются, что группа, которая будет задавать вопросы, станет говорить голосом великанов, а отвечающие — голосом карликов. Например, «великаны» громким, «грубым» голосом говорят: «Назовите соседей числа семь». «Карлики» пищащим голосом отвечают: «У семи соседи шесть и восемь». — «Почему?» — великанским голосом спрашивают дети. «Потому что семь на один больше шести, и на один меньше восьми. Они соседи числа семь», — пищат «карлики». Затем к доске выходит другая группа детей. Теперь отвечающие на вопросы будут изображать «великанов». А «карлики», сидящие за столами — задавать вопросы. «Назовите соседей числа девять», — пищат «карлики». И т. д. Воспитатель просит детей вспомнить название дней недели, припомнить, почему дни так называются. Вспоминает вместе с детьми: «Понедельник, потому что он первый — он по неделе. Вторник — второй. Среда — середина недели. Четверг и пятница — четвертый и пятый дни недели. А шестой — суббота. Седьмой день недели — воскресенье — праздник!» По считалке воспитателя выходит одна из групп детей, образованных в начале занятия, — от четырех до шести человек. Дети все вместе вспоминают, сколько дней в неделе. Поэтому вышедшая группа приглашает к себе столько детей, сколько нужно, чтобы получилось семь. Воспитатель, обращаясь ко всем детям группы, спрашивает: «Сколько тут детей? Хватит ли их на все дни недели?»
Дети, вышедшие к доске, выстраивают «неделю» и каждый называет свое «имя»: «Понедельник. Вторник... Воскресенье». Воспитатель предлагает «Понедельнику» и «Воскресенью» взяться за руки, образовав круг, и покружиться в хороводе. Дети в группе запевают любую хороводную песню. Например: «Во поле береза стояла...» По сигналу воспитателя хоровод останавливается, и каждый из игроков вспоминает «свой» день недели, называет его. Непрерывный круговорот «дней недели» в кругу повторяется три раза. Воспитатель особенно внимательно следит за тем, чтобы «Понедельник» называл себя сразу же после «Воскресенья»; предлагает детям-наблюдателям в группе обращать внимание именно на это как на соблюдение правил игры. Затем по считалке выходит другая группа и ситуация полностью повторяется. Воспитатель ставит на доске (наборном полотне) три кружка одного цвета (При использовании металлической доски не следует использовать поверх кружков магниты, так для детей значимой является 638 и форма магнитов.) Дети хором пересчитывают кружки. Воспитатель ставит цифру 3. Затем на глазах у детей переворачивает один кружок (или заменяет кружком другого цвета); обращает внимание на сложившуюся ситуацию — два синих, один красный, подчеркивает рукой — два и один, одновременно говорит: «Два и один, а вместе три». Дети повторяют за воспитателем. Воспитатель переворачивает на другую сторону (другого цвета) еще один кружок. Перед детьми — один синий и два красных. Воспитатель, точно также подчеркивая рукой каждую из групп, говорит: «Один и два, а вместе три». Дети повторяют. Цифра 3 все это время находится перед детьми рядом с вариантами состава числа три.
Затем воспитатель, передвигая цифру 3 наверх, под ней выкладывает оба варианта состава числа три. .затем воспитатель предлагает детям на их счетных карточках выложить любой вариант состава числа три. В каждой из малых групп дети смотрят, как выполнили задание их товарищи.
Воспитатель берет большую числовую карточку, на которой изображены три кружка и просит детей показать на своих карточках варианты состава числа три. Дети в каждой группе договариваются о варианте и показывают: один и два или два и один (используя числовые карточки с одним и двумя кружками). Воспитатель показывает детям на раскрытой ладони три желудя. Дети убеждаются, что их три. Затем воспитатель с таинственным видом у себя за спиной зажимает в одной руке два желудя, а в другой — один. Показывает детям правую руку с одним желудем и спрашивает: «Сколько тут?» Дети: «Один». Воспитатель: «А тут?» — показывая на сжатый кулак. Дети догадываются: «Два». Воспитатель раскрывает кулак и дети видят, что там действительно два желудя. Воспитатель перекладывает желуди на одну ладонь и спрашивает: «А сколько теперь?» Дети: «Три». Следующий вариант: два желудя на открытой ладони, один спрятан в кулаке. Воспитатель создает этот вариант размещения также пряча руки за спиной. Затем дети определяют и этот вариант состава числа три по описанной выше схеме. Воспитатель выразительно читает детям наизусть четверостишие: Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. (А. С. Пушкин) Содержание последующей работы с текстом описано в занятии № 27. 639
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|