Советы педагогам. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок. Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор
Советы педагогам Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов. При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют. Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок Выбор объекта на картине. Выбор модели загадки. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами. Выбор наиболее удачных сравнений. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: " как", " но не". По окончании работы выразительное чтение загадки. Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор Выбор объекта на картине. Выбор модели метафоры. Подбор характеристик. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу. В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.
5 этап " Преобразование объектов во времени" Цели: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. Базовая информация Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине.
Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии изменения времен года. Представители животного мира - в рамках суток. Рукотворные объекты - с момента появления и вторичного использования. Особое значение придается длине временного отрезка (далекое - близкое). Составляется рассказ-фантазия: объект и его изменение во времени. Методика работы с детьми Для обучения детей составлению рассказов-фантазий с преобразованием объектов во времени используется прием перемещения во времени (" Машина времени" ). Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем (далеком или близком). Советы педагогам В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…). Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего. Придумывать название рассказа-фантазии. Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта. Назвать рассказ.
6 этап " Описание местонахождения объектов на картине" Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Базовая информация Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. Методика работы с детьми Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: " Да-Нет", " Ожившая картина". Игра " Да-Нет" организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект " оживает" и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|