Методика работы с детьми. Советы воспитателям. Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий. 10 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"
Методика работы с детьми Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием " Пришел в гости волшебник…". Приглашаются волшебники: Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование). Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами). Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное). Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени). Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы: Что происходит с этим объектом? Какие ощущения он испытывает? Как он теперь воспринимает окружающий мир? Как окружающий мир относится к преобразованному объекту? Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований? Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром? Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов? Как окружение может согласоваться с измененным объектом? Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.
ПР: Картина " Кошка с котятами". Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок. Составлен двумя детьми седьмого года жизни. " Клубок, который научился летать" Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, и он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: " Что ты тут летаешь, сгореть можешь". Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа включилась, и он не сгорел". Советы воспитателям Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого " Волшебника". Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается " Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается. Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно. В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана. Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами. Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть. Пригласить одного из Волшебников. Преобразовать объект или его часть. Составить фантастический рассказ.
10 этап " Составление сказок нравственно-этического характера" Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки. Базовая информация Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. ПР: лужайка около леса. Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. ПР: елка, лужа, прутик, трава, цветы…. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые… Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. ПР: в лужу упал мяч. Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|