Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм мыслительных действий




Алгоритм мыслительных действий

Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Войти в образ героя. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

Примечание. Мы не ставим задачу описывать методику работы с проблемами в этой работе. Обучение детей работе с проблемными ситуациями выходит за рамки занятий по развития речи и требует отдельного пояснения.

 

8 этап " Смысловая характеристика картины"

Цели:

развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

Базовая информация

Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.

Методика работы с детьми

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра " Объясни, почему так названа картина? ". Ее организация основана на методе " Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра " Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.

Советы педагогам

На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой. На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение, для названия картины выбираются наиболее удачные. На третьем этапе ребенок самостоятельно выбирает название картины, представленное в виде пословицы или поговорки. Четвертый этап работы: ребенок составляет рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорке. На заключительном этапе звучат разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названия пословиц или поговорок.

Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины

Выбор пословицы или поговорки. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.

 

9 этап " Составление рассказов-фантазий"

Цели:

учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Базовая информация

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

" Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта); " Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями); " Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики); " Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта); " Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств); " Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др. ).

Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...