Алгоритм построения тренинга. Методические рекомендации. Составление сказок динамического типа. Базовый алгоритм составления сказки
Алгоритм построения тренинга Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок " находит", указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, " найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст. Методические рекомендации Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в " Чудесном мешочке" (игрушки или картинки). Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет: - Жил-был... Кто? - С кем он дружил? - Пришел злой... Кто? - Кто помог друзьям спастись? Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы: - Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать? ) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть... )... Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить? - Что стали делать? (Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В. Я. Проппа). Правила поиска ответа на вопрос: Задается вопрос детям. Например: " Жил-был кто? " Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: " Жил-был... карандаш! " ) Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий " ответ" на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке. Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо: " Собирать" сюжет в быстром темпе. Эмоционально реагировать на каждый " найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т. д. ). Использовать приемы драматизации. Прекратить искать " ответы" в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы " мозгового штурма". По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных " ответов" и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и " читает" на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Составление сказок динамического типа Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.
Базовый алгоритм составления сказки Выбирается сквозной герой (герои). Описываются их свойства, мотивы и цели. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем. Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения. Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой). На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали Например: Девочка Лена магазин лес детский сад Обозначается сквозной герой (девочка Лена), ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время. Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения. Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|