Базовый алгоритм. Методические рекомендации. Мотивы. Цель действий. Пример сказки: "счастливый день". Список литературы
⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Базовый алгоритм На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события: Выбирается положительный герой (Королева природы) и отрицательный герой (Свистун). Обозначаются свойства и действия этих героев. ПР: Королева Природы все украшала цветами, а Свистун был злым и коварным. Объявляется Волшебство. ПР: Волшебная книга времени. Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. ПР: Свистуну нужна была Волшебная Книга Времени, чтобы все портить, а Королеве Природе чтобы все возрождать. Конфликт разрешается средствами самих героев. Придумывается названия сказочного текста. Методические рекомендации Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках. ПР: Алладин, Джафар и Волшебна Лампа (" Волшебная лампа Алладина" ). С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках. Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др. При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А. А. Нестеренко. Мотивы Цель действий Тайна Узнать, найти спрятанное, установить истину Общение Восстановить справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор Помощь Помочь, спасти, защитить, освободить, вылечить Красота и польза
Привести в порядок, построить, вырастить, сохранить, починить Самоутверждение Дойти, добраться, куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие Пример сказки: " Счастливый день" (автор Коля Вихров, 6 лет) Жил-был Свистун. Он всех пугал своим свистом в лесу. Жил он в пещере. Там то светило солнце, то шел дождь. Такая погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал. Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность, рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее богатства. В пятницу Свистун захватил Королеву Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул страничку, сказал Инцы-Брынцы", и сразу наступила суббота. Проснулся Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил - моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. - М.: Экономика, 1991. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. // Исследование проблем психологии творчества. - М., 1983. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. - М., 1977. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление дошкольников. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 1997. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т. 2. М., 1983. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителей. - Гомель: ИПП " Сож", 1999г. - 88с. Григорович Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Автореферат канд. диссерт. М., 1996. Григорович Л. А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3. Григорович Л. А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Ж. " Школа" -М., 1997, №2., с. 49-53 Гуткович И. Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно - практической конференции " Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников". - Челябинск, 5 - 6 июня, 1998. - С. 13-15. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. Дж. К. Джонс. Методы проектирования. -М., Мир, 1996. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. Докторская диссертация. М., 1990. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1988. Журавлева Н. М. Методика составления рифмованных текстов юмористического характера детьми дошкольного возраста. // Тезисы докладов 3-й региональной научно - практической конференции " Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 2 - 3 июня, 2000. -С. 21-22. Зак А. З. Различия в мышлении и речи детей. - М., 1999. Золотой ключик" творческого мышления: Сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары. \\ Под ред. Т. А. Сидорчук. - Челябинск, 2000 - 84 с. Искорка творчества: Сборник методических материалов ДОУ №141 / Под ред. Т. А. Сидорчук. - Ульяновск, 2001. - 80 с. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Минск, 2000г. - 97с. Ладыжинская Т. А. и др. Речь. Речь. Речь. - М., 1983. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. - Рига, изд-во " Эксперимент", 1994. Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки. - С. -Пб., " ТРИЗ - ШАНС", 1995. - 39с. Нестеренко А. А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Пер. с франц. М.: Педагогика, 1969. Поддъяков Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1998. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1986. Пропп В. Я. Морфология сказки. - М.: П., 1969. - 115 с. Родари Д. Грамматика фантазии: введении в искусство придумывания истории. - М., 1978. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Тула, 1993. Сборник методических материалов ДОУ № 167, 147 г. Тольятти / Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2002. - 72 с. Сидорчик Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО " Росток", 1998. - 64 с. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 1997. - 74с. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). - Челябинск: ИИЦ " ТРИЗ - инфо". 2000. - 44 с. Сидорчук Т. А., Самойлова О. Н., Хоменко Н. Н. Признак с именем " Размер". \\ ж. " Пралеска" ( дашкольнае выханне). -Беларусь, Минск, №7, 1997 с. 9-12 Сидорчук Т. А., Самойлова О. Н., Хоменко Н. Н. Технологическая карта метода фокальных объектов (МФО). \\ ж. " Пралеска" (дашкольнае выхаванне). -Беларусь, Минск, № 6, 1997 с. 5-8 Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. - М.: Педагогика, 1978. Творческие задания " Золотого ключика". /Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева - Самара: ДОУ № 277, 2001. - 108 с Творческие задания в работе с дошкольниками: Сборник методических материалов НМЦ № 242 " Садко" /Под общ. ред. Т. А. Сидорчук. - Челябинск, 2000. - 112с. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: изд. РАО, 1994 Хоменко Н. Н. Использование игры " Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995. Хоменко Н. Н. Основы теории сильного мышления. Материалы к семинару по ТРИЗ. Минск. 1997. Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно - практической конференции " Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". - Челябинск, 4 - 5 июня, 1999. - С. 19-21. Эльконин Д. Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|