Составление сказок нравственно-этического типа
Составление сказок нравственно-этического типа Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный (" Суп из топора", " Вершки и корешки" " Лиса и журавль" ). Для того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа. Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана. Базовый алгоритм Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: кухня. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов). Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: занавеска - равнодушная, плита - злая, посуда - болтливая, веник - труженик, холодильник - мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди. ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры. Холодильник охлаждал продукты, но при этом философски относился к окружающему миру. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова " И вот однажды…. " ). ПР: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно). Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. ПР: Злая плита: " И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет". Трудолюбивый веник: " Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь". Занавеска: " Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло". Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. ПР: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы: равнодушной занавеске: " Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому"; труженику венику: " Трудолюбивому и море по колено"; злой плите: " Не злись на других, самому от этого хуже становится". Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: " Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь". Или: " Не смейтесь чужой беде - может быть, своя впереди". Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: " История, подслушанная…", " История, которая произошла там-то…", " Как кто-то учился мудрости".
Методические рекомендации Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев, При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо-, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье - о недовольстве героя, частое хихиканье - о бестолковой веселости). Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники. В процессе создания текста сказок целесообразно использовать приемы эмпатии, которые позволяют ребенку превратиться в героя и от его имени составить текст.
Педагог должен побуждать детей придумывать разнообразные места, где разворачивается диалог оживших предметов: сказка может произойти в портфеле (герои - школьные принадлежности), на письменном столе (герои типичные для этого места), в ванной комнате (герои - туалетные принадлежности).
Составление сказок конфликтного типа Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет. ПР: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей. Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г. С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете. Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир. Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла. Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|