Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала




«Строим по чертежу» (продолжение)

Задачи. Закрепить с детьми представления о чертеже-рисунке, уме­ние зарисовывать элементарную постройку, строить по готовому «чер­тежу». Помочь детям «открыть» прием взаимозаменяемости деталей.

Материалы, инструменты и оборудование. Наборы строительного материала без кубиков и больших брусков. (Раздаются детям в начале занятия и после упражнений — для последующего использования.)

Рисунки с отображением общего контура построек (три-четыре ва­рианта) для каждого ребенка.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что на про­шлом занятии они научились делать простые «чертежи» и пробовали сами строить по ним. Предлагает выполнить несколько упражнений: детям показываются (два-три) варианта контуров построек и просит их выполнить из деталей конструктора. При этом в наборах строи­тельного материала должны отсутствовать нужные детали. Таким об­разом, перед детьми возникает проблемная ситуация: как быть, если нужен, например, кубик, а его под руками нет. Педагог выводит ситу­ацию на общее обсуждение, выслушивая разные предложения детей по ее решению. Как правило, кто-то из детей догадывается, что можно заменить недостающую деталь, составив ее из двух других похожих де­талей меньшего размера. Если это не произойдет — педагог подсказы­вает решение. Так, в первом случае, недостающий кубик можно заме­нить двумя квадратными пластинами; во втором — большой брусок можно заменить двумя маленькими брусками; в третьем — большую треугольную призму можно составить из двух маленьких призм. Надо дать детям возможность самостоятельно выполнить каждое преобра­зование и убедиться, что этот принцип понят детьми.

 

 

 

 

 

 

 

Далее воспитатель говорит детям, что им поступили заказы от лесных зверей на строительство лесных те­ремков. (Можно внести несколько мягких игрушек, вложив им в лапки рисунки.) Предлагает детям выбрать любой их предложенных рисунков и построить по нему лесной теремок. Напоминает, что постройка должна соответствовать рисунку, что в случае нехватки каких-либо деталей, дети те­перь знают, как и чем их заменить.

В конце занятия педагог от лица зверей рассматривает детские пост­ройки, спрашивает, была ли у ребенка ситуация с нехваткой каких-либо де-

644

талей, чем он их в этом случае заменил, хвалит детей за внимание и ста­рательность. Две-три минуты можно дать детям для свободного обыг­рывания своих построек.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»1

Задачи. Познакомить детей с творчеством народов Кавказа на при­мере дагестанской сказки.

Развивать способность восстанавливать цепь событий, устанавли­вать смысловые связи как внутри произведения, так и между произве­дениями.

Учить эмоционально и выразительно передавать содержание не­большого прозаического текста в речи и рисунке.

Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня она познакомит их с дагестанской сказкой, которая называется «Храб­рый мальчик». Поясняет, что в нашей стране в высоких Кавказских го­рах находится Дагестан, там живут храбрые и умелые люди. Вырази­тельно читает сказку:

«Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он се­бе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть.

Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы.

Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали:

— Помогите! Помогите!

Но никто не пришел к ним на помощь.

А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше, под­ползает все ближе...

Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов, взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика.

Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил.

Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звезды тучами укрылись.

Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам.

Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:

1 В обраб. М. Булатова.

© Наследники М. Булатова.

645

— Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго!

— Мама, мама, — заплакали птенцы, — этот человек змею убил, нас накормил!

Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчи­ком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не меша­ли.

Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое кры­ло и заплакал.

— Не бойся, — сказала ему чудо-птица. — Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю.

— Отнеси меня домой, — попросил мальчик.

— Садись ко мне на спину, обними за шею. — И чудо-птица подня­ла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.

— Будь всегда таким, как сейчас, — сказала она, улетая».

Опорные вопросы для беседы после чтения сказки:

— Почему сказка называется «Храбрый мальчик»?

— С каких слов начинается сказка?

— Кто хочет рассказать, что мальчик увидел в лесу? (Пересказ фрагмента сказки.)

— Расскажите про то, как мальчик спас птенцов.

— Почему он так поступил, ведь змея была большая и страшная?

— Расскажите, что случилось, когда к своему гнезду прилетела чудо-птица.

— Вспомните, в каких еще сказках животные помогают людям
(«Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Снегурушка и лиса» и др.).

— Как вы думаете, что могло быть по-другому в этой сказке, если
бы мальчик не был храбрым?

Воспитатель предлагает детям нарисовать любой понравившийся им эпизод из сказки (карандашами или фломастерами)

646

АПРЕЛЬ. 29 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети по­знакомятся с телевидением как средством связи, узнают о некоторых профессиях взрослых, работающих в этой сфере, и вместе с тем погово­рят о том, нужно ли смотреть по телевизору все подряд. Большинство за­нятий недели своей формой и названием напоминают знакомые телепе­редачи, что позволяет детям стать как бы активными участниками про­грамм. При этом каждое из занятий сохранит и продолжит решать свои специфические образовательные задачи. Длительное чтение глав из книги А. Линдгрен создаст хороший эмоциональный настрой, усилит впечатления детей. На занятии по развитию математических представ­лений у детей будет развиваться произвольность запоминания, способ­ность оперировать с числовым рядом в уме, они будут составлять число четыре из двух меньших, сравнивать часть и целое.

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Телевидение» 2. Конструирование поделок из бросового материала. «Волшебные превращения пластиковой бутылки» 3. Физкультура № 29.1. Разучивание техники высокого старта; умение бегать на перегонки в парах. Закрепление техники прыжков через короткую скакалку с ноги на но­гу. Развитие выносливости (прыжки через короткую ска­калку сериями с укороченными интервалами отдыха)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры на самокатах, со скакалками Подвижная игра по выбору детей
    После обеда Чтение 1-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»
    Вечер Игры по инициативе детей
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 29 2. Аппликация. «Банка варенья для Карлсона» 3. Музыка № 29.1. Работа над музыкальной игрой-драма­тизацией И. Морозова «Доктор Айболит» (первые сиены сказки)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры на самокатах, со скакалками Подвижная игра «Охотники и обезьяны»
    После обеда Чтение 2-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше, опять прилетел»
    Вечер Игры по инициативе детей

647

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Кто живет в воде» 2. Рисование. «Рыбки в озере» 3. Физкультура № 29.2. Разучивание техники прыжков через длинную скакалку. Закрепление навыка челночного бега. Развитие гибкости (специальные упражнения, вы­полняемые с помощью партнера (упражнения в парах: наклоны, растягивания и др.)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Успей пробежать»
    После обеда Чтение 3-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше, опять прилетел»
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Борис Заходер «Кит и кот» 2. Лепка. «Превращения глиняного Ляпа» 3. Музыка № 29.2. Продолжение работы над музыкаль­ной игрой-драматизацией И. Морозова «Доктор Айболит»
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры с кеглями, скакалками Подвижная игра «Успей пробежать»
    После обеда Чтение 4-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше, опять прилетел»
    Вечер Игры по инициативе детей Физкультурный досуг: ходьба по веревке, канату, поло­женному на пол; упражнения с ракеткой и мячом для на­стольного тенниса; игры «Отрази волан», «Гонка мячей (ногами)», «Чья команда быстрее проведет мяч», «Дет­ский волейбол» и др.
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Собаки — наши друзья» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 29.3. Совершенствование техники ме­тания на дальность. Закрепление умения езды на велоси­педе. Развитие выносливости (подвижные игры: «Чье зве­но скорее соберется?», «Найди пару» и др.)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры на самокатах, с кеглями, скакалками Подвижная игра «Ловишки»
    После обеда Чтение 5-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше, опять прилетел»
    Вечер Игры по инициативе детей

: См. раздел «Природа».

648

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Созданная педа­гогом предметно-игровая среда может сама по себе побудить детей к игре. Так, из большой картонной коробки или деревянных дощечек можно смастерить «экран телевизора». А если педагог объявит себя «телеведущей» и с улыбкой посмотрит на удивленных детей из «телеви­зора», можно надеяться, что эта роль станет привлекательной для мно­гих ребят. Они смогут придумывать свои «телепередачи», разыгрывая с персонажами кукольного театра или другими игрушками сюжеты, ориентированные на зрителя. «Телевизионные программы» могут быть разнообразные: развлекательные и информационные. Зрителями мо­гут быть не только другие дети, но и куклы, мягкие игрушки (мишки, зайцы, жирафы и пр.).

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Телевидение»

Задачи. Знакомить детей с профессиями людей, работающими на телевидении, их профессиональными принадлежностями. Учить де­тей, как надо смотреть телевизор.

Материал. Картинки с изображениями видеокамеры, микрофона, пульт от телевизора.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям пульт от телевизора и спрашивает, что это такое, зачем он нужен; как вклю­чают и выключают телевизор, что еще можно делать при помощи пульта.

Затем обсуждает с детьми, для чего нужен телевизор; что смотрят по телевизору; какие детские передачи дети знают, как они называются, кто их ведет, что происходит на этих передачах.

Воспитатель спрашивает детей, какие взрослые передачи они смот­рят и знают, кто их ведет, что происходит на этих передачах. Выясняет, какие передачи у детей любимые.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как эти передачи де­лают. Рассказывает, что на телевидении работает много людей. Есть корреспонденты и операторы, которые отправляются в разные места, чтобы рассказать и показать нам, что там происходит. Корреспондент встречается с людьми, задает им вопросы, оператор снимает все на ви­деокамеру. Кассеты с записями они привозят на студию, там их монти­руют — вырезают все лишнее, неудачное, не очень интересное. Корот­кие новости с экрана читает диктор. Текст этих новостей пишет редак­тор. Дети вместе придумывают выпуск новостей жизни детского сада («Саша построил дом, Маруся нашла божью коровку, Варя сделала бу­терброд»). Педагог предлагает детям самим стать телевизионными кор­респондентами и придумать, как они могли бы рассказать о каком-ни-

649

будь интересном событии, например, о выставке кошек. Какие вопро­сы они могли бы задать участникам выставки, о чем рассказать в ново­стях по телевидению.

Воспитатель обсуждает с детьми, можно ли долго смотреть теле­визор, почему нельзя (может заболеть голова, глаза станут хуже ви­деть).

Читает детям отрывок из стихотворения Романа Сефа «Баллада о ТВ», оно — о мальчике, который целыми днями смотрел по телеви­зору все подряд.

...И вот уже Сережа

Не ходит

На обед,

И вот уже Сережа

Не видит белый свет.

Сидит у телевизора

И смотрит все подряд:

И «Сельский час»,

И «Новости»,

И передачу «Взгляд».

Летят, летят

Мгновения

За днями дни идут,

И вот друзья Сережины

Кончают институт.

Кто стал известным летчиком,

А кто —

Зубным врачом,

Лишь Иванов Сережа

Остался ни при чем.

Сидит у телевизора

Угрюмый старый дед...

Быть может,

Это — сказка,

А может быть,

И нет.

Воспитатель спрашивает у детей, что значит «Иванов Сережа остал­ся ни при чем» (не смог стать ни летчиком, ни врачом, ни кем-нибудь еще, потому что не учился, а только смотрел телевизор).

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как правильно смотреть телевизор.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА, КАК НУЖНО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР

1. Не сиди слишком близко к экрану телевизора. Лучше, если где-то в комнате есть небольшой источник дополнительного осве­щения.

650

2. Не включай телевизор слишком громко: это вредно для твоих ушей; кроме того, если кто-то хочет отдохнуть, ему может мешать то, что ты смотришь.

3. Не смотри телевизор просто так, только потому, что тебе нечего делать. Старайся выбирать передачи, из которых можно узнать что-ни­будь новое.

4. Посмотри программу передач вместе с родителями. Выбери передачи, которые ты будешь смотреть в течение недели, и отметь их спе­циальным цветным маркером. Договорись с родителями, сколько все­о времени тебе можно смотреть телевизор, и не превышай этого коли­
чества.

5. Обсуждай телепередачи с родителями и друзьями. Если в переда­че просят написать письмо авторам или героям (например, послать ри­сунок на какую-нибудь тему), попробуй выполнить задание и попроси родителей отослать его на телевидение.

После занятия. На следующих занятиях по развитию речи и озна­комлению с природой дети разыгрывают телевизионные передачи «Дог-шоу» и «В мире животных». Воспитатель делает из плотной бума­ги или тонкого картона заготовки «телевизионного пульта», просит де­тей нарисовать его и вырезать. Дети играют в переключение передач: «Я буду смотреть передачу про дельфинов на третьем канале. Вон, дельфин выпрыгнул из воды!» и т. д. Устраивают выставку картин: как бы в рамке — экране телевизора — рисуют кадр из своей любимой пе­редачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...