КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала
«Строим по чертежу» (продолжение) Задачи. Закрепить с детьми представления о чертеже-рисунке, умение зарисовывать элементарную постройку, строить по готовому «чертежу». Помочь детям «открыть» прием взаимозаменяемости деталей. Материалы, инструменты и оборудование. Наборы строительного материала без кубиков и больших брусков. (Раздаются детям в начале занятия и после упражнений — для последующего использования.) Рисунки с отображением общего контура построек (три-четыре варианта) для каждого ребенка. Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что на прошлом занятии они научились делать простые «чертежи» и пробовали сами строить по ним. Предлагает выполнить несколько упражнений: детям показываются (два-три) варианта контуров построек и просит их выполнить из деталей конструктора. При этом в наборах строительного материала должны отсутствовать нужные детали. Таким образом, перед детьми возникает проблемная ситуация: как быть, если нужен, например, кубик, а его под руками нет. Педагог выводит ситуацию на общее обсуждение, выслушивая разные предложения детей по ее решению. Как правило, кто-то из детей догадывается, что можно заменить недостающую деталь, составив ее из двух других похожих деталей меньшего размера. Если это не произойдет — педагог подсказывает решение. Так, в первом случае, недостающий кубик можно заменить двумя квадратными пластинами; во втором — большой брусок можно заменить двумя маленькими брусками; в третьем — большую треугольную призму можно составить из двух маленьких призм. Надо дать детям возможность самостоятельно выполнить каждое преобразование и убедиться, что этот принцип понят детьми.
Далее воспитатель говорит детям, что им поступили заказы от лесных зверей на строительство лесных теремков. (Можно внести несколько мягких игрушек, вложив им в лапки рисунки.) Предлагает детям выбрать любой их предложенных рисунков и построить по нему лесной теремок. Напоминает, что постройка должна соответствовать рисунку, что в случае нехватки каких-либо деталей, дети теперь знают, как и чем их заменить. В конце занятия педагог от лица зверей рассматривает детские постройки, спрашивает, была ли у ребенка ситуация с нехваткой каких-либо де- 644 талей, чем он их в этом случае заменил, хвалит детей за внимание и старательность. Две-три минуты можно дать детям для свободного обыгрывания своих построек.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»1 Задачи. Познакомить детей с творчеством народов Кавказа на примере дагестанской сказки. Развивать способность восстанавливать цепь событий, устанавливать смысловые связи как внутри произведения, так и между произведениями. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольшого прозаического текста в речи и рисунке. Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня она познакомит их с дагестанской сказкой, которая называется «Храбрый мальчик». Поясняет, что в нашей стране в высоких Кавказских горах находится Дагестан, там живут храбрые и умелые люди. Выразительно читает сказку: «Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть. Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали:
— Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше, подползает все ближе... Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов, взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика. Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил. Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал. Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звезды тучами укрылись. Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала: 1 В обраб. М. Булатова. © Наследники М. Булатова. 645 — Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго! — Мама, мама, — заплакали птенцы, — этот человек змею убил, нас накормил! Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали. Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое крыло и заплакал. — Не бойся, — сказала ему чудо-птица. — Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю. — Отнеси меня домой, — попросил мальчик. — Садись ко мне на спину, обними за шею. — И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома. — Будь всегда таким, как сейчас, — сказала она, улетая». Опорные вопросы для беседы после чтения сказки: — Почему сказка называется «Храбрый мальчик»? — С каких слов начинается сказка? — Кто хочет рассказать, что мальчик увидел в лесу? (Пересказ фрагмента сказки.) — Расскажите про то, как мальчик спас птенцов. — Почему он так поступил, ведь змея была большая и страшная? — Расскажите, что случилось, когда к своему гнезду прилетела чудо-птица. — Вспомните, в каких еще сказках животные помогают людям — Как вы думаете, что могло быть по-другому в этой сказке, если Воспитатель предлагает детям нарисовать любой понравившийся им эпизод из сказки (карандашами или фломастерами) 646 АПРЕЛЬ. 29 НЕДЕЛЯ
Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе дети познакомятся с телевидением как средством связи, узнают о некоторых профессиях взрослых, работающих в этой сфере, и вместе с тем поговорят о том, нужно ли смотреть по телевизору все подряд. Большинство занятий недели своей формой и названием напоминают знакомые телепередачи, что позволяет детям стать как бы активными участниками программ. При этом каждое из занятий сохранит и продолжит решать свои специфические образовательные задачи. Длительное чтение глав из книги А. Линдгрен создаст хороший эмоциональный настрой, усилит впечатления детей. На занятии по развитию математических представлений у детей будет развиваться произвольность запоминания, способность оперировать с числовым рядом в уме, они будут составлять число четыре из двух меньших, сравнивать часть и целое.
647
: См. раздел «Природа». 648 Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Созданная педагогом предметно-игровая среда может сама по себе побудить детей к игре. Так, из большой картонной коробки или деревянных дощечек можно смастерить «экран телевизора». А если педагог объявит себя «телеведущей» и с улыбкой посмотрит на удивленных детей из «телевизора», можно надеяться, что эта роль станет привлекательной для многих ребят. Они смогут придумывать свои «телепередачи», разыгрывая с персонажами кукольного театра или другими игрушками сюжеты, ориентированные на зрителя. «Телевизионные программы» могут быть разнообразные: развлекательные и информационные. Зрителями могут быть не только другие дети, но и куклы, мягкие игрушки (мишки, зайцы, жирафы и пр.).
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Телевидение» Задачи. Знакомить детей с профессиями людей, работающими на телевидении, их профессиональными принадлежностями. Учить детей, как надо смотреть телевизор. Материал. Картинки с изображениями видеокамеры, микрофона, пульт от телевизора. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям пульт от телевизора и спрашивает, что это такое, зачем он нужен; как включают и выключают телевизор, что еще можно делать при помощи пульта. Затем обсуждает с детьми, для чего нужен телевизор; что смотрят по телевизору; какие детские передачи дети знают, как они называются, кто их ведет, что происходит на этих передачах. Воспитатель спрашивает детей, какие взрослые передачи они смотрят и знают, кто их ведет, что происходит на этих передачах. Выясняет, какие передачи у детей любимые. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как эти передачи делают. Рассказывает, что на телевидении работает много людей. Есть корреспонденты и операторы, которые отправляются в разные места, чтобы рассказать и показать нам, что там происходит. Корреспондент встречается с людьми, задает им вопросы, оператор снимает все на видеокамеру. Кассеты с записями они привозят на студию, там их монтируют — вырезают все лишнее, неудачное, не очень интересное. Короткие новости с экрана читает диктор. Текст этих новостей пишет редактор. Дети вместе придумывают выпуск новостей жизни детского сада («Саша построил дом, Маруся нашла божью коровку, Варя сделала бутерброд»). Педагог предлагает детям самим стать телевизионными корреспондентами и придумать, как они могли бы рассказать о каком-ни- 649 будь интересном событии, например, о выставке кошек. Какие вопросы они могли бы задать участникам выставки, о чем рассказать в новостях по телевидению. Воспитатель обсуждает с детьми, можно ли долго смотреть телевизор, почему нельзя (может заболеть голова, глаза станут хуже видеть). Читает детям отрывок из стихотворения Романа Сефа «Баллада о ТВ», оно — о мальчике, который целыми днями смотрел по телевизору все подряд. ...И вот уже Сережа Не ходит На обед, И вот уже Сережа Не видит белый свет. Сидит у телевизора И смотрит все подряд: И «Сельский час», И «Новости», И передачу «Взгляд». Летят, летят Мгновения За днями дни идут, И вот друзья Сережины Кончают институт. Кто стал известным летчиком, А кто — Зубным врачом, Лишь Иванов Сережа Остался ни при чем. Сидит у телевизора Угрюмый старый дед... Быть может, Это — сказка, А может быть, И нет. Воспитатель спрашивает у детей, что значит «Иванов Сережа остался ни при чем» (не смог стать ни летчиком, ни врачом, ни кем-нибудь еще, потому что не учился, а только смотрел телевизор). На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как правильно смотреть телевизор. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА, КАК НУЖНО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР 1. Не сиди слишком близко к экрану телевизора. Лучше, если где-то в комнате есть небольшой источник дополнительного освещения. 650 2. Не включай телевизор слишком громко: это вредно для твоих ушей; кроме того, если кто-то хочет отдохнуть, ему может мешать то, что ты смотришь. 3. Не смотри телевизор просто так, только потому, что тебе нечего делать. Старайся выбирать передачи, из которых можно узнать что-нибудь новое. 4. Посмотри программу передач вместе с родителями. Выбери передачи, которые ты будешь смотреть в течение недели, и отметь их специальным цветным маркером. Договорись с родителями, сколько всео времени тебе можно смотреть телевизор, и не превышай этого коли 5. Обсуждай телепередачи с родителями и друзьями. Если в передаче просят написать письмо авторам или героям (например, послать рисунок на какую-нибудь тему), попробуй выполнить задание и попроси родителей отослать его на телевидение. После занятия. На следующих занятиях по развитию речи и ознакомлению с природой дети разыгрывают телевизионные передачи «Дог-шоу» и «В мире животных». Воспитатель делает из плотной бумаги или тонкого картона заготовки «телевизионного пульта», просит детей нарисовать его и вырезать. Дети играют в переключение передач: «Я буду смотреть передачу про дельфинов на третьем канале. Вон, дельфин выпрыгнул из воды!» и т. д. Устраивают выставку картин: как бы в рамке — экране телевизора — рисуют кадр из своей любимой передачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|