Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АППЛИКАЦИЯ ленточная «Банка варенья для Карлсона»




Задачи. Учить детей составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа.

Показать рациональный способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация).

Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Воспитывать навыки организации и планирования работы.

Предварительная работа. Освоение техники ленточной апплика­ции.

Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и прямоуголь­ники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента, цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими элемента­ми. Банки и баночки разной формы.

Содержание занятия. Воспитатель проводит дегустацию варенья (игру «Угадай на вкус»). Спрашивает, кто из детей какое варенье лю­бит (или какое варенье бывает — из каких ягод и фруктов). Интересу­ется, кто из литературных героев любил сладкое, вкусное, душистое варенье и предлагает детям сделать аппликации «Банка варенья для Карлсона».

Педагог напоминает детям рациональный способ вырезания из бу­маги, сложенной гармошкой или пополам два-четыре раза (в зависи­мости от мягкости бумаги).

— Посмотрите. Я беру полоску бумаги, складываю пополам, еще раз пополам, рисую какую-нибудь ягодку или фрукт, например вишен­ку, чтобы не перерезать по бокам, где ягодка попадает на сгиб. Выре-

656

заю, стараясь оставить неразрезанными румяные бока. Ягодки будто бы цепляются друг за друга, и получится вот такой ягодный «хоровод». А если перерезать рисунок на сгибах бумаги, ягодки разъединятся и «хоровод» не получится.

Далее педагог спрашивает, как дети будут вырезать банку. После от­ветов детей уточняет способ вырезания из бумаги, сложенной попо­лам, и показывает разные варианты формы банок (см. рис.).





Дети определяются со своими замыслами и сначала вырезают бан­ку, а затем много ягодок или фруктов, чтобы наполнить ими банку. Вы­резанные ягоды накладывают на банку, чтобы увидеть степень ее за­полнения. «Готовя» варенье, дети складывают полоски бумаги гармош­кой или дважды пополам, рисуют простым карандашом один элемент (к примеру, конфету, мячик, птичку, зонтик...), выводя некоторые эле­менты рисунка на сгибы, и показывают педагогу. Воспитатель проверя­ет, чтобы были зафиксированы детали на сгибах, напоминает, что на этом месте нельзя разрезать. Часть ягодок вырезают разрозненно, пе­ререзав сгибы (см. рис.).

(Эта работа может быть продолжена после занятия в самостоятель­ной художественной деятельности или на занятии в изостудии.)

После занятия. В свободное время дети могут по своему желанию оформить композицию «Кладовочка Карлсона, который живет на крыше».

ПРИРОДА

«Кто живет в воде»

Задачи. Познакомить детей с обитателями водоемов, их взаимосвя­зями между собой и приспособленностью к водной среде обитания, воспитывать бережное отношение к водоемам как «домам» водных жи­вотных и растений.

I

Материалы, инструменты, оборудование. Набор карточек «Озеро».

федварительная работа. Экскурсия на водоем, наблюдения за "оитателями аквариума.

657

Наблюдения на неделю (материал по дням распределяет сам воспи­татель).

Наблюдения на прогулке. Воспитатель проводит с детьми экскурсию на берег ближайшего водоема — пруда, озера, реки. (Содержание экс­курсии, количество наблюдений определяет сам воспитатель в зависи­мости от особенностей местных водоемов, климатических условий и продолжительности экскурсии.) Для проведения наблюдений пона­добятся лупы, прозрачные банки для забора воды, коробочки для сбо­ра природного материала, сачки (чтобы выловить улиток, растения из воды).

Перед экскурсией воспитатель сообщает детям, что сегодня они от­правятся в гости к водным жителям и предупреждает, что на берегу во­доема нужно вести себя осторожно, не подходить близко к воде, не на­клоняться. Подойдя к водоему, воспитатель просит детей внимательно посмотреть на воду и сказать, течет ли она. Чем отличается озеро от ре­ки? (В реке вода все время куда-то бежит, торопится, а в озере стоит на месте. Пруд — это тоже озеро, но его создали люди. Значит, вода в нем тоже стоит на месте.) Если детский сад находится недалеко от морско­го побережья, воспитатель рассказывает о том, что море — это часть большого океана, поэтому мы не видим его противоположный берег. Есть ли сейчас волны в озере (в море, реке, пруду)? Если есть, дети за­крывают глаза и слушают плеск волн, рассказывают, что он им напо­минает. Воспитатель подчеркивает, что волны бывают в ветреную пого­ду, а в тихую, ясную поверхность воды спокойна.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в озере (реке) мно­го воды, часть берега затоплена. «Какими они были зимой?» (Замерз­шими, покрытыми льдом. Вокруг них было много снега. Весной снег растаял, с берегов ручейки побежали в озеро, реку.) Дети вспоминают весенние наблюдения за ручейками и лужами. (Воды стало больше.)

Воспитатель рассказывает, что в тех местах, где живут дети, вода в реках и озерах пресная, несоленая, в отличие от морской. (Или, на­оборот, — соленая в море. Есть и озера с солоноватой водой.) Дети высказывают свои предположения о том, что может расти и кто мо­жет жить в пресном водоеме. Затем все вместе исследуют берег: ка­мушки, песок, растения, ищут улиток, насекомых, выясняют, отлича­ются ли прибрежные растения от тех, что растут вдалеке от воды. На берегу многих рек и озер можно обнаружить заросли тростника, рогоза (его обычно называют камышом), осоки. В это время года можно увидеть и красивые высокие желтые водные ирисы (касати­ки). Дети могут померяться ростом с отдельными высокими растени­ями. Воспитатель подчеркивает, что все эти растения растут только там, где много воды. Можно ли спрятаться в таких зарослях? Дети вы­сказывают предположения о том, какие животные могли бы здесь жить или прятаться. (Среди густых высоких растений прячутся ля­гушки, отдыхают, вьют гнезда и высиживают птенцов птицы.) Здесь много насекомых, могут спрятаться и большие звери — ондатры, бо-

658

бры. Но, как правило, большие звери не живут у водоемов, которые часто посещает человек.

У самого берега, в воде, нередко растет очень интересное расте­ние — стрелолист. Воспитатель обращает внимание на его листья. Верхние листья стрелолиста действительно похожи на стрелы. Распо­ложены они над водой. Дети трогают верхние листья: они твердые или мягкие? Твердые. На середине же стебля растут продолговатые листья. Они мягкие и уже не так сильно похожи на стрелы. (Дети сравнивают форму разных листьев, а если это безопасно, то и трогают их.) Эти мяг­кие листья поддерживает вода, и они просто плавают на ее поверхнос­ти. Невдалеке от берега, где нет большого течения, растут кувшинки (их обычно называют «белыми лилиями») и кубышки (их называют «желтыми лилиями»). Воспитатель обращает внимание детей на то, что листья этих растений плавают на воде. Умеют плавать и их семена. У кувшинок и кубышек очень мягкие стебли. В озере их поддерживает вода. Летом они очень красиво цветут.

На многих озерах, реках бывает много ряски — небольших зеленых кружочков. Воспитатель с помощью сачка аккуратно достает из воды небольшое количество ряски. Дети рассматривают ее, в том числе и че­рез лупу. Воспитатель обращает их внимание на то, что ряска отлично плавает. Обычно одна ряска состоит из трех кружочков — одного боль­шого и двух маленьких. Со временем маленькие отделятся от большо­го кружочка и будут плавать сами. Можно взять ряску с собой в группу и поместить в банку с водой для наблюдений. Дети трогают ряску и убеждаются, что она очень легко прилипает к рукам. Почему? Если животное, например птица, сядет на воду, где много ряски, к ней при­липнет несколько кружочков растения. Полетит птица на другое озеро, и кружочки с ней. Значит, в другом водоеме тоже появится растение ряска. Иногда ее можно увидеть даже в лужах, канавах. Ряску едят мно­гие водные животные, например утки.

Если у берега есть плавающие растения, воспитатель вылавливает их сачком и дает детям рассмотреть, обращая внимание на то, что их мягкие стебельки без воды не могут стоять, а только лежат. Такие рас­тения растут только в воде.

Дети выясняют, есть ли на этом водоеме птицы (утки, чайки, трясо­гузки), ищут их следы, если это безопасно, наблюдают за рыбками, во­домерками в воде. Воспитатель напоминает детям, что во время опы­тов они выяснили, что вода прозрачная. Прозрачна ли вода в этом во­доеме? Почему дети так считают?

Наблюдая за водомерками, дети рассматривают, как они двигаются. (Они очень легкие, их ножки устроены так, что не проваливаются в во-ДУ, а скользят по ней.) Воспитатель предлагает подумать, почему эти насекомые получили такое название. (Они быстро бегают по воде, словно «меряют», измеряют поверхность озера.)

В некоторых регионах в это время в воде у берега и в лужах на самом берегу можно обнаружить лягушачью икру. Если осторожно взять не­много такой икры вместе с водой и поместить в прозрачную емкость,

659

дети смогут ее рассмотреть, найти черное пятнышко, из которого со временем появится головастик. После исследований икру возвращают обратно, так как без воды икринки засохнут.

Воспитатель рассказывает, что весной многие лягушки очень кра­сиво поют — квакают хором, и предлагает послушать, нет ли таких ля­гушек на этом озере. (Для того чтобы лягушки не испугались и не пре­кратили свое пение, нужно стоять неподвижно и не шуметь.) Воспита­тель рассказывает, что зеленая одежда лягушки помогает ей спрятаться. Часто лягушки сидят на берегу, но мы их замечаем только тогда, когда они выпрыгивают из-под наших ног. Незаметны они и в воде. Лягуш­ки с удовольствием едят комаров, которых они отлично ловят с помо­щью длинного языка. А на лягушек охотятся ужи, цапли и другие пти­цы. Так что им есть от кого прятаться. Лягушки особенные живот­ные — они отлично плавают в воде и ничуть не хуже прыгают по земле. Их так и называют — земноводные.

Летают ли у озера комары? Они тоже не могут жить без воды. Взрос­лые комары летают у воды, а в воде обитают их личинки — мотыли. Этих личинок многие дети знают, так как ими кормят и аквариумных рыбок. Едят их и озерные (речные) рыбы. У воды за комарами охотят­ся стрекозы.

Дети внимательно рассматривают улиток. Обычно на берегу или у берега можно обнаружить улиток катушек, прудовиков. Нередки на берегу и перловицы, и остатки их больших раковин. Воспитатель рас­сказывает, что улитки помогают очищать воду в озере. Особенно хоро­шо это делают перловицы. Они раскрывают свои створки, как книжку, и собирают грязь. Многие люди этого не знают. Отдыхающие нередко собирают перловиц со дна и выбрасывают на берег, где те гибнут. Пра­вильно ли поступают эти люди?

В конце экскурсии воспитатель делает вывод: озеро (река, пруд, мо­ре) — это «дом» для многих животных и растений. В каком доме при­ятнее жить — чистом или грязном? Конечно, в чистом. В грязном доме рыбы, улитки, птицы начинают болеть и даже погибают. Значит, все мы, люди, должны вести себя так, чтобы озерные и речные «дома» ос­тавались как можно дольше чистыми. Не выбрасывать в воду мусор, не оставлять его на берегу и т. д.

В конце экскурсии каждый ребенок берет что-нибудь себе на па­мять об озере и кладет в коробочку или в мешочек камешек, старую ра­ковину улитки и т. п. (При этом нельзя ничего рвать и ловить живые объекты!)

Во время экскурсии на морское побережье воспитатель обращает внимание детей на то, какие здесь дно и берег. На песчаном дне обита­ют одни животные и растения, на каменистом — другие. (Воспитатель напоминает детям, какие свойства песка и камней они определяли во время проведения опытов.) Имеет значение также и то, на берегу како­го моря живут дети — теплого, южного, или холодного, северного. Вос­питатель предлагает детям рассмотреть выброшенные на берег водные растения, найти разные камешки. В море вода особая, поэтому в нем

660

живут совсем другие животные, чем в реках и озерах с пресной водой. В конце экскурсии в банку наливают морскую воду. В группе эту банку оставляют до тех пор, пока вода не испарится. На дне банки останется соль.

Наблюдения в группе. Дети наблюдают за рыбками в аквариуме. Вос­питатель напоминает об особенностях аквариумных обитателей, с ко­торыми они знакомились на одном из предыдущих занятий, о том, что в аквариуме обитают растения и животные, которым хорошо живется только в воде.

Содержание занятия. В начале занятия воспитатель просит детей вспомнить, каких животных и какие растения они видели во время экскурсии на озеро. Затем дети садятся вокруг стола, на котором ле­жит большой лист голубой бумаги — это озеро. Рядом стопкой лежат маленькие карточки с изображением разных животных и растений, в том числе и водных. Воспитатель объясняет, что на занятии дети должны «заселить» озеро растениями и животными. Затем берет по очереди карточки и спрашивает у детей, нужно ли помещать в озеро изображенное на ней животное (растение). В случае возникновения затруднений с ответом, воспитатель сам называет животное и расте­ние. Если на карточке нарисован обитатель водоема, воспитатель вкратце рассказывает о нем, обращая особое внимание на его приспо­собление к жизни в воде, и кладет на лист голубой бумаги. Например:

— Бобр. Бобров можно увидеть только в местах, где редко бывают люди. Бобры живут по берегам рек, но заплывают и в озера. Они лю­бят только чистую воду. В крутых берегах эти звери делают норы со входом под водой. А еще бобры сооружают из веточек и глины гнез­да-хатки. У бобров очень острые и крепкие зубы. Что такими зубами лучше кушать: манную кашу или грызть что-то твердое? Весной и ле­том бобры питаются побегами растений: крапивы, тростника, водно­го ириса. (Некоторые из этих растений дети видели во время экскур­сии.) На зиму же они запасают веточки деревьев. Острыми зубами бо­бры подгрызают дерево и валят его, как настоящие лесорубы. Бобры делают на реках целые плотины из деревьев. Хвост бобра — это его руль и весло. А еще хвост помогает подавать сигналы. Испугавшись, зверь ныряет в воду и при этом громко шлепает хвостом. Другие боб­ры слышат этот звук и прячутся. На лапках зверя есть перепонки, как У лягушки или утки, что тоже помогает ему плавать. Его густой мех не намокает в воде, потому что волоски будто намазаны маслом.

— Кувшинка. На экскурсии дети видели листья кувшинок. На кар­точке нарисованы и их красивые белые цветки с желтой серединкой, которые появляются летом. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок — нектар. Цветки кувшинки особенные — они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закры­ваться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вече­ром. Их даже называют цветы-часы. По поведению цветков кувшинки

661

можно предсказывать погоду. Перед ненастьем они прячутся в воде. Листья и цветки у кувшинок — на длинных стебельках-веревочках. Эти стебельки-веревочки связывают их с толстыми корешками, которые лежат на дне реки и кормят растение. Стебелек у кувшинки очень неж­ный, в реке его держит вода, а вот на суше он прямо стоять не может. Некоторые люди срывают цветки для букетов, но почти сразу же вы­брасывают: на суше, без воды, кувшинки и кубышки очень быстро за­крываются и вянут. В реках, озерах этих растений остается все меньше. Во многих местах их охраняют. Так что лучше всего любоваться кув­шинками с берега реки и не рвать их. Во многих местах их охраняют.

Лягушка. Как уже дети знают, лягушка отлично плавает, и ничуть не хуже прыгает. Чем необычны ее лапки? На них есть перепонки.(Пусть дети сначала сами выскажут предположение, для чего они нужны.) Кто из детей плавал в ластах? Похожи ли ласты на лапки лягушки?
(Если есть возможность, хорошо показать ласты.) С такими перепон­ками лягушке удобно плавать.

— Гусь. Воспитатель предлагает детям подумать, почему так гово­рят: «Как с гуся вода»? почему именно с гуся, а не «с курицы», напри­мер? Гуси очень любят плавать, и при этом их перья совсем не намокают, потому что они смазаны особым жиром. Вода просто стекает с них.
Гуси, утки, лебеди всегда «выходят сухими» из воды. На лапах гуся, как
и многих других плавающих в воде птиц, есть перепонки. Они тоже по­могают плавать.

— Рыба. (На карточке может быть изображена любая рыба.) Если
лягушка и бобр могут жить и в воде, и на суше, то рыбы без воды бы­
стро погибают. Почему у рыб такая форма туловища? Воспитатель на­
поминает детям, что когда люди ныряют в реке или 'в бассейне,
то стараются держать руки вдоль туловища, а не разводят их в сторо­ны. Почему? Так легче нырять, а руки, разведенные в стороны, тор­мозят движение. Рыбам очень удобно плавать — у них нет ни рук,ни ног. Вода как бы обтекает их туловище, а хвост и плавники помогают плыть.

После «заселения» озера воспитатель еще раз вместе с детьми пере­числяет всех его обитателей и делает вывод: в реках, озерах (в воде) рас­тут особые растения, живут особые животные. Все они устроены так, чтобы им было удобно жить именно в воде. Например, необычные ла­пы, хвосты помогают им хорошо плавать, а мех зверей, перья птиц не намокают. Не будет чистых рек, озер (морей), не будет и этих живот­ных. Необходимо бережно относиться ко всем водным обитателям, ох­ранять «дома», в которых они живут: моря и океаны, реки и озера — поддерживать чистоту и в воде, и на берегу.

После занятия. Дети наблюдают за рыбками в аквариуме. Воспита­тель предлагает им подумать, чем аквариум похож на озеро, к которо­му они ходили на экскурсию, а чем отличается от него.

Воспитатель вместе с детьми считает количество кружочков у при­несенной ряски и ставит банку с водой и с этим растением в освещен-

662

ное место. Количество кружочков-рясок пересчитывают через одну, две недели и т. д. (С каждой неделей их становится все больше.) Если на территории детского сада есть водоем, после наблюдений можно поместить ряску в него.

Дети рисуют озеро (море, реку, пруд) или его обитателей, которых видели на экскурсии. Воспитатель читает детям стихотворение Бориса Заходера «Кит и кот» и обсуждает, почему кит не смог жить на суше, а кот — в океане.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...