Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы, инструменты, оборудование.




Демонстрационный ма­ териал:

Числа от 0 до 10.

Два квадратных листа бумаги (со стороной 20 см).

652

Природный материал (желуди, небольшие камушки). Двенадцать кружков — двусторонних или двух цветов (например, шесть красных и шесть синих).

Раздаточный материал: Счетные карточки. Числа от 0 до 10.

Мелкие игрушки двух видов в достаточном количестве. Квадратные листы бумаги (со стороной не менее 15 см). По четыре кружка, у которых одна сторона одного цвета, а другая другого (диаметром 3 см).

Ножи для разрезания бумаги или ножницы.

Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с детьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц и год).

В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел  от 0 до 10, который постоянно находится на доске, начиная с занятия № 27.

Дети объединяются в группы по четыре-шесть человек, придумыва­ют названия своих компаний.

Выбирается две компании. Воспитатель предлагает каждой из них определить, каким голосом — великана или карлика — они будут назы­вать числа.

Первая компания хором считает по порядку от одного до десяти, например, голосом великанов. Другие дети оценивают правильность выполнения задания.

Вторая компания, также все вместе, считает в обратном порядке, голосами карликов. Числовой ряд, расположенный на доске, помогает детям правильно считать. Другие дети группы оценивают качество вы­полнения задания.

Затем поочередно из-за столов поднимаются две другие компании. И также считают в прямом и обратном порядке, только в прямом по­рядке — голосами карликов, в обратном — великанов.

Игра «Угадай, какое число я пропустила»

Воспитатель вначале называет два числа, пропустив одно число между ними. Например, пять и семь. Дети показывают цифру, обо­значающую пропущенное число. Затем воспитатель называет еще од­но число, например, восемь — десять. И просит детей показать циф­ру, обозначающую пропущенное число. Дети показывают 9. Потом воспитатель называет подряд несколько чисел, например, один, два — четыре, пять. Дети находят у себя на столе и показывают циф­ру 3. Упражнение с называнием нескольких чисел повторяется еще Два раза.

Воспитатель показывает детям квадратный лист бумаги. Уточняет с ними его форму, вспоминает с детьми, на сколько равных частей его

653

можно разделить. Дети отвечают: на две и четыре. Воспитатель предла­гает детям разделить свой листочек на четыре равные части. Своим по­казом напоминает детям последовательность операций по делению квадрата, дети повторяют за воспитателем каждую операцию (см. заня­тие № 12).

В наборном полотне выставлен целый лист бумаги и такой же лист, разделенный на четыре равные части. Воспитатель, показывая на четыре части квадрата, говорит: «Если бы это были носовые пла­точки, скольким ежикам мы могли бы их подарить?» Дети отвечают: «Четверым». — «А я вам скажу один секрет: меня попросили восемь гномиков подарить им по платочку. Гномики меньше ежиков, поэто­му и платочки у них могут быть поменьше. Как вы думаете, можно ли из этих платочков сделать восемь платочков поменьше», — говорит воспитатель. Затем на глазах у детей воспитатель берет каждую часть и делит ее пополам. Пересчитывает вместе с детьми, сколько получи­лось платочков: «Восемь. Гномиков тоже восемь. Хватит каждому гномику по платочку?» После этого предлагает детям сделать то же самое, получив по восемь платочков. Таким образом, дети разделили целый лист на восемь равных частей. При делении листа дети пользу­ются ножом для разрезания бумаги или ножницами, или разрывают бумагу по линии сгиба, выбирая способ, соответствующий своим умениям.

Игра «Разведчики»

К доске выходят четверо детей. Желательно, чтобы это были две девочки и два мальчика. Воспитатель уточняет с детьми, сколько вы­шло человек. «Четверо». Сколько девочек и сколько мальчиков? Де­ти: «Две и два. А вместе четыре». Воспитатель предлагает вышедшим к доске найти себе пару среди сидящих за столами детей. Каждый должен найти пару только взглядом, не помогая себе ни руками ни кивком головы. Примерно через 20 секунд по сигналу воспитате­ля найденные взглядом дети выходят к доске, а стоявшие ранее садят­ся на свои места. Это происходит одновременно. Теперь вновь встав­шие у доски ищут взглядом себе пару, но только не из тех детей, кото­рые уже были у доски. По сигналу воспитателя стоящие у доски и выбранные дети одновременно меняются местами. Вновь вышед­шие дети также ищут себе пару, но не из тех детей, которые уже выхо­дили.

Если в игре возникнут ситуации, что к доске вышли, например, три девочки и один мальчик или три мальчика и одна девочка, то воспита­тель уточняет с детьми, сколько всего (четверо) и кого сколько (напри­мер, три и один).

Игра «Разведчики» повторяется три-четыре раза.

Воспитатель ставит на доске (наборном полотне) четыре кружка од­ного цвета. (При использовании металлической доски не следует ис­пользовать поверх бумажных кружков магниты, так как для детей зна-

654.

чимой является и форма магнитов.) Дети хором пересчитывают круж­ки. Воспитатель ставит цифру 4. Затем на глазах у детей переворачива­ет один кружок (или заменяет кружком другого цвета); обращает вни­мание на сложившуюся ситуацию. Дети видят один красный, три си­них. Воспитатель подчеркивает рукой — один кружок и три кружка, и одновременно говорит: «Один и три, а вместе четыре». Дети повторя­ют за воспитателем.

Воспитатель переворачивает на другую сторону (другого цвета) еще один кружок. Перед детьми — два красных и два синих. Воспитатель, точно также подчеркивая рукой каждую из групп, говорит: «Два и два, а вместе четыре». Дети повторяют.

Воспитатель переворачивает еще один кружок. Перед детьми три красных, один синий кружок. Воспитатель, подчеркивая рукой каж­дую из групп, говорит: «Три и один, а вместе четыре». Дети повторяют.

Цифра 4 все это время находится перед детьми рядом с вариантами состава числа четыре.

Затем воспитатель, передвигая цифру 4 наверх, под ней выкладыва­ет все три варианта состава числа четыре.

 

 

 

Воспитатель предлагает детям на их счетных карточках выложить любой вариант состава числа четыре. У детей на столах мелкий счетный матери­ал — игрушки. Они отсчитывают из большего ко­личества названное, т. е. четыре. На верхнюю по­лоску счетной карточки дети кладут цифру 4, а на нижней — изображают тот или иной вариант со­става числа четыре. Например, два грибочка и два

мальчика, три овечки и одна елочка, одна елочка и три овечки. Вос­питатель просит детей назвать свои варианты состава числа четыре. Дети будут называть и количество и предметы («у меня два грибочка и два мальчика»). А воспитатель каждый раз подытоживает: «Значит у тебя два и два (три и один, один и три)?» Ребенок: «Да». Воспита­тель: «А вместе?» Дети хором: «Четыре». Воспитатель спрашивает: «Два и два. Кто составил такой же вариант? Встаньте! Соседи посмо­трите — два и два?» Аналогичным образом разбираются все три вари­анта.

• Воспитатель показывает детям на раскрытой ладони четыре желудя. Дети убеждаются, что их четыре. Затем воспитатель с таинственным видом у себя за спиной зажимает в одной руке два желудя. Показывает детям раскрытую правую руку с лежащими на ладони двумя желудями и спрашивает: «Сколько тут?» Дети: «Два». Воспитатель: «А тут?» — по­казывая на сжатый кулак. Дети догадываются: «Два». Воспитатель рас­крывает кулак и дети видят, что там действительно два желудя. Воспи­татель перекладывает желуди на одну ладонь и спрашивает: «А сколько теперь?» Дети: «Четыре».

Следующие два варианта: три желудя на открытой ладони, один спрятан в кулаке; один желудь на открытой ладони, три спрятаны в ку-

655

лаке. Воспитатель создает эти варианты размещения так же, пряча ру­ки за спиной. Затем дети определяют варианты состава числа четыре по описанной выше схеме.

Воспитатель выразительно читает детям наизусть четверостишие:

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

 А орешки не простые,

Все скорлупки золотые. (А. С. Пушкин)

Содержание последующей работы с текстом описано в занятии

№27.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...