Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РИСОВАНИЕ декоративное с элементами аппликации




«Рыбки в озере»

Задачи. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отра­жать свои представления о природе разными изобразительно-вырази­тельными средствами.

Вызвать интерес к изображению рыбок в озере комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте).

Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисова­ния (отпечатки ватными палочками или пальчиками).

Развивать графические навыки и способности к формообразованию.

Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа. Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток, марок с изображением пресноводных рыб средней полосы России (карась, пескарь, окунь, щука, красноперка, карп, ерш и др.) для обогащения художественных впечатлений детей. Подготовка осно­вы для коллективной композиции «Рыбки в озере». Беседа о разных водоемах (озеро, река, море).

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого цвета (одного размера, если будет составляться коллективный альбом), цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов рыбок; гуашевые краски; кисточки разного размера, ватные палочки; баночки с водой, салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек. Варианты декоративного оформления рыбок.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Рыбка»:

Тепло на солнышке. Весна

Берет свои права;

В воде местами глубь ясна,

На дне видна трава.

663

Чиста холодная струя,

Слежу за поплавком, —

Шалунья рыбка, вижу я,

 Играет с червяком.

Голубоватая спина,

Сама как серебро,

Глаза — блестящих два зерна,

 Багряное перо...

Педагог спрашивает детей, почему поэт называет рыбку шалуньей, каким словами он ее описывает (ответы детей). Уточняет, что багряное перо — это не перышки у птицы, а плавники ярко-красного цвета (на­поминает поэтическую строчку «Роняет лес багряный свой убор»).

Затем педагог показывает детям изображения пресноводных рыб, называет их (но не требует от детей запоминания и повторения), сооб­щает, что такие рыбки водятся в реках и озерах России. И предлагает детям изобразить красивых рыбок, плавающих и резвящихся в озере. Уточняет творческую задачу:

— Рыбок мы сначала вырежем из цветной бумаги, а потом офор­мим гуашевыми красками. Чешую, плавники и хвост будем рисовать по своему желанию — кисточкой нанесем узор приемом «примакива-ние», ватной палочкой изобразим пятнышки или палочками поставим отпечатки.

Далее педагог просит детей описать строение и форму тела рыбки, предлагает сделать беглый набросок (эскиз) карандашом или мелом. Интересуется, как показать шалунью рыбку в движении (изогнуть ту­ловище или хвост). Показывает приемы и варианты декоративного оформления рыбок.

Дети выбирают художественные материалы, инструменты по своему желанию и приступают к выполнению творческого задания: вырезают рыбок из бумаги желтого, красного, розового, персикового, серебрис­того цвета, наклеивают силуэты на листы голубой бумаги, оформляют узорами — кисточкой, ватной палочкой или пальчиками (по выбору).


664


После занятия. Дети рассматривают подсохшие рисунки и объеди­няют их в единую композицию «Рыбки в озере» — панно или альбом (см. рис.).


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Борис Заходер «Кит и кот»

Задачи. Познакомить детей с новым для них автором — Борисом Заходером. Продемонстрировать детям зависимость смысла слова от его написания и звучания. Развивать чувство юмора и фантазию, вклю­чая детей в игру со словами и образами.

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что сегодня они познакомятся с еще одним детским писателем — Борисом Заходером. Рассказывает детям о том, что Борис Заходер написал много детских книг, перевел много книг с других языков. Это именно он весело и ин­тересно перевел сказку английского писателя А. Милна «Вини-Пух и все-все-все», сказку шведской писательницы Астрид Линдгрен «Ма­лыш и Карлсон» и многие другие. По многим его книгам сняты мульт­фильмы. А еще Борис Заходер — большой мастер шутки, словесных игр, он написал много веселых и смешных стихов. Сегодня мы почита­ет его стихи. Воспитатель читает детям стихотворение Бориса Заходера «Кит и кот»:

В этой сказке

Нет порядка:

Что ни слово —

То загадка!

Вот что

Сказка говорит:

Жил и-были

КОТ

и

КИТ.

КОТ — огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал.

КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит

КИТ:

Ночью бродит,

Днем храпит.

КОТ

плывет по океану.

КИТ

Из блюдца есть сметану.

Ловит

КИТ

Мышей на суше.

665

кот

На море бьет

Баклуши!

КИТ

Царапался, кусался,

Если ж был неравен спор —

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ

Ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит

В глубину...

КИТ

Любил залезть повыше.

Ночью

Песни пел на крыше.

Позовешь его:

— Кис, кис! —
Он охотно
Спрыгнет вниз.

Так бы все и продолжалось

Без конца, само собой,

Но

Развязка приближалась:

В море

Вышел

Китобой.

Зорко смотрит

Капитан.

Видит — в море

Бьет фонтан.

Он команду подает:

—- КИТ по курсу!

Полный ход!

Китобой

Подходит к пушке...

Пушки — это не игрушки!

Я скажу

Начистоту:

Не завидую

Киту!

— Мама! —
Крикнул китобой,
Отскочив от пушки, —
Что же это?..

Хвост трубой...

Ушки на макушке...

 Стоп, машина!

Брысь, урод!

Эй, полундра:

666

В море — КОТ!

— Успокойся!
Что с тобой?

— Я, — кричит, — не котобой!
Доложите капитану —

Я стрелять в кота не стану!

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов!

«Всем-всем-всем! —

Дрожа, как лист,

Телеграмму шлет радист. —

Всем-всем-всем!

На нас идет

Чудо-Юдо Рыба-КОТ!

Тут какая-то загадка!

В этой сказке нет порядка!

КОТ обязан жить на суше!

SOS! (Спасите наши души!)»

И в ответ

На китобазу

Вертолет

Садится сразу.

В нем

Ответственные лица

Прилетели из столицы:

Доктора,

Профессора,

Медицинская сестра,

Академик по китам,

Академик по котам,

С ними семьдесят студентов,

Тридцать пять корреспондентов,

Два редактора с корректором,

Кинохроника с прожектором,

Юные натуралисты

И другие специалисты.

Все на палубу спустились,

Еле-еле разместились.

Разбирались

Целый год —

Кто тут КИТ,

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили.

И в конце концов

Решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка,

Опечатка:

Кто-то,

Против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил «КИТ» на «КОТ»,

667

«КОТ» на «КИТ», наоборот!»

Ну,

И навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

В океан

Уходит КИТ.

КОТ на кухне

Мирно спит...

Все как надо,

Все прилично.

Сказка стала — на «отлично»!

Всем понятна и ясна.

Жаль,

Что кончилась

Она!..

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает у детей:

— Понравилось ли вам это стихотворение и чем? (Оно веселое,
смешное, забавное.)

— Почему оно получилось смешным? (Потому что кот плавает
в море, а кит живет на суше, мяукает, ест сметану, ловит мышей.) Вос­питатель помогает детям вспомнить как можно больше парадоксальных ситуаций, описанных в стихотворении. Предлагает детям самим придумать различные ситуации: что еще мог бы делать этот загадочный КОТ и этот загадочный КИТ.

— Кто из вас вспомнит, что сказал китобой, зарядив пушку и уви­дев кота вместо кита? («Я не котобой!»)

— Что сделали моряки, обнаружив кота вместо кита? (Они послали телеграмму.) Как они назвали кота? («Чудо-юдо Рыба-кот».)

— Что установила комиссия? (Что в сказке ошибка, перепутаны слова «кит» и «кот», поэтому в ней и не было порядка.)

— Чем закончилась эта история? (Ошибка исправлена: кит стал жить в море, а кот — на суше.)

Далее воспитатель предлагает детям послушать еще одно забавное стихотворение Бориса Заходера, которое называется «Приятная встреча»:

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака.

Молчали Бука и Бяка.

И Бука

Думал со скукой:

«Чего он так смотрит —

Букой?»

А Бяка думал:

668

«Однако

Какой он ужасный

Бяка...»

Воспитатель спрашивает детей:

— Похоже ли звучат слова — Бяка и Бука?

— А кого называют Бякой? (Бяка — ужасный, вредный, каприз­
ный, жадный, злой, все делает плохо и т. п.)

— А кого называют Букой? (Бука — скучный, угрюмый, ни с кем не
хочет играть, невеселый, неразговорчивый, не любит шутить, надутый
и т. п.)

Затем воспитатель предлагает детям послушать отрывки из стихо­творения Александра Шибаева «Буква заблудилась» и просит их испра­вить нелепицы, которые получились из-за того, что слова звучат «не­правильно». Каждое двустишие читает по два раза: при первом чтении воспитатель акцентирует «неправильный звук», при втором — дети его исправляют.

— Заметили нелепицы, которые получились из-за того, что все сло­ва перепутались? — спрашивает педагог детей. Я буду еще раз медлен­но читать это стихотворение, а вы, как найдете ошибки, громко хло­пайте в ладоши.

(Воспитатель повторно читает стихотворение, делая паузы после каждого двустишия, давая возможность детям заметить ошибку и ис­править ее.)

Выслушав каждое двустишие, педагог разбирает с детьми «ошиб­ки», перепутанные в словах звуки, называя правильный вариант.

Завершается занятие выводом, который педагог помогает сделать детям, о том, как важен каждый звук в слове; что из-за замены всего лишь одного звука, получается совсем другое слово, а иногда и смеш­ная нелепица.

После занятия. Если у детей возникнет интерес, в свободное время педагог может прочитать им стихотворение Л. Кузьминой:

Звуки звонкие, глухие,

Звуки хитрые такие:

Поменяется один —

И уже из КЛИНА - БЛИН.

КАЧКА — в море,

ДАЧКА — в поле,

ТУЧКА - в небе,

КУЧКА-здесь...

Перемен не перечесть!

БОЧКА - КОЧКА,

КОШКА-КАШКА...

Сколько разных ИЗМЕНЕНИЙ,

Сколько сложных ИЗМЕРЕНИЙ...

Наступает летний ВЕЧЕР,

669

Задувает теплый ВЕТЕР,

 Над землей кружится НОЧКА,

 Засыпает мирно ДОЧКА...

Звуки слышим, говорим —

Будь внимательнее к ним!

ЛЕПКА предметная

«Превращения глиняного Ляпа»

Задачи. Продолжать учить детей создавать и трансформировать вы­разительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки.

Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить матери­ал на нужное количество частей разной величины, лепить последова­тельно.

Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнитель­ными материалами. Развивать воображение, чувство формы и пропор­ций.

Предварительная работа. Чтение стихотворения Бориса Заходера «Кит и кот» на занятии по художественной литературе.

Материалы, инструменты, оборудование. Материал по выбору пе­ дагога: глина, сдобное или соленое тесто, или пластилин; бусинки (мелкие пуговички) для глаз, дощечки или клеенки для лепки, салфет­ки бумажные и матерчатые, поворотный диск для сравнительного по­каза способов лепки.

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми стихотво­рение Бориса Заходера «Кит и кот» и предлагает детям подумать, как можно было бы превратить вылепленного кита в кота.

Воспитатель читает детям сказку В. Кротова «Глиняный Ляп»:

«Был такой кусок глины по имени Ляп.

Слепят из него что-нибудь, а ему не нравится. Шлёпнется Ляп на пол — и снова становится куском глины.

А потом он заметил, что всё глиняное обжигают. И тоже забрался в печь. Стал твёрдым-твёрдым.

Увидел мастер, что ничего из него больше не вылепить, и сунул в ящик с обломками. Ох, как там было скучно!»

Педагог спрашивает, как дети представляют себе глиняного Ляпа, и каким способом его лучше слепить. Уточняет, что такого необычно­го персонажа лучше всего слепить скульптурным способом, не деля ко­мок глины (пластилина, соленого теста) на части. В этом случае наш глиняный Ляп легко сможет превращаться в кого угодно, и мы ему в этом поможем.

670

— Вот мой Ляп. Сейчас он выглядит как самый обычный комок глины. Если я его раскатаю в шар и вытяну ножки, получится осьми­ног. Снова сомну, раскатаю в колбаску, изогну — выйдет червячок. Опять сомну в комок. Вытяну небольшую голову, а потом большой, пышный хвостик — вышла белка. Белку легко превратить в петушка: прищепить на голове гребешок, сплющить хвост и прищепить по краю пальчиками перышки — петушок весело кукарекает, задрав голову вверх. Видите: мой глиняный Ляп за одну минуту превращается в кого угодно.

Вот ваши Ляпы. Помогите им превратиться в разные предметы и су­щества.

Начинаем лепить, Только постараемся, чтобы наш глиняный Ляп вышел «как живой». Не забудем про глазки — их можно сделать из бу­синок или пуговичек.

Дети лепят Ляпа, превращая его по своему желанию в разные пред­меты и существа. Воспитатель помогает советами, косвенными вопро­сами, в случае затруднений с планированием повторно показывает схе­му, напоминает строчки текста, поощряет поиски и находки детей, от­мечает оригинальные приемы.

В конце занятия воспитатель предлагает детям принести глиняных Ляпов на полянку или на площадку, чтобы они посмотрели, как изме­нились глиняные Ляпы. Воспитатель советует разместить фигурки так, чтобы им не было тесно.

После занятия. В свободное время дети могут лепить скульптурным способом разные поделки из глины, соленого теста, пластилина, ко­мочков ваты и мятой бумаги.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Собаки — наши друзья»

Задачи. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимо­действие со сверстниками, высказываться на темы из личного опыта.

Учить соотносить слово и выразительные движения; активизиро­вать прилагательные, глаголы; образовывать формы родительного па­дежа множественного числа существительных.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, щ. Учить подбирать слова с этими звуками.

671

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки — собаки раз­ных пород и разных «профессий»: собака со спасательным кругом, со­бака с медицинской сумкой, собака в юбке — «артист цирка», собака с овцами и ягнятами. Предметы: микрофон, юбка, шарфик, мяч, об­руч, палка, воротца. Картинки: собаки (8—10 штук).

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку:

Лежит — молчит,

Подойдешь — заворчит.

 Кто к хозяину идет,

 Она знать дает.

(Собака)1

— К нам в гости пришла собака — пес Пиф.
Пиф:

— Ав, ав, здравствуйте, ребята. Я умею считать. Вот спросите у меня: «Пиф, Пиф, сколько у тебя хвостов?» — и я отвечу. Ну, спросите.

— А теперь спросите про лапы. Про уши. Про глаза. Про нос.
Про рот.

(На каждый заданный вопрос Пиф отвечает. Иногда шутит: «У ме­ня шесть глаз», «У меня много ртов», «У меня пять ушей» и т. п.) Воспитатель:

— Наш Пиф очень умный, способный, он умеет считать. А еще какой он? (Смелый, верный, благородный, храбрый, добрый, преданный, лохматый, ласковый, ловкий, пушистый, быстрый и т. п.)

— Что Пиф умеет делать?
(Свободные высказывания детей.)

— К Пифу в гости пришли четвероногие друзья.
(Воспитатель с помощником расставляют перед детьми игрушеч­ых собак разных пород и «профессий».)

Посмотрите на этих собак. Догадайтесь, что они умеют делать? Как помогают людям? (Свободные высказывания детей. Воспитатель в слу­чае необходимости помогает детям.)

Воспитатель:

— Я вам принесла картинки. На них изображены разные собаки.
Давайте их рассмотрим.

(Пускает по картинке от одного конца сидящих полукругом детей к другому. Дает комментарии. Дети свободно общаются друг с другом.) Воспитатель:

—   Собака — хороший сторож, она подает голос при опасных ситу­
ациях. Сторожевые собаки могут работать в милиции. Для этого их тре­нируют в специальных школах. Есть собаки, которые защищают до­
машних животных от хищников. Это собаки — пастухи. Военные соба-

 

1 См.: Литература и фантазия / Сост. Стрельцова Л. Е. — М.: Просвещение, 1992. С. 131.

672

ки охраняют границы, помогают раненым, доставляя лекарства. Спа­сательные собаки приходят на помощь тонущему человеку, ищут лю­дей, пропавших в горах, вызволяя их из снежного плена. Есть рабочие собаки. Они перевозят тяжело нагруженные сани. Это ездовые собаки. Собака побывала в космосе раньше человека. А еще собаки выступают в цирке, играют в кино и снимаются на телевидении.

— Скажите, кто из вас видел телепередачу с участием собак?
(Свободные высказывания детей.)

— Сейчас у нас такая «передача». Разбейтесь на пары. Договоритесь, кто из вас хозяин, а кто собака. Заготовьте домашнее задание. Приду­майте, что будет демонстрировать ваш любимец, какая у него будет кличка?

— Клички собакам и имя хозяина надо придумать так, чтобы в них слышался звук с. Например, хозяина зовут Саша, а собаку — Смелый.
(Примерные слова: Саша, Настя, Света, Ксюша, Степа, Савва, Соня.
Рекс, Спайк, Соленый, Спуня, Шустрик.)

Вот предметы, которые могут вам понадобиться. (Воспитатель раскла­дывает следующие предметы: шарфик, юбка, мяч, воротца, палка, обруч.)

Воспитатель берет микрофон и начинает вести «программу», вызвав к себе первую пару детей.

— Кто из вас хозяин? Как зовут вас? Вашу собаку? Что умеет делать ваш четвероногий друг? Продемонстрируйте домашнее задание.

(Вызывает по очереди все пары. Каждую пару поддерживают апло­дисментами.) Воспитатель:

— Я хочу рассказать вам смешную историю, которая произошла со мной и моей собакой. Дело было так. Я собралась пообедать. Стала на­крывать на стол, поставила тарелку с котлетами. Мой пес Чак уселся рядом со мной в ожидании лакомства. В это время зазвонил телефон.
Мне нужно было к нему подойти и взять трубку. Когда я вернулась на кухню, то увидела, что тарелка пустая, а Чак спрятался под стол.

— Какие интересные или смешные истории о собаках можете рассказать вы?

(Рассказы детей по желанию.)

Далее воспитатель предлагает разучить скороговорку:

Два щенка щека к щеке

Грызли щетку в уголке.1

Дети читают скороговорку три-четыре раза в разном темпе с разной силой голоса, помогая себе руками (сжимая и разжимая пальцы).

1 Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. — М.: Просвещение,

1991. С. 328.

673

 

 

АПРЕЛЬ. 30 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. В продолжение темы «Те­левидение», начатой на прошлой неделе, будет проведена работа по формированию представлений детей о людях другой культуры, живущих в нашей стране (на примере татарской культуры). Из «телевизионной» программы «Новости» (занятие по познанию окружающего мира) дети узнают о национальном татарском празднике, отразят свои впечатления в лепных работах. Такие занятия как развитие речи, ознакомление с при­родой, художественной литературой, сохраняя для детей внешнюю фор­му игровой телепередачи, содержательно представлены как итоговые. Участие детей в играх-викторинах, в написании коллективного рассказа о наиболее ярких событиях этого учебного года и создание группового журнала «Мы выросли» покажут педагогу изменения в уровне развития детей на конец учебного года, результативность его работы. Дети позна­комятся с вариантами состава числа пять, будет совершенствоваться в умении согласовывать с партнером темп и ритм речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Природа. «Игра «Знатоки» 2. Конструирование. «Превращение коробки» 3. Физкультура № 30.1. Разучивание техники бега по пе­ресеченной местности. Совершенствование техники прыжков в длину с разбега. Развитие быстроты (бег на пе­регонки в парах, по трое; эстафетный бег и др.)
Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Успей пробежать»
Перед сном Чтение 6-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше, опять прилетел»
Вечер Игры по инициативе детей

2 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Познание окружающего мира. «Новости с праздника» 2. Лепка. «Веселый праздник» 3. Музыка № 30.1. Генеральная репетиция в костюмах музыкальной игры-драматизации И. Морозова «Доктор Айболит»
Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «День и ночь»
Перед сном Чтение 7-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше, опять прилетел»
Вечер Игры по инициативе детей

674

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 30 2. Аппликация ленточная. «Дружные ребята» 3. Физкультура № 30.2. Контрольно-проверочное занятие
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Попади в обруч»
    Перед сном Чтение 8-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше, опять прилетел»
    Вечер Игры по инициативе детей Работа с подгруппами детей по оформлению журнала об их жизни в детском саду
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Мы — журналисты» 2. Рисование. «Наша группа» 3. Музыка № 30.2. Игра-драматизация И. Морозова «Доктор Айболит» (показ для родителей)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Попади в обруч»
    Перед сном Чтение 9-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, кото­рый живет на крыше, опять прилетел»
    Вечер Игры по инициативе детей Работа с подгруппами детей по оформлению журнала об их жизни в детском саду
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. «Много книжек — хоро­ших и разных» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 30.3. Контрольно-проверочное занятие
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра по выбору детей, игры на самокатах
    Перед сном Чтение 10-й главы из книги А. Линдгрен «Карлсон, ко­торый живет на крыше, опять прилетел»
    Вечер Игры по инициативе детей Чтение самодельного журнала о жизни детей в детском саду

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. У детей всегда имеет успех та игрушка, тот персонаж, который использовался педа­гогом на занятии или о котором читали книгу. Так, длительное чте­ние сказки А. Линдгрен про Карлсона может побудить некоторых де-

675

тей «экранизировать» отдельные фрагменты сказки в «телевизоре» (большой картонной коробке с вырезанным экраном) или в куколь­ном театре. Главный герой Карлсон может быть включен и совсем в другой сюжет, может взаимодействовать с персонажами из других сказок. Так, Карлсон, Малыш и собака могут стать участниками «Дог-шоу». Такие идеи может подсказать детям педагог, тем самым откры­вая для детей ситуацию «как будто» или «так бывает». Участие педа­гога (с согласия детей) помогает активизировать творчество детей, поддерживает их инициативу в создании новых сюжетов.

ПРИРОДА

«Игра «Знатоки»

Задачи. Закрепить у детей представления о некоторых признаках весны.

Материалы, инструменты, оборудование. Стол с волчком (юлой), вопросы в конвертах (атрибуты игры популярной телепередачи).

«Ящик ощущений», в котором лежат природные объекты (напри­мер, камни, ракушки, шишки) и любые предметы, сделанные руками человека.

Рисунки, фотографии растений, включая раннецветущие, напри­мер, первоцвет весенний (примула), медуница, пролеска сибирская и т. п. (набор видов зависит от особенностей растительного мира кон­кретного региона).

Вырезанные из бумаги капелька воды и снежинка.

Карточки с изображением стадий развития растений, которые са­жали и за которыми наблюдали дети в группе; карточки с изображени­ем природных факторов, необходимых для развития растения (солнце, капелька воды, земля, дождевой червяк и т. п.).

Небольшие детские пирамидки с колечками (без верхушки) для подсчета очков для каждой команды (количество колечек должно со­ответствовать количеству вопросов).

Предварительная работа: наблюдения на прогулках. Вместе с воспи­тателем дети могут изготовить для игры эмблемы для каждой команды — символы весны. Воспитатель заранее рассказывает, что дети станут чле­нами клуба игроков «Знатоки» и проведут игру. Дети делятся на две команды и выбирают капитанов. Если есть возможность, хорошо зара­нее сделать видеозапись фрагмента такой телевизионной игры.

Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспи­татель).

Наблюдения на прогулке. Воспитатель продолжает вести с детьми наблюдения за весенними изменениями в природе. Дети пускают

676

в лужах кораблики, наблюдая за их движением. Воспитатель предла­гает детям пройти весь путь с ручейком: откуда и куда он бежит, куда исчезает? Дети выбирают самый маленький ручеек. (Для того, чтобы было удобнее проводить наблюдения, можно разделить детей на группы, каждая из которых наблюдает за своим ручейком.) Дети про­слеживают путь ручейка (можно для наглядности пустить в ручеек пу­тешествовать небольшой кораблик или хотя бы легкий предмет, на­пример, яркую пластмассовую пробку). Маленький ручеек впадает в ручеек побольше. В свою очередь, ручеек побольше впадает в тре­тий, еще более длинный и широкий ручей и т. д. В конце концов все ручьи оказываются в луже. Воспитатель отмечает, что вот так же точ­но связаны между собой ручьи, реки, моря и озера. Небольшие ручьи впадают в большие, а большие текут в реки. Реки же впадают в озера и моря.

Если в ближайшем парке или на территории детского сада обрезают ветки деревьев и кустарников (или же эти ветки обломил сильный ве­тер), воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся веточку, чтобы потом поставить ее в группе в емкость с водой для наблюдений. Специально срезать ветки с живых растений с целью организации на­блюдений нельзя! За собранными ветками дети наблюдают в группе до тех пор, пока на них не распустятся листочки. Если ветки пустят в во­де корни (например, очень быстро вырастают корни у тополевых вето­чек), можно в мае—июне посадить их на участке, где гуляет группа, и продолжить наблюдения.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям правила популярной телевизионной игры (Если есть видеоролик, показывает ее фрагмент.) Он сообщает, что поскольку за окнами весна, сего­дняшняя игра посвящается именно этому времени года. Звучит музы­ка (например, из «Времен года» П. Чайковского). Команды садятся за столы.

В процессе игры дети выполняют задания и отвечают на вопросы, большинство из которых связано с признаками весны и с проведенны­ми ранее наблюдениями.

Вопросы должны быть разнообразными и оригинальными по фор­ме, например такими:

1. Убедите перелетных птиц в том, что они уже могут (или еще не могут) возвращаться в ваши края, перечислив признаки весны (или их отсутствие — в северных регионах).

2. Отберите фотографии весенних растений (показываются фото­графии, рисунки растений).

3. Какие весенние птицы возвращаются в ваши края весной?

4. Отберите те картинки, на которых изображены весенние приметы и кратко расскажите о них (предлагаются картинки с изображением природы в разное время года).

5. Определите на ощупь и выньте только природные объекты (вносится «черный ящик» — ящик ощущений). Скажите, можно ли их най-

677

 

ти в вашем регионе. Одинаково ли они выглядят во все времена года? Происходят ли с ними какие-либо изменения весной?

6. Отгадайте загадки об одном из времен года, природных явлениях, изменениях в жизни животных и растений.

Примеры загадок:

Белая морковка весной растет1.

Наш серебряный кинжал недолго дома пролежал,

Мы поднять его хотели, он к порогу убежал2.

Зимнее стекло весной потекло3.

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?4

На дворе весна гуляет, скоро белый снег растает, там и тут бегут ру­чьи, гнезда делают... (грачи).

Что за весенняя черная птица трактору чуть ли на нос не садится?

(Грач)5

Вышли девицы весне подивиться, Сели гурьбой над самой водой. Ноги в воде купаются, руки в воде плескаются. Косы с плеч опускаются, сережки висят, качаются.

(Ивы)6

Затем ведущий:

— дает одной команде бумажную капельку воды, второй — бумажную снежинку и просит рассказать, что происходит с капельками воды
и снежинками весной;

— предлагает представителю каждой команды рассказать короткое стихотворение о весне;

— раздает командам карточки с изображением стадий развития растений, которые дети выращивали в феврале, и за развитием кото­рых наблюдали, и просит разложить карточки как можно быстрее в том же порядке, в каком росло и развивалось растение, вспомнить назва­ние этого растения;

1 См.: Природа края. Времена года / Сост. Гаврилова О. Н. — Тюмень: Софт-
дизайн, 1997. С. 43.

2 См.: Там же.

3 См.: Там же. С. 45.

4 См.: Там же. С. 32.

5 См.: Природа края. Животный мир / Сост. Гаврилова О. Н. — Тюмень:
Софтдизайн, 1997. С. 462.

6 Природа края в художественной литературе. Растительный мир / Сост.
Гаврилова О. Н. — Тюмень: Софтдизайн, 1997. С. 40.

678

 

— включает аудиозапись сначала с весенними звуками природы, а потом — с зимними (осенними) и дети соотносят звуки природы с временами года и определяют, что именно воспроизводят эти звуки (например, шум дождя, пение соловья и т. п.);

— раскладывает перед каждой командой набор карточек, среди которых есть изображение солнца, капельки воды, ветра, земли, птиц и т. п.; задание: выбрать карточки, на которых изображено то, что нуж­но растениям весной для роста, и объяснить свой выбор.

В процессе игры за каждый правильный ответ команда получает ко­лечко и нанизывает его на стержень пирамидки. В конце игры воспи­татель помогает детям посчитать количество колечек и определить по­бедителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...