РИСОВАНИЕ декоративное с элементами аппликации
«Рыбки в озере» Задачи. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками). Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Предварительная работа. Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток, марок с изображением пресноводных рыб средней полосы России (карась, пескарь, окунь, щука, красноперка, карп, ерш и др.) для обогащения художественных впечатлений детей. Подготовка основы для коллективной композиции «Рыбки в озере». Беседа о разных водоемах (озеро, река, море). Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого цвета (одного размера, если будет составляться коллективный альбом), цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов рыбок; гуашевые краски; кисточки разного размера, ватные палочки; баночки с водой, салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек. Варианты декоративного оформления рыбок. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Рыбка»: Тепло на солнышке. Весна Берет свои права; В воде местами глубь ясна, На дне видна трава. 663 Чиста холодная струя, Слежу за поплавком, — Шалунья рыбка, вижу я, Играет с червяком. Голубоватая спина, Сама как серебро, Глаза — блестящих два зерна, Багряное перо... Педагог спрашивает детей, почему поэт называет рыбку шалуньей, каким словами он ее описывает (ответы детей). Уточняет, что багряное перо — это не перышки у птицы, а плавники ярко-красного цвета (напоминает поэтическую строчку «Роняет лес багряный свой убор»).
Затем педагог показывает детям изображения пресноводных рыб, называет их (но не требует от детей запоминания и повторения), сообщает, что такие рыбки водятся в реках и озерах России. И предлагает детям изобразить красивых рыбок, плавающих и резвящихся в озере. Уточняет творческую задачу: — Рыбок мы сначала вырежем из цветной бумаги, а потом оформим гуашевыми красками. Чешую, плавники и хвост будем рисовать по своему желанию — кисточкой нанесем узор приемом «примакива-ние», ватной палочкой изобразим пятнышки или палочками поставим отпечатки. Далее педагог просит детей описать строение и форму тела рыбки, предлагает сделать беглый набросок (эскиз) карандашом или мелом. Интересуется, как показать шалунью рыбку в движении (изогнуть туловище или хвост). Показывает приемы и варианты декоративного оформления рыбок. Дети выбирают художественные материалы, инструменты по своему желанию и приступают к выполнению творческого задания: вырезают рыбок из бумаги желтого, красного, розового, персикового, серебристого цвета, наклеивают силуэты на листы голубой бумаги, оформляют узорами — кисточкой, ватной палочкой или пальчиками (по выбору).
После занятия. Дети рассматривают подсохшие рисунки и объединяют их в единую композицию «Рыбки в озере» — панно или альбом (см. рис.). ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Борис Заходер «Кит и кот» Задачи. Познакомить детей с новым для них автором — Борисом Заходером. Продемонстрировать детям зависимость смысла слова от его написания и звучания. Развивать чувство юмора и фантазию, включая детей в игру со словами и образами. Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что сегодня они познакомятся с еще одним детским писателем — Борисом Заходером. Рассказывает детям о том, что Борис Заходер написал много детских книг, перевел много книг с других языков. Это именно он весело и интересно перевел сказку английского писателя А. Милна «Вини-Пух и все-все-все», сказку шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» и многие другие. По многим его книгам сняты мультфильмы. А еще Борис Заходер — большой мастер шутки, словесных игр, он написал много веселых и смешных стихов. Сегодня мы почитает его стихи. Воспитатель читает детям стихотворение Бориса Заходера «Кит и кот»:
В этой сказке Нет порядка: Что ни слово — То загадка! Вот что Сказка говорит: Жил и-были КОТ и КИТ. КОТ — огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел, как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, Днем храпит. КОТ плывет по океану. КИТ Из блюдца есть сметану. Ловит КИТ Мышей на суше. 665 кот На море бьет Баклуши! КИТ Царапался, кусался, Если ж был неравен спор — От врагов своих спасался, Залезая на забор. Добрый КОТ Ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьет волну И уходит В глубину... КИТ Любил залезть повыше. Ночью Песни пел на крыше. Позовешь его: — Кис, кис! — Так бы все и продолжалось Без конца, само собой, Но Развязка приближалась: В море Вышел Китобой. Зорко смотрит Капитан. Видит — в море Бьет фонтан. Он команду подает: —- КИТ по курсу! Полный ход! Китобой Подходит к пушке... Пушки — это не игрушки! Я скажу Начистоту: Не завидую Киту! — Мама! — Хвост трубой... Ушки на макушке... Стоп, машина! Брысь, урод! Эй, полундра: 666 В море — КОТ! — Успокойся! — Я, — кричит, — не котобой! Я стрелять в кота не стану! Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов! «Всем-всем-всем! — Дрожа, как лист, Телеграмму шлет радист. — Всем-всем-всем! На нас идет Чудо-Юдо Рыба-КОТ! Тут какая-то загадка! В этой сказке нет порядка! КОТ обязан жить на суше! SOS! (Спасите наши души!)» И в ответ На китобазу
Вертолет Садится сразу. В нем Ответственные лица Прилетели из столицы: Доктора, Профессора, Медицинская сестра, Академик по китам, Академик по котам, С ними семьдесят студентов, Тридцать пять корреспондентов, Два редактора с корректором, Кинохроника с прожектором, Юные натуралисты И другие специалисты. Все на палубу спустились, Еле-еле разместились. Разбирались Целый год — Кто тут КИТ, И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили. И в конце концов Решили: «В этой сказке нет порядка. В ней ошибка, Опечатка: Кто-то, Против всяких правил, В сказке буквы переставил, Переправил «КИТ» на «КОТ», 667 «КОТ» на «КИТ», наоборот!» Ну, И навели порядок: В сказке больше нет загадок. В океан Уходит КИТ. КОТ на кухне Мирно спит... Все как надо, Все прилично. Сказка стала — на «отлично»! Всем понятна и ясна. Жаль, Что кончилась Она!.. После чтения стихотворения воспитатель спрашивает у детей: — Понравилось ли вам это стихотворение и чем? (Оно веселое, — Почему оно получилось смешным? (Потому что кот плавает — Кто из вас вспомнит, что сказал китобой, зарядив пушку и увидев кота вместо кита? («Я не котобой!») — Что сделали моряки, обнаружив кота вместо кита? (Они послали телеграмму.) Как они назвали кота? («Чудо-юдо Рыба-кот».) — Что установила комиссия? (Что в сказке ошибка, перепутаны слова «кит» и «кот», поэтому в ней и не было порядка.) — Чем закончилась эта история? (Ошибка исправлена: кит стал жить в море, а кот — на суше.) Далее воспитатель предлагает детям послушать еще одно забавное стихотворение Бориса Заходера, которое называется «Приятная встреча»: Встретились Бяка и Бука. Никто не издал ни звука. Никто не подал и знака. Молчали Бука и Бяка.
И Бука Думал со скукой: «Чего он так смотрит — Букой?» А Бяка думал: 668 «Однако Какой он ужасный Бяка...» Воспитатель спрашивает детей: — Похоже ли звучат слова — Бяка и Бука? — А кого называют Бякой? (Бяка — ужасный, вредный, каприз — А кого называют Букой? (Бука — скучный, угрюмый, ни с кем не Затем воспитатель предлагает детям послушать отрывки из стихотворения Александра Шибаева «Буква заблудилась» и просит их исправить нелепицы, которые получились из-за того, что слова звучат «неправильно». Каждое двустишие читает по два раза: при первом чтении воспитатель акцентирует «неправильный звук», при втором — дети его исправляют. — Заметили нелепицы, которые получились из-за того, что все слова перепутались? — спрашивает педагог детей. Я буду еще раз медленно читать это стихотворение, а вы, как найдете ошибки, громко хлопайте в ладоши. (Воспитатель повторно читает стихотворение, делая паузы после каждого двустишия, давая возможность детям заметить ошибку и исправить ее.) Выслушав каждое двустишие, педагог разбирает с детьми «ошибки», перепутанные в словах звуки, называя правильный вариант. Завершается занятие выводом, который педагог помогает сделать детям, о том, как важен каждый звук в слове; что из-за замены всего лишь одного звука, получается совсем другое слово, а иногда и смешная нелепица. После занятия. Если у детей возникнет интерес, в свободное время педагог может прочитать им стихотворение Л. Кузьминой: Звуки звонкие, глухие, Звуки хитрые такие: Поменяется один — И уже из КЛИНА - БЛИН. КАЧКА — в море, ДАЧКА — в поле, ТУЧКА - в небе, КУЧКА-здесь... Перемен не перечесть! БОЧКА - КОЧКА, КОШКА-КАШКА... Сколько разных ИЗМЕНЕНИЙ, Сколько сложных ИЗМЕРЕНИЙ... Наступает летний ВЕЧЕР, 669 Задувает теплый ВЕТЕР, Над землей кружится НОЧКА, Засыпает мирно ДОЧКА... Звуки слышим, говорим — Будь внимательнее к ним! ЛЕПКА предметная «Превращения глиняного Ляпа» Задачи. Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Предварительная работа. Чтение стихотворения Бориса Заходера «Кит и кот» на занятии по художественной литературе.
Материалы, инструменты, оборудование. Материал по выбору пе дагога: глина, сдобное или соленое тесто, или пластилин; бусинки (мелкие пуговички) для глаз, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые, поворотный диск для сравнительного показа способов лепки. Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми стихотворение Бориса Заходера «Кит и кот» и предлагает детям подумать, как можно было бы превратить вылепленного кита в кота. Воспитатель читает детям сказку В. Кротова «Глиняный Ляп»: «Был такой кусок глины по имени Ляп. Слепят из него что-нибудь, а ему не нравится. Шлёпнется Ляп на пол — и снова становится куском глины. А потом он заметил, что всё глиняное обжигают. И тоже забрался в печь. Стал твёрдым-твёрдым. Увидел мастер, что ничего из него больше не вылепить, и сунул в ящик с обломками. Ох, как там было скучно!» Педагог спрашивает, как дети представляют себе глиняного Ляпа, и каким способом его лучше слепить. Уточняет, что такого необычного персонажа лучше всего слепить скульптурным способом, не деля комок глины (пластилина, соленого теста) на части. В этом случае наш глиняный Ляп легко сможет превращаться в кого угодно, и мы ему в этом поможем. 670 — Вот мой Ляп. Сейчас он выглядит как самый обычный комок глины. Если я его раскатаю в шар и вытяну ножки, получится осьминог. Снова сомну, раскатаю в колбаску, изогну — выйдет червячок. Опять сомну в комок. Вытяну небольшую голову, а потом большой, пышный хвостик — вышла белка. Белку легко превратить в петушка: прищепить на голове гребешок, сплющить хвост и прищепить по краю пальчиками перышки — петушок весело кукарекает, задрав голову вверх. Видите: мой глиняный Ляп за одну минуту превращается в кого угодно. Вот ваши Ляпы. Помогите им превратиться в разные предметы и существа. Начинаем лепить, Только постараемся, чтобы наш глиняный Ляп вышел «как живой». Не забудем про глазки — их можно сделать из бусинок или пуговичек. Дети лепят Ляпа, превращая его по своему желанию в разные предметы и существа. Воспитатель помогает советами, косвенными вопросами, в случае затруднений с планированием повторно показывает схему, напоминает строчки текста, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приемы. В конце занятия воспитатель предлагает детям принести глиняных Ляпов на полянку или на площадку, чтобы они посмотрели, как изменились глиняные Ляпы. Воспитатель советует разместить фигурки так, чтобы им не было тесно. После занятия. В свободное время дети могут лепить скульптурным способом разные поделки из глины, соленого теста, пластилина, комочков ваты и мятой бумаги. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Собаки — наши друзья» Задачи. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, высказываться на темы из личного опыта. Учить соотносить слово и выразительные движения; активизировать прилагательные, глаголы; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, щ. Учить подбирать слова с этими звуками. 671 Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки — собаки разных пород и разных «профессий»: собака со спасательным кругом, собака с медицинской сумкой, собака в юбке — «артист цирка», собака с овцами и ягнятами. Предметы: микрофон, юбка, шарфик, мяч, обруч, палка, воротца. Картинки: собаки (8—10 штук). Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку: Лежит — молчит, Подойдешь — заворчит. Кто к хозяину идет, Она знать дает. (Собака)1 — К нам в гости пришла собака — пес Пиф. — Ав, ав, здравствуйте, ребята. Я умею считать. Вот спросите у меня: «Пиф, Пиф, сколько у тебя хвостов?» — и я отвечу. Ну, спросите. — А теперь спросите про лапы. Про уши. Про глаза. Про нос. (На каждый заданный вопрос Пиф отвечает. Иногда шутит: «У меня шесть глаз», «У меня много ртов», «У меня пять ушей» и т. п.) Воспитатель: — Наш Пиф очень умный, способный, он умеет считать. А еще какой он? (Смелый, верный, благородный, храбрый, добрый, преданный, лохматый, ласковый, ловкий, пушистый, быстрый и т. п.) — Что Пиф умеет делать? — К Пифу в гости пришли четвероногие друзья. Посмотрите на этих собак. Догадайтесь, что они умеют делать? Как помогают людям? (Свободные высказывания детей. Воспитатель в случае необходимости помогает детям.) Воспитатель: — Я вам принесла картинки. На них изображены разные собаки. (Пускает по картинке от одного конца сидящих полукругом детей к другому. Дает комментарии. Дети свободно общаются друг с другом.) Воспитатель: — Собака — хороший сторож, она подает голос при опасных ситу
1 См.: Литература и фантазия / Сост. Стрельцова Л. Е. — М.: Просвещение, 1992. С. 131. 672 ки охраняют границы, помогают раненым, доставляя лекарства. Спасательные собаки приходят на помощь тонущему человеку, ищут людей, пропавших в горах, вызволяя их из снежного плена. Есть рабочие собаки. Они перевозят тяжело нагруженные сани. Это ездовые собаки. Собака побывала в космосе раньше человека. А еще собаки выступают в цирке, играют в кино и снимаются на телевидении. — Скажите, кто из вас видел телепередачу с участием собак? — Сейчас у нас такая «передача». Разбейтесь на пары. Договоритесь, кто из вас хозяин, а кто собака. Заготовьте домашнее задание. Придумайте, что будет демонстрировать ваш любимец, какая у него будет кличка? — Клички собакам и имя хозяина надо придумать так, чтобы в них слышался звук с. Например, хозяина зовут Саша, а собаку — Смелый. Вот предметы, которые могут вам понадобиться. (Воспитатель раскладывает следующие предметы: шарфик, юбка, мяч, воротца, палка, обруч.) Воспитатель берет микрофон и начинает вести «программу», вызвав к себе первую пару детей. — Кто из вас хозяин? Как зовут вас? Вашу собаку? Что умеет делать ваш четвероногий друг? Продемонстрируйте домашнее задание. (Вызывает по очереди все пары. Каждую пару поддерживают аплодисментами.) Воспитатель: — Я хочу рассказать вам смешную историю, которая произошла со мной и моей собакой. Дело было так. Я собралась пообедать. Стала накрывать на стол, поставила тарелку с котлетами. Мой пес Чак уселся рядом со мной в ожидании лакомства. В это время зазвонил телефон. — Какие интересные или смешные истории о собаках можете рассказать вы? (Рассказы детей по желанию.) Далее воспитатель предлагает разучить скороговорку: Два щенка щека к щеке Грызли щетку в уголке.1 Дети читают скороговорку три-четыре раза в разном темпе с разной силой голоса, помогая себе руками (сжимая и разжимая пальцы). 1 Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. — М.: Просвещение, 1991. С. 328. 673
АПРЕЛЬ. 30 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. В продолжение темы «Телевидение», начатой на прошлой неделе, будет проведена работа по формированию представлений детей о людях другой культуры, живущих в нашей стране (на примере татарской культуры). Из «телевизионной» программы «Новости» (занятие по познанию окружающего мира) дети узнают о национальном татарском празднике, отразят свои впечатления в лепных работах. Такие занятия как развитие речи, ознакомление с природой, художественной литературой, сохраняя для детей внешнюю форму игровой телепередачи, содержательно представлены как итоговые. Участие детей в играх-викторинах, в написании коллективного рассказа о наиболее ярких событиях этого учебного года и создание группового журнала «Мы выросли» покажут педагогу изменения в уровне развития детей на конец учебного года, результативность его работы. Дети познакомятся с вариантами состава числа пять, будет совершенствоваться в умении согласовывать с партнером темп и ритм речи.
674
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. У детей всегда имеет успех та игрушка, тот персонаж, который использовался педагогом на занятии или о котором читали книгу. Так, длительное чтение сказки А. Линдгрен про Карлсона может побудить некоторых де- 675 тей «экранизировать» отдельные фрагменты сказки в «телевизоре» (большой картонной коробке с вырезанным экраном) или в кукольном театре. Главный герой Карлсон может быть включен и совсем в другой сюжет, может взаимодействовать с персонажами из других сказок. Так, Карлсон, Малыш и собака могут стать участниками «Дог-шоу». Такие идеи может подсказать детям педагог, тем самым открывая для детей ситуацию «как будто» или «так бывает». Участие педагога (с согласия детей) помогает активизировать творчество детей, поддерживает их инициативу в создании новых сюжетов. ПРИРОДА «Игра «Знатоки» Задачи. Закрепить у детей представления о некоторых признаках весны. Материалы, инструменты, оборудование. Стол с волчком (юлой), вопросы в конвертах (атрибуты игры популярной телепередачи). «Ящик ощущений», в котором лежат природные объекты (например, камни, ракушки, шишки) и любые предметы, сделанные руками человека. Рисунки, фотографии растений, включая раннецветущие, например, первоцвет весенний (примула), медуница, пролеска сибирская и т. п. (набор видов зависит от особенностей растительного мира конкретного региона). Вырезанные из бумаги капелька воды и снежинка. Карточки с изображением стадий развития растений, которые сажали и за которыми наблюдали дети в группе; карточки с изображением природных факторов, необходимых для развития растения (солнце, капелька воды, земля, дождевой червяк и т. п.). Небольшие детские пирамидки с колечками (без верхушки) для подсчета очков для каждой команды (количество колечек должно соответствовать количеству вопросов). Предварительная работа: наблюдения на прогулках. Вместе с воспитателем дети могут изготовить для игры эмблемы для каждой команды — символы весны. Воспитатель заранее рассказывает, что дети станут членами клуба игроков «Знатоки» и проведут игру. Дети делятся на две команды и выбирают капитанов. Если есть возможность, хорошо заранее сделать видеозапись фрагмента такой телевизионной игры. Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель). Наблюдения на прогулке. Воспитатель продолжает вести с детьми наблюдения за весенними изменениями в природе. Дети пускают 676 в лужах кораблики, наблюдая за их движением. Воспитатель предлагает детям пройти весь путь с ручейком: откуда и куда он бежит, куда исчезает? Дети выбирают самый маленький ручеек. (Для того, чтобы было удобнее проводить наблюдения, можно разделить детей на группы, каждая из которых наблюдает за своим ручейком.) Дети прослеживают путь ручейка (можно для наглядности пустить в ручеек путешествовать небольшой кораблик или хотя бы легкий предмет, например, яркую пластмассовую пробку). Маленький ручеек впадает в ручеек побольше. В свою очередь, ручеек побольше впадает в третий, еще более длинный и широкий ручей и т. д. В конце концов все ручьи оказываются в луже. Воспитатель отмечает, что вот так же точно связаны между собой ручьи, реки, моря и озера. Небольшие ручьи впадают в большие, а большие текут в реки. Реки же впадают в озера и моря. Если в ближайшем парке или на территории детского сада обрезают ветки деревьев и кустарников (или же эти ветки обломил сильный ветер), воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся веточку, чтобы потом поставить ее в группе в емкость с водой для наблюдений. Специально срезать ветки с живых растений с целью организации наблюдений нельзя! За собранными ветками дети наблюдают в группе до тех пор, пока на них не распустятся листочки. Если ветки пустят в воде корни (например, очень быстро вырастают корни у тополевых веточек), можно в мае—июне посадить их на участке, где гуляет группа, и продолжить наблюдения. Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям правила популярной телевизионной игры (Если есть видеоролик, показывает ее фрагмент.) Он сообщает, что поскольку за окнами весна, сегодняшняя игра посвящается именно этому времени года. Звучит музыка (например, из «Времен года» П. Чайковского). Команды садятся за столы. В процессе игры дети выполняют задания и отвечают на вопросы, большинство из которых связано с признаками весны и с проведенными ранее наблюдениями. Вопросы должны быть разнообразными и оригинальными по форме, например такими: 1. Убедите перелетных птиц в том, что они уже могут (или еще не могут) возвращаться в ваши края, перечислив признаки весны (или их отсутствие — в северных регионах). 2. Отберите фотографии весенних растений (показываются фотографии, рисунки растений). 3. Какие весенние птицы возвращаются в ваши края весной? 4. Отберите те картинки, на которых изображены весенние приметы и кратко расскажите о них (предлагаются картинки с изображением природы в разное время года). 5. Определите на ощупь и выньте только природные объекты (вносится «черный ящик» — ящик ощущений). Скажите, можно ли их най- 677
ти в вашем регионе. Одинаково ли они выглядят во все времена года? Происходят ли с ними какие-либо изменения весной? 6. Отгадайте загадки об одном из времен года, природных явлениях, изменениях в жизни животных и растений. Примеры загадок: Белая морковка весной растет1. Наш серебряный кинжал недолго дома пролежал, Мы поднять его хотели, он к порогу убежал2. Зимнее стекло весной потекло3. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?4 На дворе весна гуляет, скоро белый снег растает, там и тут бегут ручьи, гнезда делают... (грачи). Что за весенняя черная птица трактору чуть ли на нос не садится? (Грач)5 Вышли девицы весне подивиться, Сели гурьбой над самой водой. Ноги в воде купаются, руки в воде плескаются. Косы с плеч опускаются, сережки висят, качаются. (Ивы)6 Затем ведущий: — дает одной команде бумажную капельку воды, второй — бумажную снежинку и просит рассказать, что происходит с капельками воды — предлагает представителю каждой команды рассказать короткое стихотворение о весне; — раздает командам карточки с изображением стадий развития растений, которые дети выращивали в феврале, и за развитием которых наблюдали, и просит разложить карточки как можно быстрее в том же порядке, в каком росло и развивалось растение, вспомнить название этого растения; 1 См.: Природа края. Времена года / Сост. Гаврилова О. Н. — Тюмень: Софт- 2 См.: Там же. 3 См.: Там же. С. 45. 4 См.: Там же. С. 32. 5 См.: Природа края. Животный мир / Сост. Гаврилова О. Н. — Тюмень: 6 Природа края в художественной литературе. Растительный мир / Сост. 678
— включает аудиозапись сначала с весенними звуками природы, а потом — с зимними (осенними) и дети соотносят звуки природы с временами года и определяют, что именно воспроизводят эти звуки (например, шум дождя, пение соловья и т. п.); — раскладывает перед каждой командой набор карточек, среди которых есть изображение солнца, капельки воды, ветра, земли, птиц и т. п.; задание: выбрать карточки, на которых изображено то, что нужно растениям весной для роста, и объяснить свой выбор. В процессе игры за каждый правильный ответ команда получает колечко и нанизывает его на стержень пирамидки. В конце игры воспитатель помогает детям посчитать количество колечек и определить победителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|