Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

АППЛИКАЦИЯ ленточная «Дружные ребята» (оформление журнала)




Задачи. Учить детей оформлять самодельный коллективный аль­бом аппликативными элементами. Воспитывать навыки сотрудничест­ва и сотворчества со сверстниками и взрослыми.

Показать возможности ленточной аппликации (вырезывания из бу­маги, сложенной гармошкой или четырежды пополам), уточнить ее специфику и раскрыть символику (дружба, взаимопомощь).

Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Предварительная работа. Подготовка основы для коллективной ком­позиции — листы бумаги одного формата, но разного цвета (голубого, светло-желтого, бежевого, светло-зеленого, розового и пр.) с оформлен­ной обложкой «Мы выросли»; вариативные образцы: две-три ленточных аппликации («мальчики», «девочки», «мальчики и девочки»; см. рис.).

Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и прямоуголь­ники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента, листы бумаги одного размера (основа композиции) для составления общего альбома; цвет­ные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графичес­кими элементами.

Содержание занятия

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Р. Лагздынь:

Мы спешим.

В урочный час

Добрый дом встречает нас.

687

 

Здесь любимые игрушки,

Здесь друзья

и здесь подружки.

Я иду, я иду,

Брата младшего веду.

Раздеваюсь на ходу —

Много дел у нас в саду.

— Как хорошо сказано в стихотворении о нашей дружной жизни
в детском саду, о наших делах и друзьях.

Воспитатель предлагает детям составить журнал в картинках о том, как мы дружно играли и занимались в нашем детском саду целый год.

— Сегодня мы начнем оформление журнала. Вот обложка (педагог поднимает вверх и показывает детям подготовленную заранее обложку журнала «Мы выросли»), а вот странички (показывает листы бумаги одного размера, но разного цвета). Эти странички пока пустые, но вы их заполните — начнете сегодня на занятии по аппликации и продол­жите в следующий раз на занятии по рисованию.

Давайте покажем, какие мы дружные. Вырежем фигурки человеч­ков — будто это мы — и приклеим на странички альбома. Каким способом лучше всего вырезать, человечков, чтобы показать, какие они дружные — держаться за руки, помогают друг другу или весело идут в праздничном хороводе? (Ответы детей.) Педагог предлагает де­тям сделать «хороводы», сложив бумагу гармошкой и вырезав сразу двух или четырех человечков, которые крепко держатся за руки.

— Возьмем бумажный прямоугольник или широкую полоску, складываем пополам, еще раз пополам (или гармошкой), рисуем одного че­ловечка, при этом руки выводим на сгиб, чтобы человечки держались за руки. Вырезаем, стараясь не перерезать руки на сгибах. Наши чело­вечки будут держаться друг за друга, и получится вот такой хоровод.
А если нечаянно перерезать рисунок на сгибах бумаги, все человечки будут плясать по одному и «хоровод» не получится. Можно вырезать мальчиков в брюках (воспитатель показывает ленточную вырезку «Хо­ровод мальчиков» в развернутом виде и складывает ее, чтобы дети уви­дели один элемент — одного мальчика). Можно вырезать девочек (вос­питатель показывает другую ленточную вырезку в развернутом виде «Хоровод девочек» и складывает ее, чтобы дети увидели один эле­мент — одну девочку). А можно вырезать и мальчиков и девочек вмес­те, подумайте, как это лучше сделать? (Предложения детей.)

Сейчас каждый из вас выберет цветную страничку и цветной пря­моугольник, которые красиво сочетаются по цвету. Из прямоугольни­ка получится дружный хоровод, который нужно будет приклеить на цветную страничку.

Дети складывают бумажные полоски или прямоугольники гармош­кой или дважды пополам, рисуют простым карандашом одного человеч­ка, выводя его руки на сгибы, и показывают контурные рисунки педаго­гу. Воспитатель проверяет, чтобы были зафиксированы детали на сгибах,

688

напоминает, что на этом месте нельзя разрезать. Дети вырезают по само­стоятельно нарисованному контуру, разворачивают свои «хороводы» и по желанию дополняют их рисункам или аппликацией (см. рис.).

В конце занятия дети переносят свои «хороводы» (ленточные апп­ликации) на свободный стол, рассматривают, обмениваются впечатле­ниями. Педагог советует рассмотреть обрезки, приложить их к цветной бумаге и при желании наклеить. (Эта работа может быть продолжена после занятия в самостоятельной художественной деятельности или на занятии в изостудии.)

После занятия. На занятии по рисованию дети продолжат оформ­ление журнала «Мы выросли».

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Мы — журналисты»

Задачи. Подводить детей к письменной речи. Учить произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Составлять коллективный рассказ в «ситуации письменной речи».

Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии из жизни детей в детском саду (8—10). Подборка газет и журналов

Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу и демонстриру­ет подборку журналов и газет. Рассматривает их с детьми. Напоминает, что дети уже знают, кто пишет статьи в журналы и газеты.

Обобщает высказывания. В газетах и журналах рассказывается о жизни, о сегодняшних событиях. Заметки пишут журналисты, корре­спонденты, читатели.

Мы сегодня будем как будто корреспонденты. О каких событиях из нашей жизни в детском саду вы хотели бы написать заметку? Что вас больше всего удивило в этом году? Обрадовало, запомнилось? (Выска­зывания детей из личного опыта.)

689

Воспитатель с детьми рассматривает фотографии из жизни детско­го сада. Дети сидят полукругом. Педагог передает фотографии с одно­го конца ряда на другой. Эти фотографии потом выставляют на панно.

Воспитатель конкретизирует вопросы. Какие праздники вам понра­вились больше всего? (Высказывания детей.) Давайте запишем ваши рассказы. Вы будете диктовать медленно, чтобы я успела записать. (Ре­бенок может продиктовать всего одно предложение или короткий текст. Воспитатель записывает.)

Какие занятия вам запомнились?

Какие книги вам читали? Какие вы запомнили рассказы, сказки, стихи?

Как вы ухаживаете за животными, растениями, за участком детско­го сада? (Высказывания детей.)

Давайте об этом напишем в статью.

Чем вы больше всего любите заниматься в детском саду? Во что иг­рать?

С кем вы дружите? За что вы любите своих друзей? Напишем об этом в заметку.

Нравится ли вам еда, которую готовил для вас повар? Какие блюда?

С кем из сотрудников детского сада вам было приятно общаться? Напишем об этом тоже.

Давайте прочитаем, что у нас получилось. Как мы назовем статью? (Предложения детей.)

Воспитатель выслушивает предложения детей, и вместе выбирают наиболее подходящее название. Далее педагог предлагает начать за­метку словами: «Мы ходим в детский сад. У нас много интересных дел», а завершить ее словами: «Мы любим наш детский сад».

После занятия. На занятиях по аппликации и рисованию дети оформляют журнал о жизни их группы в этом году «Мы выросли».

 

РИСОВАНИЕ сюжетное

«Наша группа» (оформление журнала)

Задачи. Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе (в детском саду).

Учить рисовать несложные сюжеты, передавая движения, взаимо­действия и отношения детей. Развивать чувство композиции.

Вовлекать детей в коллективное обсуждение общего замысла.

Предварительная работа. Беседа о занятиях, играх и развлече­ниях детей в течение года на занятии по развитию речи. Схемати­ческое изображение человека с помощью счетных палочек, каран­дашей, бумажных полосок. Подготовка журнала на занятии по апп­ликации.

690

Материалы, инструменты, оборудование. Белые или цветные лис­ты бумаги одного размера для составления общего журнала с рисунка­ми «Мы выросли»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); про­стые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего журнала «Мы выросли».

Содержание занятия. На занятии по развитию речи дети рассмат­ривают фотографии о жизни детей в группе.

Воспитатель вспоминает с детьми: «Что больше всего запомнилось и понравилось из всего, что происходило в нашей группе в этом году? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли? Какие выстав­ки и альбомы оформили? С какими людьми встречались? Какие добрые дела и поступки можем вспомнить?» (Свободные высказывания детей.)

Затем педагог показывает детям журнал «Мы выросли», который дети начали оформлять на занятии по аппликации. Еще раз отмечает, что журнал не случайно называется «Мы выросли», потому что в нем мы с помощью картинок рассказываем о том, как мы дружно занима­лись, играли и помогали друг другу целый год.

— Давайте мы с вами нарисуем, как мы провели это год: чем зани­мались, во что играли, как дружили. Каждый нарисует свою картинку. А потом эти картинки мы поместим в журнал «Мы выросли».

Дети выбирают материал для рисования по своему желанию — цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спраши­вает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Дети рисуют.

Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в журнал под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.

После занятия. Дети завершают оформление журнала «Мы вырос­ли» и добавляют по желанию другими сюжетными рассказами, кото­рые воспитатель записывает на свободных страницах журнала или на тех страничках, где размещены аппликативные хороводы.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Много книжек — хороших и разных»

Задачи. Поддерживать интерес детей к чтению книг. Формировать представления детей об их тематическом и жанровом многообразии. Активизировать литературный опыт детей: создавать условия для при­поминания детьми прочитанных произведений, их героев, событий, ярких словесных образов.

Материалы, инструменты, оборудование. Детские книги с иллюс­трациями, прочитанные в течение учебного года.

691

Содержание занятия. Воспитатель раскладывает книги, прочитан­ные детям в течение года, на сдвинутых столах. Дети располагаются на стульчиках полукругом — напротив.

Воспитатель говорит детям о том, что в этом учебном году они про­читали много разных книг. Предлагает еще раз взглянуть на них и ска­зать, какую из книг они узнали. (Дети могут не вспомнить точное на­звание книги, а просто сказать, про кого она.)

Воспитатель спрашивает детей, кто из них мог бы выбрать из всех книг только сказки. Вызываются три-четыре ребенка (по желанию), которые выбирают книги со сказками и выставляют их на отдельную подставку или кладут отдельно от остальных книг. Остальным детям предлагается оценить: все ли отобранные книги являются сказками и, если находится ошибка — исправить ее.

Другая группа из трех-четырех детей аналогичным образом откла­дывает книги со стихами, третья группа — с рассказами. (Если в тече­нии года использовались издания энциклопедического характера, то они выделяются в отдельную группу.)

Затем воспитатель напоминает детям, что сказки бывают народные и придуманные писателями, просит, посмотрев на книги со сказками, назвать, какие из них народные, а какие имеют автора. (В случае за­труднения помогает детям.) Рассматривая книги с рассказами, дети вместе с воспитателем вспоминают, что рассказы бывают о природе, о детях и др.

Воспитатель спрашивает детей, какие из этих книг понравились им больше всего, стараясь дать высказаться большинству детей.

Далее педагог предлагает детям провести мини-викторину, объяс­няя, что она будет зачитывать отрывки из разных книг, а дети постара­ются вспомнить название произведения, или героя, которому принад­лежат эти слова. Педагог положительно относится к ситуациям обсуж­дения детьми между собой возможных ответов на вопрос. Ответы детей могут быть достаточно разнообразными.

— Про кого говорилось в сказке так: «Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет. Прибежал и встал перед Иванушкой как вкопанный». (Про Сивку-бурку.)

— В каких сказках главным героем была лягушка? («Лягушка-путешественница», «Царевна-лягушка».) Какая из этих лягушек говорила так: «Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудре­нее»? (Царевна-лягушка.)

— Кто говорил такие слова: «Ловись, рыбка, мала и велика»? (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».)

— Чьи это слова: «Я никого не боюсь! И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь»? (Заяц из «Сказки про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».)

— Из какого произведения мы узнали про такие домики: «дом свит из стебельков, волосков, шерстинок и тонкой березовой кожурки; домик, как «шалашик из сухой травы, свитый прямо на земле»; домик, как «пла­вучий островок из сухого тростника». (В. Бианки «Лесные домишки».)

692

— К какой сказке нарисованы эти иллюстрации? («Двенадцать месяцев» или любая другая сказка, иллюстрации к которой рассматрива­лись с детьми.)

— Продолжите стихотворение: «Травка зеленеет, солнышко блес­ит». (Отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева.)

— Откуда эти слова «Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сме­тану»?

Для загадывания детям воспитатель может использовать отрывки из любых произведений, которые читали в группе. Педагог может предло­жить желающим детям самим придумать и загадать «литературную за­гадку».

Затем воспитатель предлагает детям назвать свою самую любимую книгу (или даже две-три книги). Среди них могут быть и книги, кото­рые не представлены в группе. Воспитатель просит желающих детей рассказать, чем им нравятся их любимые книги.

Завершает занятие воспитатель словами о том, как хорошо, что на свете много интересных книг, и каждый может выбрать себе книгу по душе.

Примечание. Данное занятие составлено как итоговое. По тому, как легко дети будут узнавать прочитанные книги, вспоминать их героев, припоминать слова выученных стихотворений, какие книги они пред­ставят как любимые, педагог может сделать вывод о литературных ин­тересах детей, их тематических и жанровых предпочтениях, о том, ка­кие произведения наиболее глубоко затронули их души.

693

МАЙ. 31 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети по­знакомятся с государственной символикой, с картой России, обобщат сведения, полученные в течение года о наиболее известных местах на­шей страны, о разных народных промыслах. Дети сделают на занятии по аппликации традиционные цветы России и выложат из них боль­шой государственный флаг нашей страны. Чтение прозаических и сти­хотворных текстов будет также способствовать формированию пред­ставлений детей о своей малой Родине, которые они воплотят в рисун­ках. Особое внимание будет обращено на воспитание у детей бережного отношения к природе родного края; вместе с детьми педагог создаст природоохранные знаки, которыми они будут руководство­ваться в разных жизненных ситуациях. Дети будут работать с числами от 0 до 10, выстраивать ряд из десяти предметов, упражняться в разли­чении правой и левой стороны своего тела. Успехи в овладении родным языком дети смогут продемонстрировать на итоговом занятии по раз­витию речи.

 

 

 

 

 

 

День недели {ременные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Познание окружающего мира. «Моя страна» 2. Аппликация. «Цветы России» 3. Физкультура № 31.1. Закрепление навыка прыжков че­рез короткую скакалку с выполнением различных зада­ний. Закрепление навыка лазания по гимнастической ле­стнице в сочетание с выполнением упражнений на вни­мание. Развитие гибкости (комплекс упражнений с гим­настическими палками)
Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Кто скорее до флажка», городки
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
Вечер Игры по инициативе детей

2 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Художественная литература. «Лучше нет родного края» 2. Рисование по замыслу. «Моя Родина» 3. Музыка № 31.1. Слушание музыки: «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянского), «Родная песенка» (муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского). Игра на детских музыкальных инструментах: М. Шмитц «Солнечный день». Музыкальное движение: этюд «Солнечные зайчики» (С. Майкапар «Этюд», М. Шмитц «Солнечный день»)

694

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Кто скорее до флажка», игры на вело­сипедах
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 31 2. Лепка на форме. «Едем-гудим, с пути уйди» 3. Физкультура № 31.2. Закрепление умения бегать с за­данной скоростью. Закрепление навыка ползания по раз­личной траектории, различными способами в сочетании с выполнением упражнений на точность. Развитие ловко­сти (осваивание элементов спортивных игр — бадминтона)
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Игры со скакалкой, футбол
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Мы знаем родной язык» 2. Конструирование. «Превращения воздушных шариков» 3. Музыка № 31.2. Слушание музыки: «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянского), «Родная песенка» (муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского), «Прогулка по го­роду» (муз. и ел. О. Девочкиной). Пение: «Прогулка по го­роду» (муз. и ел. О. Девочкиной). Музыкальное движение: игровые упражнения «Качание рук и мельница» (англ. нар. мел.), «Вырастание» (Л. Шитте «Этюд»), этюд «Цве­ток вырастает, качается и засыпает» (В. Витлин «Цветок»)
    Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Игры со скакалкой, городки
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Как вести себя на природе» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 31.3. Закрепление навыка бега по пе­ресеченной местности. Совершенствование техники прыжков в высоту. Развитие выносливости (подвижные игры «Перетягивание каната», «Не давай мяча водящему» и др.)

695

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижные игры по выбору детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
Вечер Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Если в детском са­ду ведется работа по ознакомлению детей с людьми разных националь­ностей, проживающих в нашей стране или посещающих конкретно ваш детский сад, предметно-игровую среду можно дополнить элементами национальных костюмов (тюбетейка, чадра, туники, веночки, фартучки с вышивкой, национальные украшения и пр.) Можно устроить дефиле (показ моделей) национальной одежды. Желающие дети или дети дан­ной национальности пройдут по импровизированному подиуму, а педа­гог расскажет, кто носит такой костюм, в какое время года и прочую ин­формацию. Можно использовать и музыкальное сопровождение (буб­ны, барабаны и другие национальные музыкальные инструменты).

Можно нарядить кукол в национальные костюмы и разыграть с ни­ми какие-либо обряды или праздники данного народа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...