АППЛИКАЦИЯ ленточная «Дружные ребята» (оформление журнала)
Задачи. Учить детей оформлять самодельный коллективный альбом аппликативными элементами. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми. Показать возможности ленточной аппликации (вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или четырежды пополам), уточнить ее специфику и раскрыть символику (дружба, взаимопомощь). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Предварительная работа. Подготовка основы для коллективной композиции — листы бумаги одного формата, но разного цвета (голубого, светло-желтого, бежевого, светло-зеленого, розового и пр.) с оформленной обложкой «Мы выросли»; вариативные образцы: две-три ленточных аппликации («мальчики», «девочки», «мальчики и девочки»; см. рис.). Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и прямоугольники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента, листы бумаги одного размера (основа композиции) для составления общего альбома; цветные карандаши и фломастеры для дополнения аппликации графическими элементами. Содержание занятия Воспитатель читает детям стихотворение Г. Р. Лагздынь: Мы спешим. В урочный час Добрый дом встречает нас. 687
Здесь любимые игрушки, Здесь друзья и здесь подружки. Я иду, я иду, Брата младшего веду. Раздеваюсь на ходу — Много дел у нас в саду. — Как хорошо сказано в стихотворении о нашей дружной жизни Воспитатель предлагает детям составить журнал в картинках о том, как мы дружно играли и занимались в нашем детском саду целый год. — Сегодня мы начнем оформление журнала. Вот обложка (педагог поднимает вверх и показывает детям подготовленную заранее обложку журнала «Мы выросли»), а вот странички (показывает листы бумаги одного размера, но разного цвета). Эти странички пока пустые, но вы их заполните — начнете сегодня на занятии по аппликации и продолжите в следующий раз на занятии по рисованию.
Давайте покажем, какие мы дружные. Вырежем фигурки человечков — будто это мы — и приклеим на странички альбома. Каким способом лучше всего вырезать, человечков, чтобы показать, какие они дружные — держаться за руки, помогают друг другу или весело идут в праздничном хороводе? (Ответы детей.) Педагог предлагает детям сделать «хороводы», сложив бумагу гармошкой и вырезав сразу двух или четырех человечков, которые крепко держатся за руки. — Возьмем бумажный прямоугольник или широкую полоску, складываем пополам, еще раз пополам (или гармошкой), рисуем одного человечка, при этом руки выводим на сгиб, чтобы человечки держались за руки. Вырезаем, стараясь не перерезать руки на сгибах. Наши человечки будут держаться друг за друга, и получится вот такой хоровод. Сейчас каждый из вас выберет цветную страничку и цветной прямоугольник, которые красиво сочетаются по цвету. Из прямоугольника получится дружный хоровод, который нужно будет приклеить на цветную страничку.
Дети складывают бумажные полоски или прямоугольники гармошкой или дважды пополам, рисуют простым карандашом одного человечка, выводя его руки на сгибы, и показывают контурные рисунки педагогу. Воспитатель проверяет, чтобы были зафиксированы детали на сгибах, 688 напоминает, что на этом месте нельзя разрезать. Дети вырезают по самостоятельно нарисованному контуру, разворачивают свои «хороводы» и по желанию дополняют их рисункам или аппликацией (см. рис.). В конце занятия дети переносят свои «хороводы» (ленточные аппликации) на свободный стол, рассматривают, обмениваются впечатлениями. Педагог советует рассмотреть обрезки, приложить их к цветной бумаге и при желании наклеить. (Эта работа может быть продолжена после занятия в самостоятельной художественной деятельности или на занятии в изостудии.) После занятия. На занятии по рисованию дети продолжат оформление журнала «Мы выросли».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Мы — журналисты» Задачи. Подводить детей к письменной речи. Учить произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Составлять коллективный рассказ в «ситуации письменной речи». Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии из жизни детей в детском саду (8—10). Подборка газет и журналов Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу и демонстрирует подборку журналов и газет. Рассматривает их с детьми. Напоминает, что дети уже знают, кто пишет статьи в журналы и газеты. Обобщает высказывания. В газетах и журналах рассказывается о жизни, о сегодняшних событиях. Заметки пишут журналисты, корреспонденты, читатели. Мы сегодня будем как будто корреспонденты. О каких событиях из нашей жизни в детском саду вы хотели бы написать заметку? Что вас больше всего удивило в этом году? Обрадовало, запомнилось? (Высказывания детей из личного опыта.) 689 Воспитатель с детьми рассматривает фотографии из жизни детского сада. Дети сидят полукругом. Педагог передает фотографии с одного конца ряда на другой. Эти фотографии потом выставляют на панно. Воспитатель конкретизирует вопросы. Какие праздники вам понравились больше всего? (Высказывания детей.) Давайте запишем ваши рассказы. Вы будете диктовать медленно, чтобы я успела записать. (Ребенок может продиктовать всего одно предложение или короткий текст. Воспитатель записывает.)
Какие занятия вам запомнились? Какие книги вам читали? Какие вы запомнили рассказы, сказки, стихи? Как вы ухаживаете за животными, растениями, за участком детского сада? (Высказывания детей.) Давайте об этом напишем в статью. Чем вы больше всего любите заниматься в детском саду? Во что играть? С кем вы дружите? За что вы любите своих друзей? Напишем об этом в заметку. Нравится ли вам еда, которую готовил для вас повар? Какие блюда? С кем из сотрудников детского сада вам было приятно общаться? Напишем об этом тоже. Давайте прочитаем, что у нас получилось. Как мы назовем статью? (Предложения детей.) Воспитатель выслушивает предложения детей, и вместе выбирают наиболее подходящее название. Далее педагог предлагает начать заметку словами: «Мы ходим в детский сад. У нас много интересных дел», а завершить ее словами: «Мы любим наш детский сад». После занятия. На занятиях по аппликации и рисованию дети оформляют журнал о жизни их группы в этом году «Мы выросли».
РИСОВАНИЕ сюжетное «Наша группа» (оформление журнала) Задачи. Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе (в детском саду). Учить рисовать несложные сюжеты, передавая движения, взаимодействия и отношения детей. Развивать чувство композиции. Вовлекать детей в коллективное обсуждение общего замысла. Предварительная работа. Беседа о занятиях, играх и развлечениях детей в течение года на занятии по развитию речи. Схематическое изображение человека с помощью счетных палочек, карандашей, бумажных полосок. Подготовка журнала на занятии по аппликации. 690 Материалы, инструменты, оборудование. Белые или цветные листы бумаги одного размера для составления общего журнала с рисунками «Мы выросли»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего журнала «Мы выросли».
Содержание занятия. На занятии по развитию речи дети рассматривают фотографии о жизни детей в группе. Воспитатель вспоминает с детьми: «Что больше всего запомнилось и понравилось из всего, что происходило в нашей группе в этом году? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли? Какие выставки и альбомы оформили? С какими людьми встречались? Какие добрые дела и поступки можем вспомнить?» (Свободные высказывания детей.) Затем педагог показывает детям журнал «Мы выросли», который дети начали оформлять на занятии по аппликации. Еще раз отмечает, что журнал не случайно называется «Мы выросли», потому что в нем мы с помощью картинок рассказываем о том, как мы дружно занимались, играли и помогали друг другу целый год. — Давайте мы с вами нарисуем, как мы провели это год: чем занимались, во что играли, как дружили. Каждый нарисует свою картинку. А потом эти картинки мы поместим в журнал «Мы выросли». Дети выбирают материал для рисования по своему желанию — цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Дети рисуют. Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в журнал под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки. После занятия. Дети завершают оформление журнала «Мы выросли» и добавляют по желанию другими сюжетными рассказами, которые воспитатель записывает на свободных страницах журнала или на тех страничках, где размещены аппликативные хороводы.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Много книжек — хороших и разных» Задачи. Поддерживать интерес детей к чтению книг. Формировать представления детей об их тематическом и жанровом многообразии. Активизировать литературный опыт детей: создавать условия для припоминания детьми прочитанных произведений, их героев, событий, ярких словесных образов. Материалы, инструменты, оборудование. Детские книги с иллюстрациями, прочитанные в течение учебного года. 691 Содержание занятия. Воспитатель раскладывает книги, прочитанные детям в течение года, на сдвинутых столах. Дети располагаются на стульчиках полукругом — напротив. Воспитатель говорит детям о том, что в этом учебном году они прочитали много разных книг. Предлагает еще раз взглянуть на них и сказать, какую из книг они узнали. (Дети могут не вспомнить точное название книги, а просто сказать, про кого она.) Воспитатель спрашивает детей, кто из них мог бы выбрать из всех книг только сказки. Вызываются три-четыре ребенка (по желанию), которые выбирают книги со сказками и выставляют их на отдельную подставку или кладут отдельно от остальных книг. Остальным детям предлагается оценить: все ли отобранные книги являются сказками и, если находится ошибка — исправить ее.
Другая группа из трех-четырех детей аналогичным образом откладывает книги со стихами, третья группа — с рассказами. (Если в течении года использовались издания энциклопедического характера, то они выделяются в отдельную группу.) Затем воспитатель напоминает детям, что сказки бывают народные и придуманные писателями, просит, посмотрев на книги со сказками, назвать, какие из них народные, а какие имеют автора. (В случае затруднения помогает детям.) Рассматривая книги с рассказами, дети вместе с воспитателем вспоминают, что рассказы бывают о природе, о детях и др. Воспитатель спрашивает детей, какие из этих книг понравились им больше всего, стараясь дать высказаться большинству детей. Далее педагог предлагает детям провести мини-викторину, объясняя, что она будет зачитывать отрывки из разных книг, а дети постараются вспомнить название произведения, или героя, которому принадлежат эти слова. Педагог положительно относится к ситуациям обсуждения детьми между собой возможных ответов на вопрос. Ответы детей могут быть достаточно разнообразными. — Про кого говорилось в сказке так: «Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет. Прибежал и встал перед Иванушкой как вкопанный». (Про Сивку-бурку.) — В каких сказках главным героем была лягушка? («Лягушка-путешественница», «Царевна-лягушка».) Какая из этих лягушек говорила так: «Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»? (Царевна-лягушка.) — Кто говорил такие слова: «Ловись, рыбка, мала и велика»? (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».) — Чьи это слова: «Я никого не боюсь! И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь»? (Заяц из «Сказки про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».) — Из какого произведения мы узнали про такие домики: «дом свит из стебельков, волосков, шерстинок и тонкой березовой кожурки; домик, как «шалашик из сухой травы, свитый прямо на земле»; домик, как «плавучий островок из сухого тростника». (В. Бианки «Лесные домишки».) 692 — К какой сказке нарисованы эти иллюстрации? («Двенадцать месяцев» или любая другая сказка, иллюстрации к которой рассматривались с детьми.) — Продолжите стихотворение: «Травка зеленеет, солнышко блесит». (Отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева.) — Откуда эти слова «Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану»? Для загадывания детям воспитатель может использовать отрывки из любых произведений, которые читали в группе. Педагог может предложить желающим детям самим придумать и загадать «литературную загадку». Затем воспитатель предлагает детям назвать свою самую любимую книгу (или даже две-три книги). Среди них могут быть и книги, которые не представлены в группе. Воспитатель просит желающих детей рассказать, чем им нравятся их любимые книги. Завершает занятие воспитатель словами о том, как хорошо, что на свете много интересных книг, и каждый может выбрать себе книгу по душе. Примечание. Данное занятие составлено как итоговое. По тому, как легко дети будут узнавать прочитанные книги, вспоминать их героев, припоминать слова выученных стихотворений, какие книги они представят как любимые, педагог может сделать вывод о литературных интересах детей, их тематических и жанровых предпочтениях, о том, какие произведения наиболее глубоко затронули их души. 693 МАЙ. 31 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе дети познакомятся с государственной символикой, с картой России, обобщат сведения, полученные в течение года о наиболее известных местах нашей страны, о разных народных промыслах. Дети сделают на занятии по аппликации традиционные цветы России и выложат из них большой государственный флаг нашей страны. Чтение прозаических и стихотворных текстов будет также способствовать формированию представлений детей о своей малой Родине, которые они воплотят в рисунках. Особое внимание будет обращено на воспитание у детей бережного отношения к природе родного края; вместе с детьми педагог создаст природоохранные знаки, которыми они будут руководствоваться в разных жизненных ситуациях. Дети будут работать с числами от 0 до 10, выстраивать ряд из десяти предметов, упражняться в различении правой и левой стороны своего тела. Успехи в овладении родным языком дети смогут продемонстрировать на итоговом занятии по развитию речи.
694
695
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Если в детском саду ведется работа по ознакомлению детей с людьми разных национальностей, проживающих в нашей стране или посещающих конкретно ваш детский сад, предметно-игровую среду можно дополнить элементами национальных костюмов (тюбетейка, чадра, туники, веночки, фартучки с вышивкой, национальные украшения и пр.) Можно устроить дефиле (показ моделей) национальной одежды. Желающие дети или дети данной национальности пройдут по импровизированному подиуму, а педагог расскажет, кто носит такой костюм, в какое время года и прочую информацию. Можно использовать и музыкальное сопровождение (бубны, барабаны и другие национальные музыкальные инструменты). Можно нарядить кукол в национальные костюмы и разыграть с ними какие-либо обряды или праздники данного народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|