Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные научные парадигмы и методы логистики




Научная база логистики сегодня насчитывает пять основных парадигм, которые появились в процессе ее эволюции и объединившие исследователей в этой области в различные научные школы. В их числе: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая, интегральная, стратегическая.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Аналитическая парадигма логистики основана на теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др.

Появление технологической парадигмы исторически соответствует 60-ым годам и тесно связано с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Особенность этой парадигмы заключается в том, что формулируется общая проблема управления материальным потоком логистического объекта и разрабатывается информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Поддержка процесса управления материальным потоком осуществляется с использованием информационно-компьютерных систем учета, связи (телекоммуникаций), контроля принятия решений.

С начала 1980-х годов с развитием и распространением маркетинга развитых стран научной основой логистического управления стала маркетинговая парадигма. Модели, основанные на парадигме, увязывают функционирование логистической системы с рыночной деятельностью предприятия. Логистическая система должна реализовывать стратегическую цель фирмы – осуществлять свою деятельность в соответствии с потребностями рынка, достигать своих целей через удовлетворение её требований. Это, в свою очередь, требует реализации таких маркетинговых функций, как исследование и прогнозирование товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной политик.

Основной предпосылкой появления интегральной парадигмы логистики явилась глобализация, расширившая возможности интеграции между логистическими партнерами, развитие корпоративных и других организационных структур. Реализовалось управление интегрированной цепью поставки от источника исходного сырья до конечного потребителя продукции; появилось управление логистическим потоком, в котором объединилось вся совокупность материальных, информационных, финансовых, сервисных и грузовых потоков.

Стратегическая логистика представляет собой сочетание использования концепции логистики и союзов с партнерами для достижения конкурентного преимущества. Одной из главных задач компаний, использующих стратегическую логистику, становится быстрое реагирование на рыночные изменения посредством своих товаров и услуг, обеспечивающее удовлетворение меняющихся запросов покупателей. Большая роль здесь отводится информации. Получая информацию в местах продаж и быстро передавая ее производственным предприятиям, фирмы существенно сокращают сроки реагирования на запросы покупателей позволяя в кратчайшие сроки выполнять заказы потребителей.

1. Группа методов системного анализа в логистике опирается на общую теорию систем, в соответствии с которой любая логистическая цепочка с движущимися по ней сквозными потоками представляет собой сложную экономическую систему. Например: дерево-цели, дельфи, матричный метод, программно-целевые и др.

2. Кибернетический метод (подход) или метод»черного ящика» его основоположником является Ноберт Виннер. Этот методпомогает найти функции, которые определяют взаимосвязь входных и выходных параметров. Основан на информационном подходе к исследованию процессов управления логистическими операциями.

3. Методы исследования операци й в логистике основан на применении математического моделирования логистических процессов и оптимальных моделей (min, max). Применяются при распределении ограниченных ресурсов организации, с целью оптимизации величины запасов, при сетевом планировании сложных проектов логистических систем, для оптимизации схем доставки продукции и др.

4. Методы прогнозирования являются одними из ключевых методов логистики и позволяет прогнозировать тенденции развития различных систем в динамике, опираясь на научно-обоснованные подходы к принятию решений.

5. Программно-целевые методы используются для обоснования стратегии и тактики логистического управления на различных уровнях иерархии систем. Предполагают четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Разрабатываются комплексные программы на период достижения поставленной цели, выделяются основные этапы их осуществления.

Специфические научные методы логистики решают различные специфические задачи в функциональных областях и основаны на общенаучных методах.

Например, методы АВС-анализа, XYZ-анализа, методы оптимизации уровня запасов, методы оценки уровня организации логистических процессов, методы оценки и выбора поставщиков, методы определения места расположения склада и др.

 

5) Логистическая среда, миссия и правило логистики “7R”

Логистическая среда, в которой функционирует организация, понимается как совокупность существенных внешних и внутренних факторов. В структуре внешней среды ряд авторов выделяют факторы внешней среды прямого и косвенного действия.

К факторам внешней среды косвенного действия, как правило, относят факторы, выделяемые по результатам PEST- анализа: - политические; -экономические; -социально-культурные; - научно-технические и технологические.

К факторам прямого действия, как правило, относят: поставщиков и потребителей, партенров по цепи поставки, конкурентов; профсоюзоы; законы и госорганы.

К внутренней среде относят такие факторы как: цель и структура организации, персонал, решаемые задачи и технологии.

Логистическая среда организации оказывает влияние на выполнение логстической миссии организации. Слово миссия, применительно к экономике, означает «ответственное задание, поручение, роль в каком-то деле, предназначение».

Стандартная логистическая миссия трактуется как правило 7R: «обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами». Правило логистики 7R в чем-то схоже, но в целом, отличается от комплекса маркетинга 5 “P”: Product (продукт. товар), Price (Цена), Place (Место), Promotion (Продвижение), Personal (персонал)

Под логистической миссией следует понимать использование (подключение) логистического потенциала для выполнения стратегической задачи предприятия. Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки предприятия в рамках заявленной им миссии. Логистическая миссия обеспечивает общий менеджмент материальных, финансовых, информационных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успе- ха в бизнесе.

В правиле «7 R» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются: качество, время, затраты.

Предприятие может развивать только такую логистиче-скую миссию, которая не противоречит общей маркетинговой и производственной стратегии. Цель логистики на предприятии – обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе.

Основное предназначение логистической миссии – служить стратегическим фактором повышения конкуренто-способности предприятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...