Логистические каналы: определение, виды, системы управления
Акулич И.Л. определяет канал распределения как совокупность фирм, а также отдельных физических лиц, принимающих на себя право собственности или способствующих его передаче другим по пути движения товара от производителя к потребителю. Канал распределения (distribution channel) – совокупность организаций или отдельных лиц, передающих или помогающих передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю, осуществляют доведение готовой продукции от производителя к потребителю. Логистический канал (logistic channel) определяют как обособленную совокупность звеньев логистической системы, ориентированных по основному материальному потоку, сформированному с целью выполнения маркетинговых требований и экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки. Логистический канал представляет собой частично упорядоченное множество, составляющими которого выступают производители (поставщики), посредники, перевозчики и другие участники, обеспечивающие процесс доведения материального потока от конкретного производителя до его потребителей. ЛК являются ключевыми составляющими сбытовой системы предприятия, выполняющими всю совокупность сбытовых функций и обеспечивающими в конечном итоге адресность сбыта. Функции, выполняемые логистическими каналами - распределение, доставку, хранение (складирование), предпродажную подготовку и обслуживание, продажу, послепродажное обслуживание, а также функции информационного и правового содержания, необходимые для формирования хозяйственных связей и деловых отношений с субъектами сбытовой деятельности и в конечном итоге с покупателями (потребителями).
Задачи ЛК – прогнозирование объемов будущих продаж, создание системы управления запасами, создание системы обработки заказов, выбор места хранения запасов и способа складирования, определение способа транспортировки. Субъектами логистического канала сбыта являются все организации (производитель, посредники, покупатели и потребители) и их структурные подразделения, обеспечивающие адресное движение и доставку товара. Логистический канал, таким образом, это логистическая цепь системно взаимосвязанных, функционально специализированных и адресно ориентированных организаций, последовательно осуществляющих весь процесс сбытовой деятельности от производителя к потребителю. Посредник – это юридич лицо или инд предприниматель или физ лицо, которое осуществляет оптовую или розничную торговлю товарами несобственного производства. Логистический провайдер – оказывает логистические услуги, связанные с товародвижением. Уровень канала распределения определяется в зависимости от числа посредников. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Длина канала определяется по количеству промежуточных уровней между производителем и потребителем. Ширина канала – число посредников на каждом уровне. Мощность канала – количество продукции, продвигаемое через него. Логистический канал нулевого уровня включает производителя и потребителя, т.е. распределение материального потока осуществляется непосредственно производителем. Такие каналы часто используются для поставок продукции производственно-технического назначения, особенно если закупаются большие партии, а также уникальной продукции. Они предусматривают жесткую регламентацию графика поставок и поэтому позволяют сократить производственные циклы и складские площади. Одно-, двух- и более уровневые логистические каналы включают одного или нескольких посредников.
Каналы распределения могут быть прямые (сбытовой филиал, склады, собственные оптовые базы, фирменные магазины) и косвенны е (оптовая или розничная торговля), или комбинированные, а также рыночные структуры - аукционы, товарные биржи, тендерные торги, оптовые ярмарки. Участниками канала распределения могут быть производители и различного рода посредники. Выделяют два типа оптовых посредников, в зависимости от того, принимают ли они право собственности на товар. 1) Принимают право собственности – дистрибьюторы, дилеры. «) не принимают – агенты-посредники – брокеры, аукционные компании, коммивояжеры, комиссионеры. По уровню используемых технологий лог каналы могут быть традиционные и электронные, например, E-коммерция, E-прокьюремент, E-аукционы; Е-биржи.. Специфическими логистическим каналами в РБ являются: 1)логистический центр ЛЦ, 2) логистический портал ЛП, 3) товаропроводящая сеть ТПС. ЛЦ – юр лицо по оказанию комплексных лог услуг, могут быть: транспортно-логистические центры, оптово-логистические центры, многофункцимональные ЛЦ. ЛП – сайт в сети Интернет, выполняющий функции по товародвижению, формированию товаропроводящей сети. В РБ www.export.by, www.goszakupki.by ТПС–совокупность юр лиц или обособленных подразделений производителя, осуществляющих реализацию и сервисное обслуживание товара отечеств. производителя. По принципу управления выделяют горизонтальные и вертикальные системы управления каналами распределения. Горизонтальная система распределения - схема построения канала распределения, в которой независимый производитель и один или несколько независимых посредников объединяют свои ресурсы для продвижения продукции. Каждый член канала является отдельным предприятием, которое стремится обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может приносить ущерб получению максимальной прибыли системой в целом, поскольку каждый из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов.
Примеры горизонтальных каналов – ассоциации, логистичеекая цепь поставки Вертикальная система распределения - это такая структура канала распределения, в которой производители, торговые предприятия (оптовые и розничные) функционируют как единая система. В такой системе один из участников канала является владельцем остальных предприятий - участников канала распределения, заключает с остальными участниками договор и, кроме того, имеет влияние, достаточное для объединения участников канала в единую систему в целях обеспечения эффективных продаж продукции. Вертикальные каналы возникли как способ контроля поведения канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала выполняемых функций. Вертикальные системы корпоративные, договорные, управляемые. Корпоративные – вся политика распределения контролируется одним из участников – владельцем сети. Договорные – политика распределения строится на договорных отношениях. Управляемые – политика распределения обеспечивается одним из участников, который обладает достаточными возможностями для управления всей сетью. Факторы выбора канала распределения – 1) Охват рынка, число мест продаж 2)Оптимизация затрат 3)Контроль за передвижением товара4) Оказание дополнительных услуг 5)Ускоренная доставка к местам продажи 6)Уровень концентрации покупателей на выбранном рынке 7) Возможность увеличить емкость целевого рынка товара Выбор лог канала распределения — задача сложная и неоднозначная для всех участников логистической цепи. Решение может приниматься как производителем (при разработке сбытовой политики), так и посредниками, а также потребителями. На их выбор влияют факторы: характер товара; транспортабельность товара; географическое положение производителя; объемы продаж; широта ассортимента; условия хранения товара; сроки хранения товара; наличие конкурентов; наличие посредников; цены. «Толкающая» стратегия имеет целью побудить оптовых и розничных торговцев иметь в запасе товары компании, тем самым «проталкивая» товар через канал к конечному потребителю. Производители могут предлагать посредникам повышенные скидки на отдельные товары, возмещать им рекламные расходы, организовывать конкурсы, выставки в магазине, чтобы помочь розничному торговцу продать товар. «Тянущая» стратегия призвана убедить потребителя прийти в магазин и «вытащить» товар из канала сбыта. Для этого используется реклама, предоставляются бесплатные купоны, скидки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|