Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные средства оценивания результатов обучения




 

Современные средства оценивания результатов обучения

 

 

Литература

1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М.: 1989.

2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд. доп. – М.: Центр тестирования, 2002.

3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: 2007.

4. Клишина С. В., Гулюкина Н. А. Педагогический тест: этапы и особенности конструирования и использования. Новосибирск, 2006.

5. Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование. – М.: Высшая школа, 1989.

6. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: 2000.

7. Михайлычев Е. А. Дидактическая тестология. – М.: Народное образование, 2001.

8. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения. _- М.: 2007.

9. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

 

Педагогический контроль

Под педагогическим контролем понимается система научно- обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания.

 Являясь важной частью процесса подготовки специалистов, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки.

 

В более узком значении, применительно к процессу подготовки специалистов, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучаемого.

 

Предмет педагогического контроля в вузе – это оценка результатов организованного в нем педагогического процесса.

 

Принципы контроля

Процесс контроля регламентируется рядом принципов, среди которых ведущими являются: принципы

 - научности и эффективности,

 - объективности,

 - систематичности,

 - справедливости и всесторонности.

 

В зависимости от времени обучения педагогический контроль делится на входной, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный.

Входной контроль (он же предварительный, установочный) выявляет базовый, исходный уровень подготовки учащихся к обучению. Проводится обычно до начала обучения.

Текущий контроль мотивирует обучение в результате осуществления дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим студентам. Используются устный опрос, письменные контрольные работы, ознакомление с дневниковыми записями и документами, с текущими отчетами по учебной и производственной практике, с данными самоконтроля.

Цель тематического контроля – оценка результатов изучения определенного раздела или темы программы.

Осуществление этапного контроля, зачеты по разделам программы, степень готовности курсовых проектов, дипломных работ – задача рубежного контроля, в котором выявляются учебные достижения каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к изучению следующей части учебного материала.

В текущем, тематическом и рубежном контроле целесообразно как можно шире использовать стандартные программы и технические средства, позволяющие каждому студенту самому выявить имеющиеся у него пробелы в знаниях и принять меры по их устранению.

 

Итоговый контроль осуществляется преподавателем после прохождения всего учебного курса. Данные итогового контроля позволяют оценить работу и педагогов и студентов. Здесь подводится итог изучения учебной дисциплины, выявляются индивидуальные достижения, способности отдельных студентов углубленно изучать данный предмет.

Заключительный контроль проводится обычно в составе комиссии, которая призвана коллегиально принять окончательное решение о результатах подготовки. Это относится к экзаменам при переводе студентов с курса на курс, к выпускным экзаменам, к защите диплома.

 

Контроль в обучении языку.

Контроль – это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения.

Контроль – это и часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях.

 

Объектами контроля на занятиях являются:

а) знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция);

б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);

в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).

 

Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения ИЯ способствовало определению в качестве главного итогового объекта контроля речевых умений, а владение языковым материалом рассматривать преимущественно в качестве объекта текущего контроля.

 

О достигнутом уровне владения языком при этом будут свидетельствовать: а) умение адекватно выражать свои мысли в заданной речевой ситуации; б) относительная правильность пользования средствами языка при построении высказывания.

 

Функции контроля

 

1) диагностическая – определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями;

2) обучающая – способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала;

3) управляющая – обеспечивает управление процессом овладения языком благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля;

4) корректирующая – проявляется во внесении преподавателем изменений в процесс обучения языку на основе полученных в ходе контроля данных;

5) стимулирующая – создает положительные мотивы учения;

6) оценочная – позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего.

 

Объективность контроля означает соответствие полученных результатов обучения некоему эталону, содержащемуся в перечне требований к уровню владения языком для разных этапов и профилей обучения.

 

Объективность контроля обеспечивается за счет:

 

а) количественной оценки результатов деятельности. Здесь достигается наибольшая объективность в результате учета количества ошибок в речи и других показателей.

б) качественной оценки результатов деятельности (полнота раскрытия темы, соответствие высказывания заданию, умение адекватно выражать свои мысли в заданной речевой ситуации и др. ). Здесь возможен субъективизм в оценке деятельности учащихся, и преподаватель должен быть готов к обоснованию выбора оценки с точки зрения существующих критериев.

 

Регулярность контроля свидетельствует о том, что контроль носит систематический характер. Известно, что длительность сохранения в памяти усвоенного материала во многом зависит от частоты и регулярности контроля.

Дифференцированный характер контроля предполагает:

Форма контроля должна соответствовать тому аспекту языка или виду речевой деятельности, который проверяется. Так, оценка уровня владения устной речью проверяется дифференцированно для диалогической и монологической речи, а источником контроля является сама устная речь.

 

Для диалогической речи объектами контроля являются умение понять собеседника и определить его коммуникативное намерение, а также адекватно реагировать на реплику собеседника, умение задать вопрос, выразить просьбу, желание и т. д.

 

Для монологической речи объектом контроля является умение построить связный текст разной коммуникативной направленности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...