Отличительные свойства лингводидактических тестов (ЛДТ)
Отличительные свойства лингводидактических тестов (ЛДТ)
Лингводидактическое тестирование (language testing) занимается разработкой и использованием языковых и речевых тестов и, с одной стороны, является областью методики преподавания иностранных языков, а с другой стороны, относится к педагогическому (предметному) тестированию как часть общей тестологии. 1. Объект тестирования – коммуникативная компетенция – знания, навыки и умения, тестируемые в речевых действиях. ЛДТ имеют вербальный характер (либо задания, либо ответ является вербальным); 2. В случае ЛДТ есть возможность построения шкалы абсолютной оценки с помощью понятия образованного носителя иностранного языка (ИЯ); 3. В педагогических тестах отдельные задания независимы друг от друга.
Классификация ЛДТ по целям тестирования 1. Тесты учебных достижений (achievement tests). Составляются точно по программе (учебнику). Используются для текущего, промежуточного, итогового контроля. 2. Тесты общего владения иностранным языком (ИЯ) (proficiency tests). Составляются независимо от программ (учебников) предыдущего обучения. Проверка умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы или учебы. 3. Диагностические тесты (diagnostic tests). Выявляют трудности и ошибки, типичные для данного контингента испытуемых. 4. Тесты способностей (aptitude tests). 5. Placement tests (распределительные, вступительные тесты). Служат для распределения тестируемых в равные по уровню обученности учебные группы. Это либо тесты достижений, либо тесты общего владения языком.
Лингвистическая компетенция (competere – быть способным к чему-либо). Согласно одному из определений, лингвистическая компетенция является способностью понимать/продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения.
ЛДТ можно разделить на две группы: 1. языковые тесты 2. речевые тесты
Языковые тесты измеряют в основном лингвистическую компетенцию тестируемых. Примерами языковых тестов являются лексические и грамматические тесты. Речевые тесты – тесты чтения, аудирования и др. можно условно разделить на: а) традиционные б) прагматические в) коммуникативные.
Традиционные речевые тесты предназначены для выявления навыков и умений чтения, аудирования и письма с помощью традиционных приемов, например, вопросно-ответных заданий. Примерами прагматических тестов являются тесты восстановления типа клоуз, диктанты и др. Коммуникативные тесты – это в основном тесты устной речи. Все речевые тесты измеряют какие-то компоненты коммуникативной компетенции. Прагматические тесты – тесты, с помощью которых определение коммуникативной компетенции проводится на основе восстановления элементов текста (букв, слов, предложений), предъявленного визуально или аудиально, в котором определенным образом уменьшена избыточность информации. Проверяют лексико-грамматические и фонетико-грамматические навыки, память и ряд других способностей. Являются тестами общего уровня владения ИЯ.
Типы прагматических тестов 1. Диктант на фоне шума; 2. Классический клоуз-тест; 3. С-тест; 4. Б-тест.
Диктант. Сегменты текста – логически завершенные фрагменты текста. Трудность диктанта определяется количеством слов в сегментах. Длина сегмента постоянная (7–12 слов) либо увеличивается от 3–4 до 20–22 слов. Текст предъявляется 3 раза. 1-е предъявление. Без пауз. 2-е предъявление. С длинными паузами. В паузах тестируемые записывают сегменты текста между паузами.
3-е предъявление. С короткими паузами. Тестируемые проверяют записи и исправляют ошибки. . Коэффициент k равен 2 при втором предъявлении и 5 при третьем предъявлении. Варианты оценки диктанта: а) 1 балл за каждое правильно написанное слово; б) баллы за количество безошибочных сегментов при увеличивающейся их длине; в) баллы начисляются с учетом количеств лексико-грамматических и семантических ошибок. Разновидности визуальных клоуз-тестов (подстановочных тестов) 1. Классический клоуз-тест. Пропускается каждое 4–7 слово текста. Минимальное количество заданий – 50. Недостаток: даже носитель языка не восстанавливает текст на 100%. 2. С-тест (си-тест). В каждом втором слове пропускается вторая половина букв. При нечетном количестве букв в слове пропускается бó льшая половина букв. Слово из 1 буквы не пропускается, далее следуют 2 задания подряд. Минимальное количество заданий – 100. 3. Б-тест. Шаг 3–4 слова. В каждом слове-пропуске указана первая буква. Минимальное количество заданий – 70. 4. Тесты с целенаправленной выборкой пропусков. 5. Редакторский тест. В тексте имеются лишние слова, которые нужно найти. Для всех типов клоуз-тестов используются незнакомые тексты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|