Система средств обучения информатике
Вопрос 2. Средства обучения в педагогике делят на идеальные и материальные. Идеальные средства – это полученные ранее умения и знания, которые использует преподаватель и учащиеся для получения и освоения новых знаний. Материальные представляют собой физические объекты, которые используются учащимися и преподавателем для детализированного обучения. Если говорить о субъекте деятельности, то все средства обучения условно можно разделить на средства учения (чаще используется учащимися, реже – преподавателями) и средства преподавания (используются в большинстве случаев учителем). В свою очередь идеальные и материальные средства делятся на: · Печатные пособия – картины, графики, учебники, таблицы и т. п. · Объемные пособия – модели, приборы, коллекции, аппараты и т. п. · Проекционный материал – видеофильмы, слайды, кинофильмы. Современная типология классифицирует средства обучения в педагогике следующим образом: · Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т. д. · Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные. · Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т. д. · Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и т. д. · Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т. п. · Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т. п. · Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т. д.
· Учебная техника – трактор, автомобили и т. п. На сегодняшний день наибольшее воздействие на учащихся оказывают современные средства обучения в педагогике: аудиовизуальные и мультимедийные. Именно их считают самыми эффективными средствами обучения и воспитания. Материальные средства обучения, которые так необходимы для усвоения учебной информации, составляют систему, являющуюся производной от общей системы учебного предмета. Такая система средств обучения строится по следующим принципам: · Оборудование должно полностью соответствовать предъявленным педагогическим требованиями: наглядно и понятно воспроизводить существенное в явлении, иметь эстетический вид, быть легко обозримым и воспринимаемым, и т. д. · Средства обучения должны своим количеством полностью должны обеспечивать материальные потребности учебного процесса. · Средства обучения должны соответствовать потребностям учащихся и реальным условиям работы. Следует отметить, что каждый учебный предмет нуждается в своих особых средствах обучения. Так средства обучения русскому языку представлены такими средствами, как учебный дидактический материал (понятия, термины, правила, тексты), методы и приемы обучения (познавательные, тренировочные, контрольно-проверочные), а также организация воспитательно-учебного процесса. Материальные средства русскому языку представлены учебными комплексами (пособия, сборники, учебники), комплексом технических средств обучения (мультимедийные средства, персональный компьютер), кабинетами (кабинет русского языка, мультимедийный класс, видеокласс). Средства обучения иностранному языку будут почти такими же, за исключением некоторых особенных средств. Например, если говорить о кабинетах, то для иностранных языков больше подойдет лингафонный кабинет.
Средства обучения информатике Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются средства обучения. Многие ученые (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Т. С. Назарова, Е. С. Полат, С. Г. Шаповаленко и др. ) подчеркивают, что, хотя средства обучения не оказывают решающего влияния на конечные результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективности обучения и развития учащихся.. Средства обучения – орудия деятельности учителя и учеников, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания (учебники, учебно-методические пособия, справочники), дискеты с учебной информацией, за-писи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, а также слово преподавателя. Существуют различные классификации средств обучения. Часто используется следую-щая классификация: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения. В состав внешней информационной среды мы включаем школьную информационную среду (организационно-методическая среда, медиатека и т. д. ) и социальные информационные технологии (ресурсы сети Интернет, средства массовой информации и т. д. ). Дидактические функции средств обучения: · компенсаторная (облегчение процесса обучения за счет уменьшения затрат сил и времени обучаемого); · адаптивная (поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям учащихся и т. д. ); · информативная (передача необходимой для обучения информации); · интегративная (рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом); · мотивационная (побуждение познавательного интереса); · инструментальная (обеспечение деятельности учащихся и педагога: организация демонстраций, наблюдения, эксперимента, самостоятельной работы, проверки и коррекции знаний и т. д. ); · интерактивная (взаимодействие учащегося с используемым средством обучения и наличие обратной связи).
Система средств обучения информатике Отсутствие комплексного подхода к проблеме использования компьютера в учебных целях, недооценка вышеперечисленных факторов, а также того, что применение компьютера в отрыве от других средств обучения, вне специализированного кабинета, не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения, повлекло распространение практики использования компьютера в качестве средства, предназначенного для «латания прорех» традиционной методики обучения. Кабинет информатики вместе с системой средств обучения образует единую комплексную среду, которая позволяет учителю достигать поставленные цели обучения. Перечень основных компонентов системы средств обучения информатике в школе включает: · программно-методическое обеспечение преподавания информатики; · объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учеб-ной деятельности (текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графи-ческие системы); · средства обучения, функционирующие на базе СНИТ (учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее час-тей и устройств и т. д. ); · средства телекоммуникаций; · традиционные средства обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|