Вопрос 10. Критерии качества теста. Метод повторного тестирования (ретестирование) является основным при определении надежности психологических тестов
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Вопрос 10. Критерии качества теста Анализ научных работ ученых-педагогов и психологов показывает, что не всякая задача может стать тестом: она должна отвечать ряду требований и соответствующим критериям. В тестологии в классической и современной теории тестирования выделены следующие основные критерии качества теста: надежность, валидность, объективность. Надежность. Надежность теста как один из критериев качества теста показывает, насколько точно измеряет данный тест изучаемое явление. Качественный тест, отмечает Н. А. Майоров, не может быть создан без тщательного изучения этого важного аспекта измерения. Надежность определяется, как правило, после окончания анализа задач и составления окончательной формы теста. Согласно исследованиям А. Н. Майорова, не может быть создан без тщательного изучения этого важного аспекта измерения. Надежность определяется, как правило, после окончания анализа задач и составления окончательной формы теста. Согласно исследованию А. Н. Майорова надежность характеризует точность теста как измерительного инструмента, устойчивость его к действию помех (состояния испытуемых, их отношения к процедуре тестирования и так далее). Сущность термина «надежность» А. Н. Майоров раскрывает с позиций психологии. Этот термин применяется в двух значениях. Тест называется надежным, если он является внутренне согласованным. Тест также называется надежным, если он дает одни и те же результаты для каждого испытуемого при повторном тестировании (ретестовая надежность). Внутренняя согласованность - это характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий с точки зрения измеряемого качества (то есть все задания теста должны определять тестируемое качество).
Метод повторного тестирования (ретестирование) является основным при определении надежности психологических тестов. Для достижений, согласно А. Н. Майорову, наиболее приемлем метод определения надежности при тестировании параллельной формой теста. На эти концептуальные идеи мы опирались в процессе составления тестовых заданий в ходе исследования. Валидность. Сущность этого понятия раскрывает, насколько полученные в результате тестирования результаты соответствуют объективной реальности. В современной тестологии, согласно исследованиям А. Н. Майорова, выделяют следующие виды валидности: очевидная валидность; валидность по содержанию (содержательная); конструктная (концептуальная); валидность по критерию (критериальная или эмпирическая валидность); сравнительная или конкурентная валидность. Объективность. Результаты тестирования не должны зависеть от того, кто их про водит или условий проведения. Условиями повышения объективности тестирования является повышение уровня обоснованности, как самих тестов, так и методов их разработки, использования современной техники хранения и передачи тестовых материалов, последовательная работа по устранению возможностей намеренного тестового процесса. Вопрос 11. Виды тестовых заданий n закрытой формы, где даются готовые ответы, из которых один является правильным, остальные — дистракторы (не совсем правильные); n открытой формы, когда испытуемый, отвечая на задание, дописывает ответ на месте прочерка; n полуоткрытой формы, предполагающие дописывание испытуемым на месте прочерка только одного слова, в редких случаях — одного двучленного словосочетания; n на соответствие, которые предполагают необходимость устанавливать соответствие элементов одного множества элементам другого множества;
n на установление правильной последовательности, где испытуемый располагает приведенные названия действий или частей текста в необходимом порядке. Трудность и сложность задания Под трудностью задания будем пониматьуровень усвоения деятельности, на диагностику которого оно направлено, Под сложностью — число существенных операций в нем, в том числе свернутых. Задания 1-го уровня трудности Это задания на узнавание. Они содержат одновременно и задание, и ответ (подсказку), а от испытуемого требуется узнать их соответствие. По форме различают три типа заданий первого уровня — опознание, различение и классификация. Задания 2-го уровня трудности Проверяют умение ученика воспроизводить усвоенную информацию по памяти без внешней подсказки и решать на этой основе типовые задачи. Типовой задачей считается такая задача, условия которой допускают непосредственное применение усвоенных алгоритмов, правил или формул для ее разрешения. Различают три разновидности заданий второго уровня — задания-подстановки, конструктивные задания и типовые задачи. Многие тестовые задания второго уровня строятся как задания на заполнение пропусков. Это распространенный прием тестирования в гуманитарных науках и по теоретическим разделам других предметов. Задания 3-го и 4-го уровня трудности n Задания третьего уровня — это нетиповые эвристические задачи, которые требуют от ученика эвристической деятельности, т. е. преобразования исходных условий и часто — поиска дополнительных данных для подведения задачи под типовой алгоритм. n Задания четвертого уровня — это задачи творческого характера, которые требуют самостоятельной деятельности обучающегося по созданию новой (авторской) версии решения некой проблемы. Такие задания для разработчиков тестов представляют определенную трудность при проверке (даже при бланковом тестировании, не говоря уже о компьютерном), Мера трудности n Мера трудности определяется разработчиком ТЗ и указывает субъективную величину того, насколько тяжело будетрешить данное тестовое задание испытуемому с минимальным уровнем подготовки. n Мера трудности зависит от следующих факторов:
Вопрос 12. Требования к тестовым заданиям: n однозначность (смысл суждения должен быть понятен); n ясность (тестируемый должен понимать, что от него хотят (использование информационного окна инструкция); n краткость (не более 10 слов); n истинное суждение (действие тестируемого должно превращать тестовое задание в истинное суждение); n тестовое задание не должно содержать подсказок (например, объединение вариантов ответа); n тестовое задание не должно формулироваться в виде вопроса; n специфические признаки, ключевые слова выносятся в начало тестового задания. Нельзя начинать тестовое задание с предлога, союза, частицы; n отсутствие частицы «не»; n правильный ответ не должен выделяться от остальных (по стилю написания, по количеству слов в тексте); n не допускается наличие повторяющихся фраз в вариантах ответов (лучше длинный вопрос и «короткие» ответы);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|