Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критериально- и нормативно ориентированные тесты




В современной отечественной системе тестирования сложились два основных подхода к анализу результатов тестирования, которые отражают разные основания для сравнения и определяют разницу на большинстве этапов создания теста:

1. Критериально-ориентированный подход, в рамках которого разрабатываются тесты, ориентированные на критерий.

2. Нормативно-ориентированный подход, в рамках которого разрабатываются тесты, ориентированные на норму.

Понимание критериальной и нормативной ориентированности как разных методологий интерпретации результатов тестирования можно найти у В. С. Аванесова: “Для критериально-ориентированной интерпретации вывод выстраивается вдоль логической цепочки: задания ответы выводы о соответствии испытуемого заданному критерию, для нормативно-ориентированной ориентации логика по­строения вывода иная: задания ответы выводы о знаниях испытуемого рейтинг, понимаемый как вывод о ме­сте или ранге испытуемого” [3, с. 43].

Нормативно-ориентированный подход дает возможность для сравнения учебных достижений (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Сравнимость достигается путем сопоставления результата каждого учащегося с результатами других, выполнивших тот же самый тест.

Критериально-ориентированный подход позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом. Тесты, разработанные в рамках этого подхода, помогают собрать полную и объективную информацию об учебных достижениях каждого учащегося в отдельности; сравнить знания, умения и навыки ученика с требованиями, заложенными в государственных образовательных стандартах; оценить эффективность профессиональной деятельности отдельных преподавателей, а также различных программ обучения (подробнее об этом см. гл. 3, разд. 3. 1).

Нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный подходы различаются на всех этапах разработки теста с момента определения содержания до момента интерпретации результатов.

Первое различие — цель создания теста. Нормативно-ориентированные тесты создаются для того, чтобы получить возможность для сравнения испытуемых в той области содержания, для которой предназначен тест. Для этого используются нормативные или стандартные шкалы. Критериально-ориентированные тесты составляются с целью аттестации результатов испытуемого в соответствии с обла­стью определенных знаний, умений и навыков. Результаты критериально-ориентированного тестирования могут быть использованы для:

·  оценки итогового уровня обученности испытуемого, соответствия этого уровня государственным образовательным стандартам или программе обучения;

·  отбора студентов, достигших необходимого уровня обученности, в том числе и профессиональной компетентно­сти;

· оценки эффективности программы обучения в том или ином учебном заведении;

·  сравнения между собой уровней подготовки студентов, однако в этом случае можно получить сравнительно низкую надежность, если распределение баллов однородно и имеет малую вариацию.

Второе различие состоит в уровне детализации области содержания. Создатели критериально-ориентированных тестов должны подготовить значительно более детализированную спецификацию содержания, чем составители нормативно-ориентированных тестов. Это необходимо для того, чтобы пользователи теста были уверены в адекватной интерпретации тестовых баллов.

Третье различие лежит в плоскости проведения стати­стической обработки результатов тестирования. Обработанные баллы по результатам нормативно-ориентированного тестирования базируются на статистических данных нормативной группы, т. е. специфической, достаточно большой выборке испытуемых. В большинстве случаев для этого типа тестов применяются специальные нормативные шкалы. Обработанные индивидуальные баллы по результатам критериально-ориентированного тестирования не относятся к какой-либо нормативной группе или выборке испытуемых. Индивидуальный балл испытуемого интерпретируется по отношению к доле учебного материала, успешно им освоенного. Чаще всего балл студента отражает процент правильно выполненных заданий и выражается в шкале процентов.

Четвертое основное различие лежит в плоскости технологии анализа и отбора тестовых заданий. В нормативно-ориентированных тестах статистические показатели тестовых заданий (уровень трудности и различающая способность) играют определяющую роль в их отборе. В общем случае задания со средним уровнем трудности и высокой различающей способностью имеют больший шанс быть отобранными для использования в тесте этого типа, т. к. они вносят существенный вклад в вариацию индивидуальных баллов студентов. Надежность теста в общем случае будет выше, если вариация тестовых баллов увеличится. Напротив, в критериально-ориентированных тестах статистические характеристики (уровень трудности и различающая способность) заданий не являются основной причиной для включения их в состав теста. Главное условие отбора заданий в критериально-ориентированный тест — их соответствие спецификации и элементу содержания. Статистические характеристики тестовых заданий используются для составления параллельных форм критериально-ориентированных тестов и для выбора оптимального стандарта оценивания.

Пятое отличиезаключается в особенностях применения тестов. Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результат тестирования в соответствии с уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания. Нормативно-ориентированный подход чрезвычайно полезен, когда необходима информация об испытуемом, связанная с его относительными способностями или относительной обученностью по сравнению с другими испытуемыми.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...