Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема7. Управление запасами




Потребности фирмы в запасах определяются инфраструктурой логистики и заданным уровнем сер­виса. Обычно задача состоит в том, чтобы обеспечить желательный уровень сервиса при мини­мальном объеме запасов, с которым связаны наименьшие общие издержки. Избыточные запасы порой компенсируют отсутствие продуманного плана при формировании логистической инфраструктуры, а также — до некоторой степени — недостатки в управлении.

Однако такие избыточные запасы, ис­пользуемые в качестве «костыля», в конце концов, оборачиваются более высокими, чем требуется, общими издержками логистики.

Любая стратегия логистики призвана удерживать величину финансовых активов, «связанных» в за­пасах, на минимально возможном уровне. Основная цель управления запасами — добиться скорейшей оборачиваемости запасов в процессе удовлетворения запросов потребителей.

Толковая политика управления запасами строится на избирательном распределении ресурсов по пяти признакам, к кото­рым относятся: сегментация потребительского рынка (состава потребителей), требуемый ассортимент продуктов, интеграция грузоперевозок, временные потребности, требования конкуренции.

Ниже мы вкратце рассмотрим каждый из признаков, лежащих в основе такой избирательности.

Каждое деловое предприятие, продающее продукцию широкому кругу потребителей, сталкивается с тем, что разные сделки обладают для него разной прибыльностью. Некоторые группы потребителей приносят фирме больше прибыли и к тому же имеют потенциал роста, тогда как другие — нет. Прибыльность потребителя зависит от типа приобретаемых им продуктов; объема продаж; цены: требуе­мых услуг, при оказании которых создается добавленная стоимость; дополнительных действий, необ­ходимых для поддержания устойчивых деловых связей.

Высокоприбыльные группы потребителей образуют основной рынок для компании. Стратегия управления запасами должна быть нацелена на удов­летворение запросов каждой из таких ключевых групп потребителей.

Секрет эффективной сегментации логистических операций кроется в правильной расстановке приоритетов при управлении запасами, смысл которой в полном обеспечении ключевых потребителей.

Опыт большинства фирм свидетельствует о том, что типы производимых ими продуктов тоже раз­личаются между собой по объему продаж и прибыльности. В отсутствие каких-либо привходящих фак­торов компания может обнаружить, что на долю менее чем 20% всей реализуемой ею продукции вы­падает свыше 80% совокупных прибылей. Поскольку это «правило 80/20», или правило Парето, носит всеобщий характер, менеджеры могут попытаться избежать излишних затрат, проводя стратегию управления запасами, основанную на классификации производимых продуктов и установлении при­оритетов.

Так, ключом к устранению ненужных расходов может послужить реалистичная оценка того, какие малоприбыльные продукты или продукты с небольшим объемом продаж все же следует постав­лять на рынок. Разумеется, любая компания хотела бы обеспечивать доступность и бесперебойность поставок только самых прибыльных своих продуктов. Однако для полного удовлетворения запросов ключевых потребителей поставщику иногда приходится снабжать их малоприбыльными продуктами в значительных объемах.

Ловушка, которой в данном случае надо опасаться, — высокий уровень сервиса при реализации таких малоприбыльных продуктов, если их приобретают непостоянные или неключе­вые потребители. Таким образом, при разработке избирательной политики управления запасами сле­дует принимать во внимание прибыльность тех или иных категорий продуктов.

Выбор ассортимента продуктов, который должен храниться на том или ином складе, непосред­ственно сказывается на условиях транспортировки. Большинство транспортных тарифов устанавлива­ется исходя из объема и размера конкретного груза, предназначенного для перевозки. Стало быть, вероятно, разумной стратегией было бы держать на складе достаточное количество товаров, чтобы иметь возможность комплектовать крупные партии грузов, адресованных конкретному клиенту или в конкретную географическую зону. Связанная с такой стратегией экономия на транспортных расходах может существенно перекрыть рост затрат на хранение запасов.

Необходимость быстрой доставки товаров для полного выполнения запросов потребителей являет­ся важной движущей силой логистики. Если продукты и материалы поставляются быстро, то необязательно держать запасы на производственных предприятиях. Точно так же при быстром пополнении товарных запасов в рознич­ных магазинах требуется меньше страховых, или буферных, резервов в конечных звеньях логистиче­ской цепочки. На смену практике накопления и хранения таких страховых запасов (на случай непред­виденных сбоев в снабжении или увеличении спроса) приходит поставка точно определенного количества товаров в нужное время. Поскольку подобные временные модели сводят запасы у потребителей к абсолютному миниму­му, возникающая вследствие этого экономия должна компенсировать издержки, связанные с чувстви­тельностью логистического процесса к фактору времени. К примеру, применение временных моделей, как правило, ведет к сокращению объема единоразовой грузовой отправки, что увеличивает количе­ство и частоту необходимых перевозок, а также цену перевозки. Это, в свою очередь, может повлечь за собой рост транспортных расходов. Для того чтобы логистические модели работали плодотворно и эффективно, необходимо соблюдать некий компромисс между желательным уровнем обслуживания потребителей и минимальными общими издержками.

И, наконец, нужно помнить, что стратегии управления запасами разрабатываются не в вакууме, а в конкурентной среде. Обычно партнеры предпочитают иметь дело с теми фирмами, которые могут пообещать своевременность и бесперебойность поставок и в состоянии выполнить свое обещание. Это порой требует размещения и хранения на конкретном складе такого объема запасов, который обеспечивал бы заданный уровень сервиса даже тогда, когда соблюдение этого условия увеличивает общие издержки. Запасы материалов и комплектующих в логистике создаются по иным причинам, чем запасы готовой продукции. Объем запасов каждого типа и потребности в них следует оценивать в сопоставлении с общими издержками. Нужно хорошо понимать, что в интегрированной логистической системе все решения по поводу размещения инфраструктурной сети, транспортировки и управлении запасами тесно взаимосвязаны и именно эта взаимосвязь составляет основу интеграции.

Планирование запасов материалов и комплектующих в логистике - это решение задачи: когда заказывать товар и сколько его заказывать. Все пути решения такой задачи выходят за рамки данных лекций, но самые основные математические методы решения приводятся ниже.

Основная формула для расчета точки заказа с учетом страховых запасов:

 

R = D x T + SS,

 

где R – точка заказа в единицах запасов;

D – среднедневной спрос;

T – средняя продолжительность функционального цикла:

SS – объем страховых запасов

Допущения: величина будущего спроса и продолжительность функционального цикла стабильны и известны заранее.

 

Основная формула для стандартного экономического заказа (Economic order quantity – EOQ) выглядит следующим образом:

В основе данной модели лежат следующие основные допущения:

  1. весь спрос удается удовлетворить;
  2. величина спроса известна и неизменна;
  3. продолжительность функционального цикла известна и неизменна;
  4. цена продукции постоянна (нет скидок с цены продукции или с транспортных тарифов)
  5. горизонт планирования бесконечен
  6. не возникает никаких эффектов в связи с множественностью продукции
  7. отсутствут запасы в пути
  8. капитал не ограничен

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...