Результаты, полученные при помощи исследования когнитивных качеств младших школьников (2го и 3го классов)
Для исследования когнитивных качеств учеников 2го и 3го классов нами были применены следующие методики: 1. «Существенные признаки»; 2. «Исключение понятия»; 3. «Аналогии»; 4. «Обобщение» [13]. С их помощью нами были получены следующие результаты. 3.3.1 Результаты исследования когнитивной сферы учащихся 2 «Б» МОУ Лицея № 15 в 2005 – 2006 году: При помощи методики «Существенные признаки», целью которой является определение умения отличать существенные признаки от несущественных, были получены следующие результаты (см. Таблицу 1): Низкий уровень характерен для 1 ученика: 6,25%; Высокий уровень так же свойственен 1 ученику: 6,25%; 7 учеников отличаются уровнем умения отличать существенные признаки от несущественных выше среднего: 43,75%; Средний уровень сопутствует так же 7 ученикам: 43,75% респондентов; Респондентов с уровнем умения отличать существенные признаки от несущественных ниже среднего выявлено не было. Средний балл по группе: 19,2, что говорит о среднем уровне сформированности умения дифференцировать существенные признаки от несущественных. При помощи методики «Исключение лишнего», целью которой является определение степени овладения операциями обобщения и отвлечения, были получены следующие результаты (см. Таблицу 2): Высокий уровень овладения операциями обобщения и отвлечения характерен для 9 человек: 56,25%; Уровень выше среднего свойственен 6 ученикам: 37,5% респондентов; Уровнем ниже среднего отличается 1 человек: 6,25%. Респондентов с низким и средним уровнем овладения мыслительными операциями обобщения и отвлечения выявлено не было. Средний балл по группе: 22 балла, что соответствует уровню овладения операциями обобщения и отвлечения выше среднего.
При помощи методики «Аналогии», целью которой является определение уровня овладения мыслительной операцией «аналогия», были получены следующие результаты (см. Таблицу 3): Низкий уровень овладения мыслительной операцией аналогия характерен для 1 человека: 6,25%; Уровнем ниже среднего отличаются 6 человек: 37,5%; Средний уровень свойственен 4 ученикам: 25%; Уровень выше среднего сопутствует 1 человеку: 6,25% респондентов; Высокий уровень характерен для 4 человек: 25% респондентов. Средний балл по группе: 16,5, что соответствует среднему уровню овладения мыслительной операцией аналогия. При помощи методики «Обобщение», целью которой является определение уровня овладения мыслительной операцией обобщение, были получены следующие результаты (см. Таблицу 4): Низкий уровень характерен для 1 человека: 6,25%; Уровень ниже среднего сопутствует 3 ученикам: 18,5% респондентов; Средний уровень соответствует 6 ученикам: 37,5% Уровнем выше среднего отличаются 4 человека: 25% Высокий уровень овладения мыслительной операцией обобщение соответствует 2 ученикам: 12,5% Средний балл по группе 17,8, что характерно для среднего уровня овладения мыслительной операцией обобщение. Таким образом, для учеником 2 класса МОУ Лицея № 15, диагностируемых в 2005 – 2006 учебном году, характерны: средний уровень сформированности умения дифференцировать существенные признаки от несущественных; уровень овладения мыслительными операциями обобщение и отвлечение – выше среднего, а также средним уровнем овладения мыслительной операцией аналогия (см. Приложение 8). 3.3.2 Результаты исследования когнитивной сферы учащихся 3 «Б» МОУ Лицея № 15 в 2007 – 2008 году: При помощи методики «Существенные признаки», целью которой является определение умения отличать существенные признаки от несущественных, были получены следующие результаты: (см. Таблицу 9).
Низким уровнем овладения умением отличать существенные признаки от несущественных отличаются 3 человека из 22, то есть 13,6% учеников. Уровень ниже среднего свойственен так же 13,6%. Средний уровень характерен для 9 учеников из 22, то есть для 40,9%. У 7 учеников, - 31,8% - уровень выше среднего. Высокий уровень овладения умением отличать существенные признаки от несущественных среди респондентов не выявлен. Средний балл по группе: 17 баллов, что характерно для среднего уровня овладения умением отличать существенные признаки от несущественных. При помощи методики «Исключение лишнего», целью которой является определение степени овладения операциями обобщения и отвлечения, были получены следующие результаты (см. Таблицу 10): Уровнем овладения операциями обобщения и отвлечения ниже среднего отличаются 13,6 % учеников. Средний уровень свойственен 6 ученикам, то есть 27,3%. Уровнем выше среднего отличаются 6 учащихся, 27,3% респондентов. Высокий уровень характерен для 7 человек, то есть для 31,8%. Низкого уровня овладения операциями обобщения и отвлечения не выявлено. Средний балл по группе: 19,8 балла, что характерно для среднего уровня овладения операциями обобщения и отвлечения. При помощи методики «Аналогии», целью которой является определение уровня овладения мыслительной операцией «аналогия», были получены следующие результаты (см. Таблицу 11): Низкий уровень овладения мыслительной операцией «аналогия» свойственен 31,8% учеников. Уровень ниже среднего характерен для 11 младших школьников, то есть для 50% респондентов. Средним уровнем отличаются 13,6% человек. Уровень выше среднего характерен для 1 ученика, то есть для 4,5% класса. Респондентов с высоким уровнем овладения мыслительной операцией «аналогия» выявлено не было. Средний балл по группе: 11,3 балла, что характерно для уровня овладения мыслительной операцией «аналогия» ниже среднего. При помощи методики «Обобщение», целью которой является определение уровня овладения мыслительной операцией обобщение, были получены следующие результаты (см. Таблицу 12): Уровень ниже среднего характерен для 7 учеников, то есть для 31,8%; Средний уровень овладения мыслительной операцией обобщение свойственен 11 ученикам, то есть 50%;
У 3 учеников, то есть, 13,63% наблюдается уровень выше среднего; Высокий и низкий уровни при исследовании выявлены не были. Средний балл по группе: 15,89 балла, что характерно для среднего уровня овладения мыслительной операцией обобщение. Таким образом, в целом когнитивные качества у исследуемой группы младших школьников развиты в средней степени (см. Приложение 16).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|