Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция - тема: «Датировка произведений».




Датировка ‑ установление времени написания, издания или публикации произведения. Датировка ‑ один из важнейших процессов текстологической подготовки, поскольку только знание времени создания произведений позволяет реконструировать в издании последовательность развития творчества писателя, воссоздать всю полноту картины формирования его литературного наследия, взглядов и формы их выражения. Следовательно, дать полную и правильную литературоведческую оценку. Никакое историко-литературное исследование наследия писателя невозможно без точного (или хотя бы относительно точного) знания времени написания им конкретных произведений. Нельзя без него создать и хронологическую композицию творчества автора.

В полном смысле датировать произведение ‑ значит установить все (начальный, промежуточный, конечный) этапы его создания. Процесс творчества находит свое выражение в написании текста. Предшествующие этапы ‑ проявление и формирование общего замысла, конкретных образов, отдельные фразы или строки, как правило, не фиксируются и точной датировке не поддаются. Они могут быть отражены в комментарии в виде гипотез, редакторских предположений, явных или скрытых аналогий.

Датирование должно быть по возможности предельно точным. Но написание произведения ‑ процесс неравномерный. Оно может быть начато и прекращено, затем возобновлено вновь и завершено спустя ряд лет («Отец Сергий» или «Воскресение» Льва Толстого, например). Автор может писать несколько произведений в одно и то же время («Кому на Руси жить хорошо» и несколько десятков стихотворений Н. Некрасова; «Благонамеренные люди», «Помпадуры и помпадурши», «Дневник провинциала в Петербурге» М. Е. Салтыкова-Щедрина и многое другое).

Следует помнить и то, что авторская датировка может быть ошибочной, особенно когда дата ставится задним числом. Причиной ошибки может быть и дата записи в чей-то альбом. К тому же неточная дата может быть и своеобразным литературным приемом. Приводит к ошибкам и датировка произведений, входящих в циклы, по времени публикации завершенного цикла или окончания работы писателя над ним. Поэтому все подобные случаи предполагают тщательный текстологический анализ.

При наличии авторской рукописи эффективным может быть графологический анализ, но только в тех случаях, когда почерк писателя не менялся во времени.

Сложность рассматриваемой задачи отражена в системе условных знаков, сопровождающих даты в текстологически подготовленных изданиях. Авторская дата, например, понимается в текстологии как часть текста и поэтому просто воспроизводится под ним.

Если точная датировка невозможна и приходится ограничиваться определенными хронологическими рамками в пределах «не ранее» или «позднее», то дата сопровождается текстом на латыни: «terminus ante guem» или «terminus post guem».

Дата, обозначающая время первой публикации, ставится в прямых скобках [.. ], а сомнительная дополняется знаком «? ».

Даты, разделенные тире (1876‑ 1879), обозначают период написания произведения; разделенные запятыми (1876, 1879), ставятся под произведением, написанным в несколько приемов.

Косвенные данные для датировки извлекаются из упоминаний исторических событий и биографических обстоятельств, хронологических выкладок и отсчетов до «настоящего времени», из указаний на тех или иных лиц как на живых или мертвых, даты рождения и смерти которых известны, из соотношений с другими произведениями, из указаний на даты празднования переходных праздников (например, совпадение с воскресением какого-либо числа месяца), из данных языка и орфографии, если памятник может быть датирован только в пределах крупного периода времени. Датирующим признаком может быть та или иная официальная терминология, время появления которой известно, «мода» на то или иное слово. Датирующими признаками могут быть также упоминания имен святых, время канонизации которых известно. В произведениях нового времени существенна дата первой публикации.

Датируя то или иное произведение, надо иметь в виду, что один основательный аргумент стоит любого числа малоосновательных.

Датируя текст, всегда необходимо учитывать по возможности полную его историю, даты и взаимоотношения его редакций, вариантов, списков. Вопрос о дате произведения ‑ это вопрос о целом круге проблем, это вопрос комплексный.

Каждое произведение характеризуется тремя основными датами: датой начала работы над произведением, датой окончания этой работы и датой первой публикации. Правда, в иных случаях между двумя первыми датами проходит длительное время, и в этот период могут быть свои, достаточно важные даты: дата наибольшего творческого подъема, дата нахождения решающего поворота в сюжете, дата полного отказа от первоначального замысла и возвращения к работе уже с иных позиций и т. д. В других случаях значительный промежуток времени лежит между датой окончания работы и датой публикации, и в нем ‑ даты неоднократных попыток автора опубликовать произведение, даты цензурных запрещений и т. п. Однако все эти хотя и очень важные, но частные моменты общей проблемы датировки, в которой именно эти три даты: начала и конца работы и первой публикации являются важнейшими.

Какую дату следует считать датой начала работы над произведением? Дату рождения замысла? Или дату составления плана? Или дату первого наброска?

Например, в 1834‑ 1835 гг. Н. Гоголь слышал рассказ о бедном чиновнике, страстном любителе охоты, скопившем с превеликими трудностями деньги на хорошее ружье и утопившем его случайно в первый же выезд на охоту. По свидетельству П. В. Анненкова, этот рассказ лежит в основе замысла повести «Шинель», однако разработку этого замысла Н. Гоголь начал лишь в 1839 г. К 1841 г. были созданы три черновые редакции повести, и, наконец, в 1842 г. она была опубликована.

Какую же дату считать датой начала работы Н. Гоголя над повестью: 1834‑ 1835 или 1839? Конечно, 1839 г.: датой начала работы автора над произведением следует считать дату непосредственно работы над текстом.

Возникает вопрос и о том, какую дату считать датой окончания работы над произведением. Дело в том, что изучение истории создания огромного числа произведений русской литературы показывает, что творческий процесс создания произведения обычно не прекращается с публикацией его: авторы нередко возвращаются к тексту при каждом новом издании и правят его. На учете этого факта основываются многие важнейшие положения текстологии (определение последней творческой воли автора, выбор источника основного текста и т. д. ), о которых говорилось выше. Но имеет ли этот факт значение в датировке произведения? Так, В. Короленко в 1886 г. закончил и впервые опубликовал повесть «Слепой музыкант». В том же году вышло новое, значительно переработанное издание; для первого отдельного издания 1888 г. автор вновь серьезно переработал текст. Всего «Слепой музыкант» выходил при жизни В. Короленко более чем в 15-ти изданиях, и в каждое из них автор вносил поправки. Можно ли считать, что датой окончания работы над повестью является 1914 г. ‑ год последнего авторизованного издания?

Конечно нет: датой окончания работы над текстом (для произведений, впоследствии опубликованных автором) является дата последней беловой рукописи. Даже если после этого в корректурах или при позднейших переизданиях автор много и целеустремленно работал над текстом, т. е. творческий процесс, в сущности, продолжался. Само решение автора опубликовать произведение говорит о том, что оно им закончено. И датой окончания является изготовление беловой (цензурной) рукописи.

Эти две даты определяют время создания произведения, ими оно датируется при публикации, ими руководствуются при определении места произведения в общей хронологии творчества, а значит и место его в собрании сочинений писателя.

Наконец, дата первой публикации. Следует иметь в виду, что литературное творчество ‑ явление общественного порядка: писатель пишет не для себя, а для читателей. Если произведение не опубликовано, ‑ оно остается фактом личной биографии писателя и общественного резонанса не имеет. Поэтому важно не только, когда автор написал его, но и то, когда оно стало общественным достоянием.

Это может быть дата прижизненной или посмертной публикации. Важно, чтобы это была именно дата первой публикации, и ее следует всегда указывать в комментарии, даже в тех редких случаях, когда она в принципе оказывается несущественной, так как произведение задолго до первой публикации было широко известно в списках. Например, первая часть стихотворения «Смерть поэта» М. Лермонтова была написана 28 января 1837 г., впервые опубликована в 1858 г. в Лондоне А. Герценом, и в том же году ‑ в России. Однако уже 29‑ 30 января 1837 г. стихотворение в массе копий разошлось по Петербургу, проникло в провинцию, т. е. уже тогда стало фактом общественного значения. И все-таки в подобном случае дату первой публикации следует установить. Тем более, что в практике текстологии есть немало примеров, когда дата создания произведения остается неизвестной, и оно датируется по первой публикации. В этом случае дата публикации приобретает особое значение как единственная достоверная дата.

Когда невозможно установить прямую дату, применяется относительная дата, указывающая месяц или год написания: «февраль 1861 г. », «1848 г. ».

Для датировки произведений, писавшихся в течение длительного промежутка времени, когда границы этого промежутка известны, пользуются широкой датой: «апрель‑ июнь 1862 гг. », «1862‑ 1870 гг. ».

Наконец, для датировки произведений, существующих в двух редакциях, или таких, начало и конец создания которых разделены большим перерывом в работе, применяется двойная дата: «1834, 1842», «1835, 1839‑ 1842» (в последнем случае двойная дата совмещена с широкой датой).

Особенно большие трудности представляет датировка произведений М. Ю. Лермонтова, автографы которых не сохранились.

В большинстве случаев М. Лермонтов сам ставил дату написания стихотворений на обложке тетради, в заголовке или в конце текстов. На этом основании ‑ по пометам самого М. Лермонтова, по нахождению стихотворения в той или иной тетради или же по положению его внутри тетради ‑ и датируется значительное число его текстов. Так, стихотворения, находящиеся в тетради с названием «Мелкие стихотворения. Москва в 1829 году», датируются 1829 г.; тетрадь VI помечена самим Лермонтовым 1830 г.; в тетрадях VII и VIII многие стихотворения имеют точную дату ‑ год, месяц, число. Например «10 июля. (1830)»; «30 июля, 1830 года», а по этим датам устанавливается и время написания расположеннных рядом текстов. Та же возможность датировки в тетради XI, заполнявшейся поэтом в 1831 г. Например, стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной», расположенное в тетради XI после стихотворения «Сентября 28», но до стихотворения «Ужасная судьба отца и сына», в котором говорится о смерти отца поэта Ю. П. Лермонтова (умер 1 октября 1831 г. ). Поэтому оно датируется по положению в тетради осенью 1831 г. и т. д.

В некоторых случаях установление даты написания стихотворений по принципу смежности оказывалось ошибочным. Так, стихотворения, находящиеся в тетради IV после поэмы «Демон», долгое время датировались 1830 г. Лермонтовская помета о годе написания данной редакции поэмы была перенесена и на стихотворения, которые, как теперь установлено, были вписаны в тетрадь значительно позднее, в 1831 и, 1832 гг. (см. полное собрание сочинений Лермонтова).

С предположительной датировкой печатаются стихотворения, находящиеся в тетради ХХ (сборнике писарских копий с поправками М. Лермонтова). Автографы многих стихотворений этой группы не сохранились. Однако, исходя из датировки тех стихотворений, которые находятся рядом, но переписаны в сборник из тетрадей, имеющих хронологические указания, а также из содержания самих стихотворений, можно прийти к заключению, что первая половина текстов сборника относится с большей вероятностью к 1830 г., а вторая, начиная примерно со стихотворения «Поток», к 1831 г.

Не имеют до сих пор точной даты стихотворения, предположительно относимые к концу 1837 ‑ началу 1838 г. («Гляжу на будущность с боязнью», «Слышу ли голос твой», «Как небеса, твой взор блистает», «Она поет ‑ и звуки тают»). Предположительно датируются и такие значительные стихотворения «< Из альбома С. Н. Карамзиной> ». Большая группа стихотворений входит в раздел «Стихотворения разных годов», с датировкой еще более приблизительной, чем в названных выше стихотворениях.

Определению некоторых дат, как и уточнению текста ряда стихотворений, помогла находка в 1947 г. так называемой «Казанской тетради М. Лермонтова» (продолжение тетради ХХ), содержащей автографы 9 стихотворений 1832 г. Среди них «Русалка», которая ранее датировалась ошибочно 1836 г.

Обнаруженный в Германии автограф стихотворения «Посреди небесных тел» с поставленной М. Лермонтовым датой 16 мая 1840 г. разрешил сомнение исследователей, датировавших это стихотворение 1833‑ 1834 гг., а затем предположительно 1840 г. Текстологические находки последних десятилетий (альбом А. М. Верещагиной с автографами и рисунками М. Лермонтова) свидетельствуют о том, что процесс собирания первоисточников произведений автора не завершен. Многое еще может измениться в прочтении и объяснении его лирики, если будут обнаружены затерянные автографы и документы, содержащие сведения о тех стихотворениях, которые не поддаются в настоящее время датированию.

Таким образом, решение проблемы датировки произведения есть результат глубокого историко-литературного и историко-текстологического изучения самого текста и всех относящихся к нему материалов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...