Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция - тема « Редакции». Последующая редакция. Карета. Первоначальная редакция. В сумерки в церковь вхожу я случайно.




Лекция - тема « Редакции»

Нередко текстолог обнаруживает, что различия между двумя или более источниками выходят за пределы сравнительно небольших, чисто словесных разночтений: два сличаемых источника дают, при единстве замысла, два текста, различающихся прежде всего концепцией автора, мыслью, проводимой им в каждом из текстов. Это по сути дела два, в большей или меньшей степени, самостоятельных текста на одну тему, но написанных с разным подходом автора к ее решению. Более того, иногда бывает и так, что и тема раскрыта в двух текстах одинаково, но написано все это стилистически совершенно по-разному, причем различий этих так много, что свести их к вариантам текста практически невозможно. В таком случае следует говорить о разных редакциях одного произведения.

Следует подчеркнуть, что это должны быть разные редакции одного произведения, а не разные произведения на одну и ту же тему. Так, М. Лермонтов теме Бородинской битвы посвятил два стихотворения ‑ «Поле Бородина» (1830‑ 1831 гг. ) и «Бородино» (1837). Здесь не только одна тема: во второе стихотворение входят строки и целая строфа из первого, однако это и по содержанию и по стилю два самостоятельных стихотворения.

Вот как выглядят редакции стихотворений «Свадьба» и «Карета» Н. Некрасова.

 
Свадьба

Первоначальная редакция

В сумерки в церковь вхожу я случайно.

Полно все в ней полумраком и тайной

Две-три лампады, убого блестя,

Темные лики святых золотя,

Слабых лучей не доносят высоко.

Робко поднявшись, пугливое око

Клонится долу, ‑ хромой инвалид

Ходит с тарелкой и медью стучит.

Шепотом внятным и медленным нищий

Просит у Бога покрова и пищи.

Тут же склоняется низко без слов

Пара старушечьих дряхлых голов…

[И между ними ‑ ужель не ошибка? ‑

Бледны ланиты ‑ исчезла улыбка.

Бедная! бедная! скоро же ты

Чудной лишилась своей красоты!

Так… и глаза, и черты — все похоже…

Да… я узнал тебя… Боже мой, боже!

Что с тобой сталось! Каких перемен

Ты натерпелась?.. Недавних времен

Помню я лучшие дни… Как бывало,

После трудов и больной и усталый ‑

Жадно прохладой вечерней дыша,

Брел мимо окон твоих, не спеша

С матерью ты у окошка сидела,

Весело шила и пела…

Или уж мать на кладбище, а тот,

Что мимо окон, бывало, снует

И поцелуи тебе посылает…

Что он, скажи, он бывал… он бывает? ]

Стал он смелее, как мать умерла?

Ты ему сердце свое отдала?

Вижу я: стан твой немного полнее…

Последующая редакция

В сумерки в церковь вхожу. Малолюдно,

Светят лампады печально и скудно,

Темны просторного храма углы;

Длинные окна, то полные мглы,

То озаренные беглым мерцаньем,

Тихо колеблются с робким бряцаньем.

В куполе темень такая висит,

Что поглядеть туда ‑ дрожь пробежит!

С каменных плит и со стен полутемных

Сыростью веет: на петлях огромных,

Словно заплакана тяжкая дверь…

Нет богомольцев. Ее служба теперь ‑

Свадьба. Венчаются люди простые.

Вот у налоя стоят молодые:

Парень-ремесленник фертом глядит,

Красен с лица и с затылка подбрит ‑

Видно: разгульного сорта детина!

Рядом невеста: такая кручина

В бледном лице, что глядеть тяжело…

Бедная женщина! Что вас свело?

Вижу я, стан твой немного полнее,

Чем был… Я понял! Стыдливо краснея

И нагибаясь, свой длинный платок

Ты на него потянула… Увлек,

Видно, гуляка подарком да лаской,

Песней, гитарой да честною маской?

Ты ему сердце свое отдала…

Сколько ночей ты потом не спала!

Сколько ты плакала!.. Он не оставил,

Волей ли, нет ли, он дело поправил ‑

Бог не без милости ‑ ты спасена…

Что же ты так безнадежно грустна?

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать.

Плакать, работать ‑ да думать уныло.

Что тебе жизнь молодая сулила,

Чем подарила, что даст впереди!..

Бедная! Лучше вперед не гляди!

Карета

Первоначальная редакция

№ 1

Хотелось бы кой-что сказать и тем,

Которые о ближнем хлá опочутñ,

А ездят в экипаже, огражденном

Гвоздями сзади, чтоб старик усталый

Или шалун, оборванный мальчишка,

Впотьмах дерзнут забраться на запятки

То поплатились бы увечьем

За дерзость-эту.

 

№ 2

Хотелось бы и тем сказать словечко,

Которые жалеют бедняков.

А ездят с заостренными гвоздями,

Чтобы впотьмах усталый пешеход

Или шалун, оборванный мальчишка,

Вскочивши на запятки, заплатил

Увечьем за желанье прокатиться

За их каретой…

 

Последующая редакция

О филантропы русские! Бог с вами!

Вы непритворно любите народ,

А ездите с огромными гвоздями,

Чтобы впотьмах усталый пешеход

Или шалун мальчишка, кто случится,

Вскочивши на запятки. Заплатил

Увечьем за желанье прокатиться

За вашим экипажем…

Таким образом, различия между понятиями «редакция» и «вариант» имеют как качественный, так и количественный характер. Например, стихотворение М. Лермонтова «Смерть поэта» первоначально, в течение нескольких дней, существовало и распространялось в ранней редакции ‑ без последних 16 строк, которые были написаны поэтом позже, после чего стихотворение приобрело новое идейное звучание, хотя стилистических отличий между редакциями, по-видимому, не было (автограф не сохранился). С другой стороны, многие лицейские стихотворения А. С. Пушкина существуют в двух редакциях: ранней, написанной в Лицее, и в поздней, переработке 20-х годов. Однако в подавляющем большинстве случаев это всего лишь стилистически разные редакции, так как переработка почти не касалось самой идеи произведения.

Иногда в некоторых произведениях могут быть разные редакции отдельных глав или других более или менее значительных частей текста. Например, XIII глава «Капитанской дочки» А. С. Пушкина существует в двух редакциях: полной, исключенной автором из романа, и сокращенной. В двух редакциях известны первые семь глав романа «Чапаев» Д. Фурманова.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...