Программа развития образовательного учреждения дополнительного образования, ее общая характеристика.
Программа развития учреждения дополнительного образования детей – это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим деятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. Соответственно, программа развития представляет собой документ перспективного плана, определяющий общую стратегию позитивных изменений образовательного учреждения как целостной системы на определенный период времени, фиксирующий основные параметры нового, более совершенного качественного состояния данного учреждения, а также сроки и способы его достижения. Структура программы развития учреждения дополнительного образования детей может быть представлена следующими разделами: Характеристика учреждения или информационная справка (паспорт) учреждения. Аналитическое обоснование программы: описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума, оценка состояния педагогического процесса и условий для его развития; выделение проблем, на которые направляются усилия по их разрешению. Концептуальные основы программы: приоритеты дополнительного образования; философия образования, цель и задачи образовательной деятельности учреждения. Учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс. Описание особенностей организации образовательного процесса, преемственности уровней содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей. Описание инновационных процессов в учреждении и экспериментальной деятельности. Психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации в учреждении образовательных программ дополнительного образования детей.
Управление реализацией программы через мониторинг Сегодня создание программы развития стало обязательным атрибутом практически каждого учреждения дополнительного образования детей. Сам этот процесс инициируется органами управления образования, требованиями к аттестации и аккредитации учреждения. Практику, сложившуюся в разработке документов подобного рода можно считать далеко не однозначной и представить в виде нескольких вариантов. Программа развития учреждения представляет собой документ, где излагаются основные положения, цели, содержание и порядок деятельности по переходу в новое качественное состояние организации. Обоснование структуры программы развития н е является чем уж очень сложным. Логично, если состоит из таких частей как: - определение исходных способов осмысления настоящей и будущей ситуации в учреждении; - констатация положения дел в учреждении, с указанием сильных и слабых сторон (может быть проблем), - выделение приоритетов в развитии (направлений в которых развитие будет стимулироваться) - обозначение путей и способов развития, промежуточных состояний - результатов действий на тех или иных этапах развития.
Исходные положения для анализа настоящей и будущей ситуации в учреждении представляют собой теоретические основы (системный или деятельностный или личностный подход), идейные приоритеты (своего рода кредо педагогического коллектива), наиболее важные нормативные документы, определяющие перспективы развития.
Значительно менее очевидным представляется содержательные компоненты, те, которые представлены как в анализе исходной ситуации, так и среди приоритетов и промежуточных состояний. Нам представляется уместным выделить три основных содержательных компонента:
- состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития, - состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой, - состояние и перспективы управления деятельностью учреждения. Первый компонент «Состояние дел внутри учреждения, перспективы и барьеры развития» включает такие характеристики как: контингент обучающихся, педагогический коллектив, дополнительные образовательные программы. Вот эти три составляющие и будут объектами анализа и программирования развития.
В аналитической части программы целесообразно достаточно основательно рассмотреть состав обучающихся в учреждении. Здесь следует обратить внимание на поло-возрастную структуру (то есть сколько детей какого возраста и пола посещает занятия в учреждении), на то как изменяется состав в течение года. Общей тенденцией, сложившейся в УДОД является значительное омоложение контингента, то есть увеличение доли дошкольников, при значительном сокращении числа старшеклассников. Оценивать такие обстоятельства можно по-разному, но в целом пропорциональность различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, учащиеся 5 – 8 классов и старшеклассники – показатель стабильности жизнедеятельности детских объединений. Конечно, здесь надо иметь в виду разницу в поколениях, есть много и малочисленные возрастные когорты. Причины различные и объективные и субъективные: открыли (закрыли) общеобразовательную школу, пришел на работу (ушел из учреждения) интересный педагог. В аналитической части программы развития, вполне можно показать в каких детских объединениях возрастная структура оптимальная, где и вследствие чего возникают проблемы. В любом случае оценка положения вещей важнее простой констатации. Поэтому если объединений, где занимаются старшеклассники в учреждении мало, то вряд ли на данный факт не следует обратить внимание. Конечно, отмечая недостаток числа старшеклассников, нужно помнить, что данная проблема связана с характером деятельности, предлагаемой школьникам. Если на сегодняшний момент в учреждении нет объединений, ориентированных на работы со старшим школьным возрастом, разумно отнести проблему к разряду стратегических.
Кроме характеристики обучающихся, о внутреннем положении дел в учреждении дополнительного образования говорит кадровая ситуация. Для отражения положения дел с кадрами педагогов дополнительного образования существуют вполне формальные признаки - квалификационные характеристики: -уровень и характер образования (среднее, высшее; педагогическое или иное), - квалификационные категории, - опыт работы в системе дополнительного образования, - награды, звания и проч.
Кроме квалификации достаточно важно оценить перспективы педагогического коллектива на 5- 7 лет, спрогнозировать возможность ухода (на пенсию, на другую работу, и т.п.) и пополнения новыми работниками. педагогический коллектив можно определить как относительно молодой (тогда как правило существует проблема с квалификацией), достаточно зрелый и квалифицированный (возможна проблема с мотивацией труда), стареющий (необходимость обновления). Хорошим ресурсом для развития организации может считаться благоприятный микроклимат в педагогическом сообществе учреждения.
Перейдем к программам деятельности детских объединений («дополнительным образовательным программам»). В аналитической части стоит обратить внимание на такие атрибуты успешного учреждения как: - наличие эксклюзивных программ, существенно отличающихся по содержанию от аналогичных или значительно превосходящих их по качеству; - разнообразие программ, соответствие число реализуемых профилей – статусу учреждения; - число программ, рассчитанных на 4 года и более, - сопряженность реализуемых программ со специальностями в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего), - сохранность контингента (процент обучающихся, занимающихся в детском объединении длительное время – более 4 лет), - результаты реализуемых программ (число выпускников, продолживших обучение по профилю детского объединения, количество победителей в различного рода конкурсах, соревнованиях).
2. Структура кадров в системе дополнительного образования. Структура кадров складывается исходя из специфической возможности и практической безграничности дополнительного образования детей. Главной особенностью этой структуры является «незакрытый список специальностей», так как с возрастанием потребности в дополнительном образовании детей расширяется ее сфера деятельности. Условно можно разделить всех работников, занятых в системе дополнительного образования детей, на четыре группы.
Первая группа — это лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми: педагоги дополнительного образования детей и педагоги-организаторы. Именно эта категория — наиболее массовая и востребованная во всех видах образовательных учреждений: детских садах, школах, гимназиях, лицеях, колледжах и училищах. Вторая группа — это методисты, предметом деятельности которых является научно-методическое обеспечение образовательного процесса и самих кадров системы. Некоторые функции методической деятельности входят в обязанности всех специалистов системы первой и высшей квалификационной категории, в том числе управленцев. Третья группа — администрация, или, иначе, управленцы. Иерархия управления в учреждениях дополнительного образования детей выстраивается в соответствии с моделью самого учреждения, его структурой. Наиболее типичен вариант: руководители среднего звена — заведующие отделами, лабораториями, клубами, студиями, секторами; директора УДОД и их заместители; руководители районных, городских и региональных структур, главные специалисты. Специфика руководителей «среднего звена» заключается в том, что, с одной стороны, они руководят взрослым коллективом, являются административными лицами, а с другой стороны, они же — руководители детских коллективов. Как правило, эти руководители совмещают свои должности с должностями педагогов дополнительного образования детей и педагогов-организаторов. Четвертая группа — это специалисты профильных направлений. Как уже отмечалось выше, направления деятельности настолько широки и разнообразны, что в образовательный процесс или его обеспечение включаются люди самых разных профессий. Так, например, в художественных видах творчества это хормейстеры, балетмейстеры, концертмейстеры, звукооператоры, костюмеры и т.д. Если в технических направлениях современные компьютерные технологии составляют подавляющее большинство, то для обслуживания техники необходимы программисты, наладчики, инженеры, лаборанты. Если в распоряжении детей есть актовый и театральный зал, то не обойтись без режиссера, художника-оформителя и т.д. Необходимость расширения штатного расписания зависит от уровня развития коллектива, его задач и предоставленной материально-технической базы. По всем должностям, независимо от того, в каком виде образовательного учреждения они осуществляются, имеются типовые тарифно-квалификационные характеристики. Билет № 13.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|