Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Досуговые программы системы дополнительного образования.




Досуг традиционно является сферой свободного выбора лич­ностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальны­ми нормами и установлениями. В то же время досуг традици­онно является сферой влияния государственных и обществен­ных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познава­тельные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного време­ни, развивает общую культуру личности.

Организация досуга — традиционное направление деятель­ности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреж­дений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали ве­роятность вовлечения в асоциальные группировки, препятство­вали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного вре­мени вносят досуговые программы.

Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проекти­руются для всех возрастных категорий детей — от дошкольни­ков до подростков. Цеди проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, со­ревнований, развлечений и праздников, освоение традиционно­го и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценнос­ти. Так, к числу потенциальных возможностей досуговых про­грамм в формировании личности один из исследователей детс­кого досуга, Б.А.Титов-1, относит установку на:

• самосовершенствование;

• осознание принадлежности к социально-исторической об­щности;

 

• соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

• социальную активность;

• природу;

• искусство;

• других людей.

Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуаль­ные, эмоциональные возможности ребенка. Если ведущим ви­дом деятельности в образовательной программе является позна­вательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные, выделенные в теории (в частности, в работах С.А.Шмакова 2) виды современных игр, в том числе:

• физические и психологические игры и тренинги;

• интеллектуально-творческие игры;

• социальные игры;

• комплексные игры.

Игровые технологии предопределяют зрелищный, динамич­ный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоцио­нальное восприятие содержания.

Вопрос 2. Технология проведения театрализованных детских праздников

Приступая к работе над любым новогодним спектаклем, надо запомнить несколько правил.

1-е правило

Новогодняя сказка должна быть увлекательной и веселой. Даже переживая за героев, дети всегда верят, что непременно будет «радостным финал». В сказке обязательно должна быть интрига, хоть и несложная. Нельзя использовать в качестве новогодней сказки всем давно известный сюжет, если его не­возможно «оживить».

2-е правило

В детской сказке, особенно новогодней, зрители всегда яв­ляются соучастниками представления. Риторические вопросы героев «взрослых» спектаклей «Как же мне быть?», «Что де­лать?», «Где искать?» и тому подобные, обращенные к самому себе, в детском театре всегда находят реальный отклик и прак­тический ответ. Не бойтесь общения с залом, даже в самых, казалось бы, необычных ситуациях. Одинокий герой сказки, заблудившийся в темном лесу, смело может обратиться к зрителям за советом, куда ему дальше идти.

3-е прави ло

Маленькие зрители очень любят, когда герои спектакля оказываются рядом, в непосредственной близости от них. Не ограничивайте место действия сценой. Сказочные персонажи, проходящие через зрительный зал, всегда вызывают оживление у детей. Но при этом ребята не должны вставать и разворачиваться на своих местах, чтобы увидеть и услышать, что происходит у них за спиной.

4-е правило

Дед Мороз всегда самый главный, самый добрый и самый положительный персонаж. Он может попадать в непредвиденные ситуации, его можно застать врасплох, он может что-то забыть — что поделаешь, возраст у него немаленький. Но он никогда не может выглядеть глупым, коварным или жестоким.

5-е правило

В новогодних сказках все всегда кончается хорошо. Никто не должен пострадать, даже самый отъявленный злодей. К концу пьесы все будут живы и здоровы.

6-е правило

Сохраняя сюжетную линию, пьесу можно варьировать как по количеству персонажей, так и по времени. В ней могут быть вставные номера — песни, танцы детей. Постарайтесь при этом только не превратить спектакль в концерт. Необходимость запомнить текст «слово в слово» часто тяготит юных артистов. Лучше от души сказанное «своими словами», чем мучительное «вспоминание» на сцене.

7-е правило

Используйте при постановке сказки мелодии шлягеров, хитов сезона. Всегда найдется человек, способный переделать текст известной песни. Можно воспользоваться и современны­ми реалиями — рекламными слоганами, именами популярных певцов и исполнителей.

8-е правило

Используйте фонограмму только в музыкальных кусках. Записанные заранее песни не испортят спектакля'. К тому же можно подобрать близкий по тембру голос вокалиста, если у самого исполнителя роли полностью отсутствует слух. Но сам спектакль должен исполняться только «вживую», иначе вы никогда не сможете добиться хорошей игры артистов, а зрите­ли не почувствуют свою сопричастность к происходящему.

9-е правило, последнее

Зрителям только тогда будет весело и интересно смотреть, если и артистам будет интересно играть. Учитесь «зажигать», артисты!

Музыкальное оформление каждого спектакля не исчерпы­вается только песнями и танцами героев и вставными номера­ми. Музыка играет очень важную роль. Она создает и подчер­кивает настроение — тревожное или радостное, подчас шутливое. Музыка насыщает эффекты — превращения, вол­шебства, появления или исчезновения героев. Она задает темп той или иной сцены. Музыкальная тема может проходить, как говорится, «красной нитью» через весь спектакль. В то же время у каждого персонажа — своя музыкальная тема, даже если у него нет персональной песни.

Зажигательная финальная песня, которую исполняют все участники спектакля, несомненно, поставит в конце сказки красивую точку. Включите ее повторно уже в «минусе», т.е. без слов, и артисты смогут выходить на поклон столько раз, сколько их будут вызывать аплодисментами, а вы будете под­держивать праздничное настроение зрителей, пока они не покинут зал.

При постановке сказки можно использовать не только спе­циально написанные именно для этой пьесы мелодии, но и хорошо знакомые зрителям, т.е. шлягеры. Важно только, чтобы они соответствовали общей задаче и не противоречили образам и действию.

Постарайтесь при этом, чтобы уровень записи всех мелодий был одинаковым. Еще лучше, чтобы все мелодии были запи­саны в одном стиле, в единой инструментальной обработке.

Световое оформление спектакля подчас не менее важно, чем декорации. С помощью света можно создать бытовую или сказочную атмосферу. Свет подчеркивает происходящее на сцене. Причем правильное театральное освещение — это сочетание разных цветов. Такое освещение сделает костюмы и декорации ярче, объемнее. Грамотно подобрать свет достаточно трудно. Недаром в театре такой работой занимается не просто осветитель, а художник по свету.

Вот только один простой пример — использование интен­сивного красного света создает ощущение буйства пламени в танце огня, даже если на сцене не так много исполнителей, но тот же красный свет абсолютно невозможен в танце снежинок.

Светом можно выделить тот или иной объект на сцене, создать «стенку», как «В сказке на неведомых дорожках». С его помощью можно усилить тот или иной эффект, например исчезновения персонажа или предмета.

Грим наряду с костюмом является одной из составляющих, необходимых для визуального, т.е. внешнего создания образа.

 

Билет № 18

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...