Вопрос 1. Досуговые программы системы дополнительного образования.
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации. Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, ее расширению. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности. Организация досуга — традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы. Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проектируются для всех возрастных категорий детей — от дошкольников до подростков. Цеди проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности. Так, к числу потенциальных возможностей досуговых программ в формировании личности один из исследователей детского досуга, Б.А.Титов-1, относит установку на:
• самосовершенствование; • осознание принадлежности к социально-исторической общности;
• соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей; • социальную активность; • природу; • искусство; • других людей. Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности ребенка. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность. Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные, выделенные в теории (в частности, в работах С.А.Шмакова 2) виды современных игр, в том числе: • физические и психологические игры и тренинги; • интеллектуально-творческие игры; • социальные игры; • комплексные игры. Игровые технологии предопределяют зрелищный, динамичный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоциональное восприятие содержания. Вопрос 2. Технология проведения театрализованных детских праздников Приступая к работе над любым новогодним спектаклем, надо запомнить несколько правил.
1-е правило Новогодняя сказка должна быть увлекательной и веселой. Даже переживая за героев, дети всегда верят, что непременно будет «радостным финал». В сказке обязательно должна быть интрига, хоть и несложная. Нельзя использовать в качестве новогодней сказки всем давно известный сюжет, если его невозможно «оживить». 2-е правило В детской сказке, особенно новогодней, зрители всегда являются соучастниками представления. Риторические вопросы героев «взрослых» спектаклей «Как же мне быть?», «Что делать?», «Где искать?» и тому подобные, обращенные к самому себе, в детском театре всегда находят реальный отклик и практический ответ. Не бойтесь общения с залом, даже в самых, казалось бы, необычных ситуациях. Одинокий герой сказки, заблудившийся в темном лесу, смело может обратиться к зрителям за советом, куда ему дальше идти. 3-е прави ло Маленькие зрители очень любят, когда герои спектакля оказываются рядом, в непосредственной близости от них. Не ограничивайте место действия сценой. Сказочные персонажи, проходящие через зрительный зал, всегда вызывают оживление у детей. Но при этом ребята не должны вставать и разворачиваться на своих местах, чтобы увидеть и услышать, что происходит у них за спиной. 4-е правило Дед Мороз всегда самый главный, самый добрый и самый положительный персонаж. Он может попадать в непредвиденные ситуации, его можно застать врасплох, он может что-то забыть — что поделаешь, возраст у него немаленький. Но он никогда не может выглядеть глупым, коварным или жестоким. 5-е правило В новогодних сказках все всегда кончается хорошо. Никто не должен пострадать, даже самый отъявленный злодей. К концу пьесы все будут живы и здоровы. 6-е правило Сохраняя сюжетную линию, пьесу можно варьировать как по количеству персонажей, так и по времени. В ней могут быть вставные номера — песни, танцы детей. Постарайтесь при этом только не превратить спектакль в концерт. Необходимость запомнить текст «слово в слово» часто тяготит юных артистов. Лучше от души сказанное «своими словами», чем мучительное «вспоминание» на сцене. 7-е правило Используйте при постановке сказки мелодии шлягеров, хитов сезона. Всегда найдется человек, способный переделать текст известной песни. Можно воспользоваться и современными реалиями — рекламными слоганами, именами популярных певцов и исполнителей.
8-е правило Используйте фонограмму только в музыкальных кусках. Записанные заранее песни не испортят спектакля'. К тому же можно подобрать близкий по тембру голос вокалиста, если у самого исполнителя роли полностью отсутствует слух. Но сам спектакль должен исполняться только «вживую», иначе вы никогда не сможете добиться хорошей игры артистов, а зрители не почувствуют свою сопричастность к происходящему. 9-е правило, последнее Зрителям только тогда будет весело и интересно смотреть, если и артистам будет интересно играть. Учитесь «зажигать», артисты! Музыкальное оформление каждого спектакля не исчерпывается только песнями и танцами героев и вставными номерами. Музыка играет очень важную роль. Она создает и подчеркивает настроение — тревожное или радостное, подчас шутливое. Музыка насыщает эффекты — превращения, волшебства, появления или исчезновения героев. Она задает темп той или иной сцены. Музыкальная тема может проходить, как говорится, «красной нитью» через весь спектакль. В то же время у каждого персонажа — своя музыкальная тема, даже если у него нет персональной песни. Зажигательная финальная песня, которую исполняют все участники спектакля, несомненно, поставит в конце сказки красивую точку. Включите ее повторно уже в «минусе», т.е. без слов, и артисты смогут выходить на поклон столько раз, сколько их будут вызывать аплодисментами, а вы будете поддерживать праздничное настроение зрителей, пока они не покинут зал. При постановке сказки можно использовать не только специально написанные именно для этой пьесы мелодии, но и хорошо знакомые зрителям, т.е. шлягеры. Важно только, чтобы они соответствовали общей задаче и не противоречили образам и действию. Постарайтесь при этом, чтобы уровень записи всех мелодий был одинаковым. Еще лучше, чтобы все мелодии были записаны в одном стиле, в единой инструментальной обработке.
Световое оформление спектакля подчас не менее важно, чем декорации. С помощью света можно создать бытовую или сказочную атмосферу. Свет подчеркивает происходящее на сцене. Причем правильное театральное освещение — это сочетание разных цветов. Такое освещение сделает костюмы и декорации ярче, объемнее. Грамотно подобрать свет достаточно трудно. Недаром в театре такой работой занимается не просто осветитель, а художник по свету. Вот только один простой пример — использование интенсивного красного света создает ощущение буйства пламени в танце огня, даже если на сцене не так много исполнителей, но тот же красный свет абсолютно невозможен в танце снежинок. Светом можно выделить тот или иной объект на сцене, создать «стенку», как «В сказке на неведомых дорожках». С его помощью можно усилить тот или иной эффект, например исчезновения персонажа или предмета. Грим наряду с костюмом является одной из составляющих, необходимых для визуального, т.е. внешнего создания образа.
Билет № 18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|