Вопрос 2. Образовательная программа учреждения дополнительного образования, ее общая характеристика.
Образовательная Программа ОУДОД - это своеобразный механизм обновления управленческой деятельности в ОУДОД. Образовательная программа - это нормативно-управленческий документ учреждения, представляющий собой характеристику открытой социально-педагогической системы, направленной на реализацию развивающего образования, на создание научно-методического комплекса приемов по обеспечению эффективного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в ОУДОД. 2 Образовательная программа включает: Анализ социокультурной и образовательной ситуации применительно к деятельности ОУДОД (этнокультурная, образовательная, экономическая и т.д. специфика; согласованность нормативно-правовой базы, образовательные потребности района; уровень культуры взрослого населения; характеристики негативных тенденций; количество и образовательная взаимосвязь учебных заведений всех типов; изменения в стратегическом и тактическом положении ОУДОД и т.д.). Определение стратегических и тактических принципов развития ОУДОД. Например, принцип достигнутого результата; доступности всех видов образовательных услуг; вариативность направлений образовательных программ, систем, педагогических технологий; личностно- деятельностный характер образования; принцип культурологического развития детей и молодежи; принцип регионального компонента в образовании; принцип интеграции содержания общего и дополнительного образования детей; принципы природосообразности, культуросообразности и т.д. Определение цели и приоритетных направлений образование в данном учреждении, конкретные задачи на определенном этапе деятельности ОУДОД.
В системе ДОД цели образовательной программы (воспитательные, развивающие, обучающие), «направлены на: -стимулирование мотивации детей к творчеству и познанию как основы определения и развития образовательного маршрута обучающегося; -развитие личной культуры, коммуникативных способностей детей, детской одаренности; - коррекцию умственного и психофизического развития детей; -профилактику асоциального поведения детей и подростков. Задачи и содержание образовательных программ в системе дополнительного образования детей обусловлены главной целью деятельности этих образовательных учреждений: развивать социально позитивные мотивы позновательной деятельности детей на основе изучения их интересов и способностей, способствовать процессу освоения детьми общечеловеческих ценностей в совместной творческой деятельности с педагогами, родителями, сверстниками. Любая образовательная программа должна обладать следующими качествами: - актуальностью (ориентацией на решение наиболее значимых проблем); - прогностичностью (способностью соответствовав изменяющимся условиям и требованиям); - рационалистичностью (четким определением целе-лолаганмя и способов достижения запланированных целее для достижения эффективного результата); - реальной выполнимостью (кадровым обеспечением, материально-техническим оснащением, финансовым обеспечением, учебно-дидактическим обеспечением и т.д.); - контролируемостью (свойством программы определять диагностические методики по оценке качества и эффективности достижения запланированных целей - результатов); - корректируемостью (чувствительностью к сбоям -своевременностью обнаружения отклонений от реального положения дел). 4. Учебный план учреждения. 5. Характеристика и классификация образовательных программ, соответствующих учебному плану, учебно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение реализации образовательных программ.
6. Характеристика образа выпускника ОУДОД (характеристики личностных ценностей, видов деятельности, уровней подготовленности, качества общения, умений, опыта творческой деятельности, отношений к знаниям; наборы компетенций - социальной, поликультурной, интеллектуальной, информационной, деловой и т.д.). 7.Система мониторинга результатов образовательно-воспитательной деятельности в ОУДОД. Под педагогическим мониторингом подразумевается определение профессиональной компетентности педагогических кадров, качество образовательного процесса, его результативности по следующим направлениям: - анализ результатов деятельности педагога дополнительного образования; - определения уровня профессиональной компетентности; - определение ориентированности педагога в профессиональной литературе и умении использовать ее в своей практике; - определение способностей педагога разрабатывать педагогические инновационные решения; - определение знаний методов педагогического исследования и умений применять результаты на практике; - диагностика общей и профессиональной культуры педагога дополнительного образования. Профессиональный уровень педагогов определяет помощью диагностических методик по определению профкомпетентности (автор - Л.Б. Железнова, см.: Приложения, мониторинг качества, мониторинг по результатам). Для отслеживания качества образовательного процесса используется основные виды анализа современного занятия в системе ДОД: краткий; структурный; аспектный; полный. Полный анализ занятия используется при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта. Для получения более объективной оценки качества образовательного процесса учитываются результаты самоанализа занятия педагогом. Основными показателями результативности образовательного процесса в ОУДОД являются: - творческие достижения обучающихся (результаты участия в смотрах художественной самодеятельности, выставках прикладного и технического творчества, спортивных и туристических соревнованиях, научно-практических конференциях и т.д.);
- результаты педагогической и психологической диагностики, определяемые образовательными программами педагогов (тестирование, контрольные срезы, зачетные работы, творческие отчеты); - сохранность контингента обучающихся. - Косвенными показателями результативности образовательного процесса могут выступать: - связь с другими образовательными учреждениями города;, - спрос на концертную и иную деятельность обучающихся; - поступление выпускников ОУДОД в учебные заведения по профилю обучения; - участие обучающихся во внеконкурсных мероприятиях учреждения, района, города, области (показательные выступления, концерты, выставки, круглые столы).
Билет 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|