Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Значение игровой деятельности как ведущей формы организации досуга детей в учреждениях дополнительного образования




Переход российского общества к рыночным отношениям потребовал новых технологий работы всех социальных институтов. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры, культуры и цивилизации обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, подготовки к жизни и социальному успеху.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей как основных социальных институтов сферы свободного времени детей. Разносторонняя, многоплановая и емкая в содержательном плане деятельность УДОД в сфере свободного времени охватывает социально-полезными делами значительную часть подрастающего поколения страны.

Включение обучающихся в социально-значимую деятельность учреждения наиболее полноценно и эффективно реализуют социально-педагогический потенциал свободного времени детей, запросы социальной практики и существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками, совершенствуют содержание и спектр социально-воспитательных, культурно-досуговых, игровых и других программ.

В структуре содержания деятельности учреждений достаточно специфическим видом является игровая деятельность.

В содержательном отношении она предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. У некоторых детей игровая деятельность выражена достаточно ярко и зачастую занимает в структуре свободного времени значительное место.

Исследования показали, что занятия игровыми видами деятельности для разных возрастных групп детей должны носить относительно дозированный характер, т.к. в игре социальная действительность и отношения между людьми носят во многом виртуальный характер.

Занятия игровой деятельностью и ее продолжительность носят положительный характер, если временные рамки занятий игрой в свободное время и восстановление эмоционально-нравственного равновесия ребенка совпадают. При этом игровая деятельность позволяет обеспечивать воспроизводство реальности через игровые модели ситуаций, развивает фантазию, интеллект, способность к обучению.

В рамках свободного времени дети добровольно выбирают те виды деятельности, которые для них наиболее значимы и привлекательны. Учреждения доп образования ставят перед собой задачи содержательного заполнения свободного времени детей, что имеет социально-значимый характер, способствует достижению жизненных успехов личности

Свободное время тесно взаимосвязано с гуманистическим и демократическим характером социально-экономических отношений общества, и при поступательном и прогрессивном его развитии имеет тенденцию к своему абсолютному росту, а также интенсивному использованию самой личностью. Педагогами учреждений разрабатываются конкурсно – игровые программы различной направленности.

Большое внимание в учреждениях уделяется организации конкурсно – игровых программ, участниками которой выступают представители детских объединений, коллективов. Ведь такие программы обладают большим потенциалом развития, поскольку:

1. во-первых, концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой значимости;

2. во-вторых, создает поле эмоционального напряжения, выражения собственного «я»;

3. в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе игры создает условия для проявления чувства товарищества, чувства своей группы, где происходит осознание своей индивидуальности каждым участником игры;

4. в четвертых, в игровой деятельности легко и незаметно для ее участника формируются способности взаимодействия с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности.

Именно поэтому, учитывая вариативно-программный подход к содержанию деятельности в сфере свободного времени, сегодня наиболее значимо выделение основополагающих принципов, при которых игра выступает важнейшим условием объединения детей и взрослых. Очень нравится детям игровые программы, где они могут показать свои таланты, как правило данные программы имеют художественно эстетическую направленность Проведение таких программ позволяет соблюсти следующие принципы:

- принцип индивидуальной избирательности игры с учетом возрастных особенностей ребенка;

- принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе;

- принцип рефлексивного последействия;

- ориентация на гуманистический характер игры;

- соотношение в игре управления и самоуправления.

Таким образом, организация игровых программ в структуре содержания деятельности учреждений чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие.

Совокупность реализуемых педагогическими работниками содержательных видов деятельности, осуществляемых на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных, учебно-исследовательских, игровых и других социально-значимых программ, которые направлены на творческое развитие, социализацию и адаптацию детей к жизни в обществе характеризует содержание социально-педагогической деятельности учреждения. Они позволяют им проявлять себя в различных видах социально-значимой практической деятельности, которые охватывают не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей современные социально-экономические потребности детей, их ценностные ориентации.

Социально-педагогическая деятельность включает педагогическую деятельность учреждения в целом, массовую культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу с детьми и семьей; комплексные программы с детьми, требующими особого педагогического внимания (детьми-инвалидами, сиротами, детьми с асоциальным поведением, детьми из неблагополучных семей и пр.); образовательную деятельность в многообразии ее содержания и форм учебных и творческих занятий.

Отметим, что игра присутствует в каждом из них и как вид деятельности, и как форма, которая позволяет обеспечивать обучение, воспитание и развитие детей на высоком качественном уровне и охватывает практически все детские объединения и коллективы центра, которые функционируют в сфере свободного времени. С помощью игры педагоги имеют реальную возможность сформировать и развить у детей навыки образовательных и эмоциональных коммуникативных связей; создать ситуацию потребности в активизированном общении через предлагаемый спектр игровых ролей и освоения игровых правил и помочь формированию мышления; помочь понять смысл народных обрядов и традиций, расширить их эрудицию; способствовать эмоциональному раскрепощению. А самое главное – помочь почувствовать себя наследником колоссального культурного богатства своего народа и своей страны.

 

 

Билет № 19

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...