Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вариативность форм детских общественных организаций




Представим несколько форм детских организа­ций (объединений), которые представляются наи­более часто встречающимися:

«общество любителей» (группа, объединяю­щая людей со сходными интересами, собравших­ся для их реализации);

«группа добровольцев» (группа, ориенти­рованная на служение обществу, объединившая­ся для реализации общественных ценностей в не­
посредственной помощи нуждающимся);

«отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная ро­мантической игрой и идеями испытания и самосовершенствования);

«коммуна» (объединение, создаваемое
для решения собственных актуальных задач по мес­ту постоянного жительства, работы или учебы).

У детско - подростковых объединений типа «общество любителей» есть аналоги среди общест­венных объединений взрослых — общества филателистов, охотников и рыболов и т.д. Обще­ственная организация в этом случае становится условием для наиболее успешных занятий своим любимым делом.

Сферами жизнедеятельности общества люби­телей могут быть и научное познание, и художе­ственное творчество, и коллекционирование и т.п.

Другая форма детских общественных органи­заций — «группа добровольцев». Добровольца­ми, или волонтерами, называют лиц, доброволь­но оказывающих помощь той или иной категории нуждающихся.

Следующую форму — «отряд». Ведущим способом бытия «отряда» является специфическая форма продвиже­ние в социальном статусе за счет испытания и по­священия в новый статус. Участники объедине­ний в наибольшей степени включены в такие сферы жизнедеятельности, как игра, спорт, познание, предметно-практическая деятельность. Отсюда и специфические формы организации взаимодей­ствия: линейка, вахта памяти, парад, марш-бро­сок. Правила и этикет в условиях данной формы определяются военизированной игрой, а социаль­ными ролями взрослых и детей являются коман­диры и курсанты. Деловые отношения построе­ны на авторитете педагогов, которые выступают в качестве компетентных специалистов, мастеров.

Наконец, для такой формы, как «коммуна», характерно, что участники рассматривают ее в большей степени в качестве способа совмест­ного решения актуальных проблем обустройства окружающей жизни. Говоря о коммунальной форме детско-подрост­ковых общественных организаций, необходимо подчеркнуть, что характер проблем, решаемых та­кими сообществами, может быть различен: от ор­ганизации своего свободного времени до участия в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора.

Основополагающий элемент жизнедеятельно­сти коммунальных объединений — социальное проектирование: выявление проблемы, поиск спо­собов решения, планирование деятельности, ор­ганизация, анализ полученного результата.

С появления Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) связаны современные тенденции развития детского и молодежного движения. Это самое крупное детское общественное объединение действующее на территории Российской Федерации.

Союз детских организаций «Юная Россия» - общественное, самоуправляемое самодеятельное добровольное объединение. Цель союза развитие пионерского, детского, подросткового движения в России в интересах детей и подростков.

Российский союз молодежи -крупнейшая молодежная общероссийская общественная организация России. Основная цель организации создать условия для становления личности молодого человека.

Ассоциация студенческих организаций объединяетдеятельность различных студенческих организаций в разных направлениях.

Ассоциация учащейся молодежи помогает созданию организаций Российского Союза молодежи в учебных заведениях.

Ассоциация юных лидеров – это молодежная неполитическая организация для распространения программы лидерской подготовки школьников в России.

Таким образом, современное детское общественное объединение представляет собой особый социальный институт воспитания, помогающий детям и юношеству войти в общество.

Билет №21. 1. Модель организации культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей

Досуг — совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личност­ных качеств человека, удовлетворяются его духов­ные, физические и другие социально значимые по­требности.

Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора личностью досуговых занятий (отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая дея­тельность, свобода, рекреация и т. д.). Российская педагогическая энциклопедия определяет досуг как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она классифицирует его на пять групп: отдых, развлече­ния, праздник, самообразование, творчество.

Социально-воспитательный потенциал досуга оп­ределяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное (в широком смысле) разви­тие ребенка, в чем крайне заинтересовано государ­ство, общество, семья и сам человек; процесс, в котором целенаправленно взаимодействуют госу­дарство и общественные структуры (социально-культурные воспитательные институты), выполня­ющие функции и цели социального воспитания личности ребенка; пути активизации ребенка в ре­шении его жизненных задач, проблем, развитие его самостоятельности.

Социально-педагогический потенциал досуга мо­жет быть выявлен из его содержания и методов орга­низации.

Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещает затраты на трудовую деятельность. Развлекаясь, человек вклю­чает в свой досуг те физические и духовные способ­ности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, а также путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.

Отдых как досуговая деятельность в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможность открытого выражения своих чувств. Отдых может быть актив­ным (занятие физкультурой, слушание музыки) и пас­сивным (расслабление).

Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к культурным ценностям, к самообразованию можно' отнести: участие в диспутах, дискуссиях, деловых играх, экскурсиях.

Наиболее высокий уровень досуговой деятельнос­ти достигается в творчестве; это всевозможные хобби и любительские занятия.

Общение как досуговая деятельность осуществля­ется в процессе взаимодействия индивидов, в котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями мыслями, оценками, суждениями, навыками, умени­ями, результатами деятельности. Досуговое общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса

В культурно-досуговой деятельности реализуют­ся такие социально-педагогические функции, как рекреация — снятие индивидуальных и групповых напряжений, восстановление сил; компенсация — возмещение, уравновешивание сил; коммуника­ция — общение.

Культурно-досуговая деятельность реализуется через Досуговые программы, Досуговая программа это- социально-педагогическое, социально-куль­турное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает влияние на нее.

Культурно-досуговую деятельность мы относим к ведущей деятельности многопрофильного УДО детей. Ее отличают свобода выбора, добровольность, актив­ность, инициатива как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей. Она обусловле­на национально-этническими, региональными осо­бенностями и традициями и характеризуется много­образием видов на базе общекультурных, художе­ственных, познавательных, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов де­тей. Здесь имеет место широкая вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так. и коллективно; в ее основе лежит активность личнос­ти, направленная на реализацию сознательно постав­ленной цели.

Исследования культурно-досуговой деятельности УДО позволили создать следующую модель ее организации.

Цели: создание условий для удовлетворения ду­ховных, физических и других социально значимых потребностей ребенка, разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмеще­ния, уравновешивания сил; развитие личности ре­бенка через общение (обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, сужде­ниями, мыслями, результатами деятельности).

Содержание культурно-досуговой деятельности осуществляется через информационно-просвети­тельскую, культурно-творческую, развивающую деятельность; разнообразие досуговых программ, общение, рекреацию (снятие групповых и индивиду­альных напряжений, восстановление сил), компен­сацию (возмещение и уравновешивание сил).

Методы: развлечение (посещение концертов, спортивных соревнований, представлений); отдых, праздник, игра, самообразование, творчество, обще­ние (диалог, дискуссия, беседа и др.), досуговая про­грамма.

Результат: удовлетворение потребностей и ин­тересов детей, развитие социальной грамотности, активности, самостоятельности ребенка; оздоровле­ние ребенка через возмещение, уравновешивание сил, снятие напряжений, отдых; формирование цен­ностных ориентации; освоение ребенком системы социальных ролей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...