Вариативность форм детских общественных организаций
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Представим несколько форм детских организаций (объединений), которые представляются наиболее часто встречающимися: • «общество любителей» (группа, объединяющая людей со сходными интересами, собравшихся для их реализации); • «группа добровольцев» (группа, ориентированная на служение обществу, объединившаяся для реализации общественных ценностей в не • «отряд» (военизированное формирование, хорошо организованная группа, объединенная романтической игрой и идеями испытания и самосовершенствования); • «коммуна» (объединение, создаваемое У детско - подростковых объединений типа «общество любителей» есть аналоги среди общественных объединений взрослых — общества филателистов, охотников и рыболов и т.д. Общественная организация в этом случае становится условием для наиболее успешных занятий своим любимым делом. Сферами жизнедеятельности общества любителей могут быть и научное познание, и художественное творчество, и коллекционирование и т.п. Другая форма детских общественных организаций — «группа добровольцев». Добровольцами, или волонтерами, называют лиц, добровольно оказывающих помощь той или иной категории нуждающихся. Следующую форму — «отряд». Ведущим способом бытия «отряда» является специфическая форма продвижение в социальном статусе за счет испытания и посвящения в новый статус. Участники объединений в наибольшей степени включены в такие сферы жизнедеятельности, как игра, спорт, познание, предметно-практическая деятельность. Отсюда и специфические формы организации взаимодействия: линейка, вахта памяти, парад, марш-бросок. Правила и этикет в условиях данной формы определяются военизированной игрой, а социальными ролями взрослых и детей являются командиры и курсанты. Деловые отношения построены на авторитете педагогов, которые выступают в качестве компетентных специалистов, мастеров.
Наконец, для такой формы, как «коммуна», характерно, что участники рассматривают ее в большей степени в качестве способа совместного решения актуальных проблем обустройства окружающей жизни. Говоря о коммунальной форме детско-подростковых общественных организаций, необходимо подчеркнуть, что характер проблем, решаемых такими сообществами, может быть различен: от организации своего свободного времени до участия в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора. Основополагающий элемент жизнедеятельности коммунальных объединений — социальное проектирование: выявление проблемы, поиск способов решения, планирование деятельности, организация, анализ полученного результата. С появления Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) связаны современные тенденции развития детского и молодежного движения. Это самое крупное детское общественное объединение действующее на территории Российской Федерации. Союз детских организаций «Юная Россия» - общественное, самоуправляемое самодеятельное добровольное объединение. Цель союза развитие пионерского, детского, подросткового движения в России в интересах детей и подростков. Российский союз молодежи -крупнейшая молодежная общероссийская общественная организация России. Основная цель организации создать условия для становления личности молодого человека. Ассоциация студенческих организаций объединяетдеятельность различных студенческих организаций в разных направлениях.
Ассоциация учащейся молодежи помогает созданию организаций Российского Союза молодежи в учебных заведениях. Ассоциация юных лидеров – это молодежная неполитическая организация для распространения программы лидерской подготовки школьников в России. Таким образом, современное детское общественное объединение представляет собой особый социальный институт воспитания, помогающий детям и юношеству войти в общество. Билет №21. 1. Модель организации культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей Досуг — совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора личностью досуговых занятий (отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т. д.). Российская педагогическая энциклопедия определяет досуг как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она классифицирует его на пять групп: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. Социально-воспитательный потенциал досуга определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное (в широком смысле) развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано государство, общество, семья и сам человек; процесс, в котором целенаправленно взаимодействуют государство и общественные структуры (социально-культурные воспитательные институты), выполняющие функции и цели социального воспитания личности ребенка; пути активизации ребенка в решении его жизненных задач, проблем, развитие его самостоятельности. Социально-педагогический потенциал досуга может быть выявлен из его содержания и методов организации. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещает затраты на трудовую деятельность. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, а также путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.
Отдых как досуговая деятельность в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможность открытого выражения своих чувств. Отдых может быть активным (занятие физкультурой, слушание музыки) и пассивным (расслабление). Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к культурным ценностям, к самообразованию можно' отнести: участие в диспутах, дискуссиях, деловых играх, экскурсиях. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве; это всевозможные хобби и любительские занятия. Общение как досуговая деятельность осуществляется в процессе взаимодействия индивидов, в котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности. Досуговое общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса В культурно-досуговой деятельности реализуются такие социально-педагогические функции, как рекреация — снятие индивидуальных и групповых напряжений, восстановление сил; компенсация — возмещение, уравновешивание сил; коммуникация — общение. Культурно-досуговая деятельность реализуется через Досуговые программы, Досуговая программа это- социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает влияние на нее. Культурно-досуговую деятельность мы относим к ведущей деятельности многопрофильного УДО детей. Ее отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей. Она обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями и характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов детей. Здесь имеет место широкая вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так. и коллективно; в ее основе лежит активность личности, направленная на реализацию сознательно поставленной цели.
Исследования культурно-досуговой деятельности УДО позволили создать следующую модель ее организации. Цели: создание условий для удовлетворения духовных, физических и других социально значимых потребностей ребенка, разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил; развитие личности ребенка через общение (обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности). Содержание культурно-досуговой деятельности осуществляется через информационно-просветительскую, культурно-творческую, развивающую деятельность; разнообразие досуговых программ, общение, рекреацию (снятие групповых и индивидуальных напряжений, восстановление сил), компенсацию (возмещение и уравновешивание сил). Методы: развлечение (посещение концертов, спортивных соревнований, представлений); отдых, праздник, игра, самообразование, творчество, общение (диалог, дискуссия, беседа и др.), досуговая программа. Результат: удовлетворение потребностей и интересов детей, развитие социальной грамотности, активности, самостоятельности ребенка; оздоровление ребенка через возмещение, уравновешивание сил, снятие напряжений, отдых; формирование ценностных ориентации; освоение ребенком системы социальных ролей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|