Советуем прочитать. Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики. 2. 4. Действительность как предмет эстетической деятельности и эстетическая ценность
Советуем прочитать 1. Столович Л. Н. Эстетическая и художественная деятельность: Сущность, специфика, соотношение. - М., 1983. 2. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Эстетическая мысль XX века. Часть I. -M., 1997. 3. Юнг К. Зигмунд Фрейд. // Эстетическая мысль XX века. Часть I. - М., 1997. 4. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. (Любое издание). 5. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. - М., 1997. Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ 2. 4. Действительность как предмет эстетической деятельности и эстетическая ценность Основные понятия: эстетическое отношение, действительность, эстетическое мышление, эстетическое восприятие Действительность как предмет эстетики В целом данная проблема рассматривается особым междисциплинарным направлением научных исследований - нейроэстетикой. Действительность - это все то, что предстает перед человеком в качестве объекта, то есть вне его самого как субъекта, но при этом содержит в себе субъективность человеческого восприятия. Это окружающий человека мир, состоящий из материальных объектов, вещей, а также различных процессов и явлений, данный человеку в его ощущениях, а также он сам. Действительность может быть представлена естественной природой, продуктами культурной деятельности человека (артефактами), процессами и результатами общественного производства, самим человеком, являющимся одновременно и частью естественной природы, и результатом общественного развития, а также искусством как особой рукотворной действительностью. Действительность для человека объективна, так как обладает свойством внешнего воздействия на его органы чувств. Следовательно, она не принадлежит самому человеку, находится вне его. Для того, чтобы органы чувств человека работали, необходим внешний источник воздействия на них.
В современной физике и в современной психологии все еще нерешенным остается вопрос о том, а что собственно такое действительность? Мы привыкли считать действительностью то, что становится доступным для нас благодаря поступающей из внешнего мира сенсорной информации. Но, воспринимая мир, мы не только творим с помощью наших чувств, мы также творим новую действительность в искусстве. Творятся новые реалии, выходящие за рамки чувственных впечатлений, получаемых из внешнего мира. Тем самым искусство способствует расширению наших представлений о действительности, охвату и освоению новых областей человеческого опыта. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Эстетическое в действительности проявляется как связь, отношение между объектом и субъектом. Бодрийяр называл это отношение соблазном. Всякая вещь соблазняет, притягивает человека увидеть, услышать, воспринять себя. Наличие отношения между субъектом и объектом является обязательным обеспечивающим условием возникновения эстетической связи. Объективные свойства действительности Эстетическое в действительности выступает для нас целостной системой различных уровней проявления объекта для субъекта, обладающих конкретной иерархией. Каждый уровень связан с определенной формой восприятия конкретных качеств объективно проявляющейся для человека действительности. На первом уровне находятся такие качества действительности, которые человек воспринимает своими органами чувств (чувственного восприятия или ощущения): цвет, звук, запах, ощущения материала - температуры, прозрачности, твердости и т. д. На втором уровне восприятия действительности включаются механизмы соотнесения отдельных признаков друг с другом: симметрия, ритм, пропорции, интонация, интервал, созвучность, поза, колорит, движение, контрастность, консонанс, диссонанс и т. д. Именно на этом уровне происходит активизация роли мышления человека. Такие признаки облегчают восприятие предмета. Например, ритм (как слышимый, так и видимый) связан с повторяемостью, которая помогает нашему восприятию работать экономичнее. Интонация звуков связана с таким понятием, как ожидаемость. Музыкально организованные звуки, а также звучание нашей речи воспринимаются человеком с некоторым несовпадением восприятия и осознания того, что воспринимается. Мы предчувствуем интонационное развитие.
Третий уровень предполагает уже преобладание рационального аппарата и представлен осознанием, синтезированием, способностью классифицировать уже воспринятое раньше в виде отдельного. Это уровень отнесения воспринимаемого к конкретному виду или классу живой или неживой природы. Четвертый уровень основан на понимании человеческого как природного. Человеческое, обладая одновременно природным и культурным, также является для субъекта эстетическим объектом. Эстетическое в человеке обладает особой данностью: единством духовной и физической красоты. Но особенностью этого уровня становится способность возне-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|