Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ стись на более духовное восприятие. На этом уровне человек осознанно способен абстрагироваться от физического и материального. Выделенные уровни являются условными, так как наше восприятие достаточно целостно. Но разделение на уровни помогает лучше осмыслить интересующие нас в данном случае процессы. Значимость чувственных реакций в эстетическом восприятии необычайно важна. Данная проблема скорее лежит в плоскости пересечения эстетики и психологии. Чувственное реагирование человека необычайно разнообразно, но в данном пособии мы не имеем возможности охватить весь его спектр. Поэтому ограничимся лишь некоторыми аспектами этой проблемы. Свет Свет имеет волновую природу и воспринимается нашим глазом. Цветом он становится тогда, когда попадает на сетчатку глаза. Основные физические характеристики цвета: тон, светлота и насыщенность. Тон - это длина световой волны, положение в гамме спектра (например, красный, желтый, синий, зеленый). Изменение частоты волны приводит к изменению воспринимаемого цвета. Светлота или насыщенность - количество белого или черного в цвете. Светлота определяется степенью возбуждения воспринимаемой свет колбочки - особого «прибора» нашего глаза, активность которого связана с такими помощниками зрения, как «палочки». Именно палочки отвечают за светлоту воспринимаемого света. Когда света много, цвет кажется одним по светлоте, когда мало - совершенно другим. Насыщенность связана с яркостью цвета и, скорее всего, обусловлена скоростью воспринимаемой световой волны. Каждая из названных характеристик обладает определенной эстетикой. Например, ярко-огненный красный цвет может восприниматься как прекрасный, когда он относится к букету цветов, но и как комичный, когда его видишь как цвет волос или как безобразный как цвет крови на войне.
Ассоциативность цвета проявляется в том, что его эстетическое восприятие для нас часто с чем-то связано. Например, красный цвет красив на румяных щечках ребенка или девушки, но становится неприятным при виде красного носа. Поэтому красный цвет способен вызывать как позитивную, так и негативную реакцию. Леонардо да Винчи был первым художником, который стал научно изучать природу света. Основы современных представлений о цвете заложил И. Ньютон в 1672 г., сообщив, что при преломлении белый солнечный свет в стеклянной призме разлагается на ряд цветовых компонентов, образуя видимый спектр. При смешении этих компонентов вновь получается свет, воспринимаемый человеком как белый. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Почти сто сорок лет спустя с возражениями против данной теории выступил Иоганн Вольфганг Гёте («К учению о цвете»). Большинство людей интуитивно скорее согласятся с ним. Ведь представить себе, что белый цвет есть простая сумма всех других существующих цветов, достаточно сложно. Суть данной проблемы кроется в том, что цвет можно изучать с естественнонаучной, (физической и нейробиологической) стороны, а можно и с психологической или эстетической. В первом случае будет исследоваться действительная природа света, во втором - адаптивная деятельность человека при восприятии цветовых характеристик действительности. Особенно интересна теория мифолого-символического трактования природы света и цвета у П. А. Флоренского. Он считал, что свет сам по себе неделим и непрерывен. Собственно цвет возникает тогда, когда свет соединяется с материальным миром и пространством, через которое он проходит. Флоренский выстраивает свою систему цвета:
• фиолетовый и голубой цвета - это тьма пустоты, смягченная отблеском как бы накинутой на нее вуали тончайшей атмосферной пыли; когда мы говорим, что видим фиолетовый цвет или лазурь небосвода, то, по Флоренскому, мы видим абсолютную тьму пустоты; • красный - пыль видимая со стороны проистекающего света, добавляющая в цвет энергию; • зеленый - уравновешенность тьмы и света, боковая освещенность частиц пыли, при которой освещенной становится только одна боковая часть каждой пылинки. Интересна эстетическая систематизация цвета, созданная Гёте. Он считал, что свет, объединяясь с материей, дает разные формы этого объединения: голубой имеет уходящую вдаль холодную энергию, которая ничего не дает реальности, но сама при этом уменьшается, пропадая в пустоте (цвет Божественного Неба); красный тоже может проходить сквозь вещественную пустоту, но при этом он обладает силой, энергией преодоления, наступления и напряжения (цвет Ада), наделен возбуждающим и раздражающим характером и особенно эти свойства проявляются в пурпуре - цвете, к которому всегда, как утверждает Гёте, стремились правители и бандиты; зеленый - нейтральный, он идет одновременно и от нас, и к нам (цвет Рая), дарит покой и удовлетворение; желтый цвет производит ощущение тепла и вызывает благодушное настроение; синий цвет - «прелестное ничто», синева стремится к темному, а не светлому началу; в сиреневом цвете удачно сочетается противоречивость мягкой и спокойной синевы и праздничность красноты, поэтому он может быть как живым и праздничным, так и безрадостным и спокойным. Особое осмысление эстетика цвета нашла в оккультных науках и сакральной медицине. Данная область рассматривает воздействие цвета в духовно-эстетическом плане:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|