2. Теоретические аспекты эстетического знания
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ личество физиологических (антропологических) особенностей в восприятии света и его осмыслении. В разных культурах существует разное количество цветов. Например, есть африканское племя, представители которог о все цвета делят на холодные и горячие. Такой цвет, как бирюзовый, есть только в русском языке (так как бирюза есть только в России). Большую роль играет профессиональная направленность. Так, по наблюдениям исследователей, люди, не имеющие отношения к изобразительному искусству, цвет определяют не задумываясь, называя основной цвет, присутствующий в том, который им предложен для определения. Но искусствоведы и художники цвет определяют долго и подбирают слова тщательно и более разнообразно, часто прибегая к сравнениям. Таким образом, несмотря на то, что все люди имеют практически одинаковый механизм восприятия света и осмысления цвета, смыслы, вкладываемые в цветовые характеристики мира и способы их реализации, достаточно разнообразны и обусловлены физиологическими особенностями каждого человека и его культурно-социальной принадлежностью. Не всякая правда - красота, но всякая красота - правда. Константин Станиславский Наша реальная жизнь больше чем на три четверти состоит из воображения и фантазии. Симона Вейль Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. Федор Достоевский Красота - это гармония случая и добра. Вейль Созерцание красоты любого рода, выводя нас за пределы нашего собственного «я»... пробуждает в нас способность к самопожертвованию... Бенжамин Констан Высота чувств в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум - две конечности баланса. Опустите ум в глубину познания - вы поднимете сердце до небес.
Виктор Гюго Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Ум всегда в дураках у сердца. Ларошфуко Прочувствовать - значит понять и осмыслить. Унамуно Существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума. Жан-Жак Руссо У сердца есть свой разум, который нашему сердцу неизвестен. Паскаль Великая красота пленяет меня, но красота еще более великая освобождает меня даже от нее самой. Джебран Халиль Д. жебраи Вопросы и творческие задания 1. Что такое действительность? 2. Каковы основные объективные свойства действительности? 3. Охарактеризуйте основные уровни субъективного восприятия действительности. 4. Подготовьте краткие сообщения на следующие темы: - Цветовая теория Гёте. - Роль цвета в творчестве Рериха. - Цвет в медицине. - Смыслы цвета в оккультизме разных народов. - Физические возможности света и его воздействие на человека. - Цвет в творчестве В. Кандинского. - Музэкология как научное направление. - Эстетика тишины и звука. - Эстетика запаха и аромата в религиозных системах. - Эстетика звучащего голоса человека. - Звук и запах как «оружие» нового поколения. - Значение тембровых характеристик звука в музыке. - Звук и акустика. Темы для рефератов 1. Биологические основы эстетики. 2. Эстетика цвета П. Флоренского. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 3. Теоретическое основание цвета у Гете. 4. Эстетика цвета и драгоценные камни. 5. Цвет и одежда. 6. Цвет в архитектурных традициях мира. 7. Эстетика музыкального звука. 8. Эстетика и современные технологии в сфере трансляции музыки. 9. Звучание тишины для эстетического восприятия. 10. Звуки города как эстетический объект. 11. Эстетика и кухня. 12. Звучание колоколов в русской архитектуре.
13. Цветовая семантика иконописи. 14. Запах как продолжение костюма в традициях французской моды. 15. Эстетика аромата в восточных культурах. 16. Эстетика запахов и религиозные традиции Востока. 17. Эстетика аромата в христианских ритуалах. 18. Значение цвета и запаха в косметике. Советуем прочитать 1. Ноймайр А. Музыка и медицина: На примере немецкой романтики / Пер. с нем. - Ростов н/Д, 1997. 2. Ноймайр А. Художники в зеркале медицины / Пер. с нем. - Ростов н/Д, 1997. 3. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Пер. с англ. - М., 1995. 4. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999. 2. 5. Эстетическая культура Основные понятия: эстетическая культура, эстетическое отношение, эстетическое сознание, эстетическая деятельность, эстетическое воспитание, эстетическая культура общества, эстетическая культура личности Специфика эстетической культуры В современной науке культура - открытая категория, представляющая нечто отличное от природы, передающееся по традиции символическими знаками языка и практическим обучением, обусловленное стремле- Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ нием человека приспособиться к миру и проявляющееся в создании ценностей и артефактов. В единое понятие «эстетическая культура» оба слова слились в трудах немецкого ученого начала XX века Э. Меймана, однако значительной теоретической разработки так и не получили. Трудностью в исследовании уже сложившегося в единое целое понятия «эстетическая культура» можно считать разбросанность направлений его исследований по различным областям знаний (культурология, эстетика, педагогика, психология, философия искусства и др. ). «Эстетическая культура - способность и умение прочувствовать свою связанность мира, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений» (В. И. Самохвалова). В. В. Бычков определяет эстетическую культуру как «совокупность феноменов, институтов, практик, поведения, мироощущения, текстов, так или иначе относящихся к актуализации, реализации, фиксации эстетического опыта человечества определенного этапа культурно-исторического бытия как отдельного или отдельного человека».
Для того, чтобы точнее определить понятие, надо выявить и распознать те связи, которые обуславливают существование обозначаемого явления. Таким исследованием стали труды М. Кагана, определившего метод системного анализа применительно к исследованию культуры. Возникновение и развитие самой культуры на основе «... культивирования гармонического начала в собственной душе» рассматривает В, Мартынов. Через изучение сущностных факторов прекрасного автор утверждает, что вся мировая культура «... отразила факт интенсивной многоплановой устремленности человека к абсолютной гармонии». Через эстетическое измерение мира человек включался в «смысловое поле бесконечного целого». Таким образом, «эстетическая культура» рассматривается как целевая установка и причинное следствие культуры, обладающее еще непознанным до конца человекообразующим потенциалом. Наиболее полное воплощение эстетическая культура получает в художественной культуре, будучи при этом значительно более широким явлением. Художественная культура, в свою очередь, включает в себя эстетическую культуру и не существует без нее. Например, художник, обладающий совершенным мастерством и художественным опытом, но лишенный эстетического вкуса, не может создать художественно значимое произведение искусства, способное заставлять других людей переживать вместе с ним. Однако отождествлять эти понятия нельзя. Поэтому можно встретить и такое высказывание, как «художественно-эстетическая культура». Оно вполне имеет право на употребление, но в таком случае
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|