Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

• красный - цвет Марса и Венеры, цвет наименьшей вибрации. Он связан с любовью, страстями и удовольствиями, в основном бессознательного характера. Этот цвет использовался при лечении половой системы. Медициной доказано, что он благоприятен для роста раковых клеток, но благотворен при кожных заболеваниях. Аура человека этого цвета проявляет его гнев, ненависть;

• зеленый - обладает возможностью ограничения деятельности таких органов, как желудок и печень. Этот цвет хорошо подготавливает человека к гипнозу, успокаивает нервную систему. Аура зеленого цвета обнаруживает в человеке зависть и страх;

• голубой - цвет религиозных чувств. Он способен лечить легкие, так как несет в себе силу глубокого дыхания, препятствующего развитию в человеке эгоистичного и мелочного. Это цвет мира, музыки и духовной свободы. Этот цвет способен затормаживать кроводвижение, снимать боль и приступы астмы. Он же может оказывать и отрицательное воздействие, усугубляя депрессивные состояния. Аура голубого цвета связана с состоянием озабоченности, а светло-голубого -надежды;

• белый цвет ускоряет жизненные процессы;

• желтый - цвет мудрости и разума, связан с поклонением Создателю Вселенной; желто-золотистая аура соответствует Христу - это высшая аура, которой не обладает человек. Современный человек обладает только оранжевой аурой - высшей аурой эволюции;

• фиолетовый - цвет высшей духовности, представляющий в мире божественность.

Цвет - свет мозга художника.

Анре Матисс

Звук

Звук - волновое колебание воздуха, которое может быть равномерным и периодическим (музыкальная организация) и неравномерным и непериодическим (шум). Основные характеристики звука:

высота зависит от частоты колебаний колеблющегося тела или длинны звуковой волны. Высокие звуки являются более высокочастотными, чем низкие. Наиболее приятными для человека являются звуки среднего диапазона, так как не связаны с особым напряжением при восприятии. Человек воспринимает звуковую вибрацию также и телом;

громкость зависит от силы колебаний. Эстетика восприятия громкости зависит от времени воздействия звука и предрасположенности субъекта к восприятию;

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

тембр зависит от количества обертонов, сопровождающих воспринимаемый звук. Это количество, в свою очередь, зависит от качества материала колеблющегося тела, и материала тела, создающего обертоны при резонансе (отражения звука). Особенно богат на обертоны человеческий голос. Когда в голосе человека преобладают низкие обертоны, то говорят о бархатистом голосе. Когда в голосе много обертонов высокого спектра, то его называют звенящим и наполненным металлом. Чем богаче на обертоны голос певца, тем ярче его эстетичность и привлекательность для слушателя;

длительность зависит от времени, продолжительности звучания.

Запах

Запах характеризуется в основном на ассоциативном уровне, так как является воздействием на человека микроскопических частиц какого-либо вещества. В древности запаху приписывалась магическая сила. Присутствие ароматов использовалось и используется по сей день, особенно в религиозных системах. Окуривание ароматами было изобретено в Египте. Согласно представлениям древних египтян ароматы - эманации, которые достигают небес. В учении Тота нос считается «центром черепа». Существует также понятие риненцефалона - носового мозга. Опыты на животных показали, что зверь, утративший обоняние, теряет способность распознавать предметы, теряет память, деградирует и в конечном итоге погибает.

В целом можно утверждать, что обоняние человека является достаточно важным для восприятия действительности, хотя и недостаточно разработанным в эстетике. Спецификой запаха условно можно считать тот факт, что он достаточно сложен для описания словами. Наиболее часто мы пользуемся ассоциациями, связывая тот или иной запах с конкретным предметом (аромат персика, запах прелых листьев и т. д. ), в отличие, скажем, от света, где есть специфические названия.

Эстетика ароматов как особое направление существовала в древних культурах, особенно развиваясь на Востоке. В конце XX века это направление получило статус научных разработок и в западной культуре.

Уровни субъективности эстетического отношения к действительности

Данная проблема относится не только к области эстетики, но лежит также в плоскости относительно самостоятельного научного направления - психологической эстетики.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Согласно современным взглядам ученых, наши перцептивно-эстетические предпочтения проявляются на трех уровнях:

базисном, присущем не только людям, но и высшим позвоночным;

видоспецифическом - человеческом;

культурном, свойственном представителям разных культур.

На каждом уровне существуют свои принципы, обеспечивающие ту или иную эстетическую реакцию.

Принципы, лежащие в основе базисного уровня:

• определенное соотношение Хаоса и Порядка (упорядоченность облегчает восприятие; если упорядоченность слишком очевидна, объект не кажется наблюдателю красивым);

• способность нашего восприятия активно создавать контрасты: одни особенности объекта при восприятии усиливаются, а другие затушевываются;

• человек стремится к четкости, одноплановости и обобщению (это связано с ограниченностью пропускной способности нашего мозга -16 бит/с; выделяя упорядоченность в сложных явлениях, мы выделяем главное, что позволяет сокращать поступающую информацию);

типологичность человеческого восприятия: все воспринимаемое сопоставляется с внутренними усредненными эталонами. Даухер создал фотографию с усредненными чертами лица, которую все воспринимают как красивое.

Принципы видоспецифического уровня:

• склонность к очеловечиванию окружающих нас предметов. Если в воспринимаемом объекте мы узнаём себя, оно становится для нас привлекательным;

• стремление усилить необходимый признак различия: зрительное увеличение плеч у мужчин (погоны, накладки, крылья) и расширение таза у женщин (юбки с турнюром); современные тенденции о тонкости талии и изяществе связаны с идеалом молодости в девушке;

• устремленность к покою и защищенности. Идеальный дом должен быть крепостью, в которой мы должны чувствовать максимальную защищенность.

Культурные предпочтения формируются у человека в раннем детстве. Они проявляются наиболее отчетливо в профессиональной деятельности человека, в его принадлежности к той или иной социальной или возрастной группе, а также к той или иной культуре.

Культурная специфика восприятия особенно ярко проявляется в речи, способности человека говорить: чем разнообразнее язык, тем сложнее человеку выразить свои впечатления, хотя сам механизм восприятия у разных людей в общем не отличается (индейцы не различают в словах синий и зеленый, но группируют их отдельно). Существует большое ко-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...