Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В искусстве часто присутствуют неустойчивые ситуации (диссонанс, неустойчивая поза, вопрос, конфликт, игра и т. д. ), которые чаще всего связаны с потребностью внесения в произведение динамичности. Если в природе все части системы реализуются на противостояние необычному состоянию, вызванному неустойчивостью, то в искусстве все происходит наоборот: все средства направлены на поддержание состояния неустойчивости. Варианты поддержания неустойчивости созданы в каждом виде искусства и достаточно своеобразны. Неустойчивость в литературе может проявляться в конфликте, тайне, приключении. Иногда это может быть связано со сменой настроения. Интересен в этом отношении опыт американского писателя Дж. Сэлинджера, создавшего цикл из девяти рассказов, каждый из которых должен вызывать определенные чувства. Ярким примером соотношения устойчивости и неустойчивости в литературе является басня. В музыке позицию неустойчивости занимает доминанта, тяготеющая к устойчивой тонике. Неустойчивость может быть вызвана темповым изменением, скачком громкости, «обрывом» в развитии мелодии, диссонансом и т. д. Симфоническая форма - это пример колебания в рамках порядка (экспозиции) - катастрофы, неустойчивости, хаоса (разработка) - установления нового порядка (реприза). В хореографии массового танца устойчивость принадлежит к синхронизации движений танцующих. В сольном танце неустойчивость-устойчивость - это динамика удобных и естественных поз с неудобными. В живописи неустойчивость можно проследить на эффекте карикатуры. Карикатура основана на усилении того, что воспринимается как отклонение от нормы.
В театре часто используется прием неожиданности, который усиливает неустойчивое состояние при восприятии. Соотношение устойчивости и неустойчивости проявляется через эстетические категории: прекрасное - равновесие, безобразное - хаос. Динамика стиля (особенно ярко это видно на примере развития стилей архитектуры) тоже имеет закономерность самоорганизации: сначала активный рост, накопление могущества, потом пышный расцвет, закрепление положения, потом угасание, плодоношение, четкость проявления. Гениальное произведение искусства - это ответ на бифуркационное возмущение, рождающее новую информацию, требующую запоминания в обществе. Гениальные, но не признаваемые обществом люди, рождающие чаще всего непривычные, неординарные для своих современников идеи, являются двигателями истории. Когда эпоха дает много гениев, не похожих друг на друга, это значит, что продвижение истории связано с большим количеством вариантов выбора путей развития. С другой стороны, «наи- 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН более приспособленные» к данным условиям организмы окажутся менее приспособлены к переживанию возможных экологических катастроф» (Чернавский Д. С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. - М., 2001. С. 150). Творческий акт наполнен случайностью и непредсказуемостью, что приводит к новым формам и технологиям творчества. XX век породил новые формы творчества. Например, конец XX века связан с появлением такого направления творчества как биотехнология. В узкопрофессиональном смысле под биотехнологиями сегодня понимают использование в промышленности биологических систем. Хотя человечество веками использовало биологические микроорганизмы в своей деятельности (например, дрожжевые виды теста, производство сыра, уксуса, лекарств и т. д. ), об этом никто не говорил как о виде творчества. Сегодня биотехнологии становятся творчеством не только из-за значительного усложнения технологий, но прежде всего благодаря качественному скачку, осуществленному в настоящее время в данной области. Сюда относят генетическую и клеточную инженерию. Биотехнологии все больше начинают вытеснять другие виды производства (в медицине все большую популярность получают именно препараты, полученные путем биологического синтеза). Кроме того, все чаще говорят о том, что многие глобальные проблемы разрешимы только при развитии биотехнологий (энергетические, сырьевые и продовольственные проблемы).
Особое место в современной науке занимает генная инженерия, которая стала новой областью приложения креативности человека. Современные биологи не только изучают, наблюдают эволюционные формы жизни, но и активно вмешиваются в их процессы, создавая новые виды жизнеспособных организмов. Наконец, можно вспомнить о появлении таких сфер приложения творческих способностей человека, как создание искусственного интеллекта, биороботов. Синергетические подходы к определению творчества можно сформулировать так: • творчество является разновидностью сложной самоорганизующейся системы; • момент творчества невыводим и непредсказуем; • творчество не является звеном в цепи детерминирующих причин и следствий; • творчество связано с необратимостью и уникальностью случайности; • в творчестве вместо изучения повторяемости необходимо изучение единственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|