2.3. Критерии редакторской оценки иллюстраций, используемых для развития образной речи
Б. А. Дехтерев дает следующее определение: «Иллюстрация – это рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего окружающего. Оно опирается на образность детского мышления» [20, с. 14]. Иллюстрация в развивающем издании способствует пониманию ребенком предложенного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Кроме того, в развивающем издании иллюстрации могут занять главное место и играть основную роль по сравнению с текстом, например в случаях, когда дошкольнику предлагается составить рассказ по иллюстрации. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики направлены на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения. В их понимании – большой резерв воспитания творческого читателя, эстетического развития детей [21]. Весь графически-изобразительный ряд в развивающем издании должен связывать разнородную текстовую часть и создавать неразрывное единство, причем издание должно восприниматься целостно и неповторимо. Опираясь на работы ряда ученых, выявим требования, предъявляемые к иллюстрациям при их редакторской оценке [20, 21, 29, 33]. 1. Иллюстрации изданий, предназначенных для детей, должны быть ясны по теме, четки по композиции. Они должны быть такими, чтобы, рассматривая их, ребенок смог сразу понять, о чем идет речь, узнать уже знакомые предметы и представить себе то, что он еще никогда не видел. Картинка должна быть проста и «вытекать» непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы дошкольник с первого взгляда понимал картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом. Иллюстрации должны неотступно следовать за текстом, должны быть неразрывно с ним связаны.
Грубое нарушение данного требования можно увидеть в издании «Конура с печной трубой». На иллюстрации, сопровождающей строчки «…разорвал в клочки рукав… и штаны короче стали» из стиха Ю. Кушака «На собачьем языке», показан мальчик в одежде с коротким рукавом (см. приложение 2). Иллюстрируемая ситуация не соответствует тексту. Данное нарушение может привести к неправильным представлениям у ребенка о значении слов короткий – длинный. 2. Достоверность изображений, их схожесть с реальными предметами и явлениями, узнаваемость. Дети дошкольного возраста обладают конкретностью мышления и обобщенностью восприятия. Понимание у них часто достигается путем узнавания того, о чем идет речь в тексте через иллюстрацию, ее наглядность. Изображение служит основой рассказа. Пример нарушения критерия реальности изображаемого можно увидеть в издании «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». На иллюстрации кошка показана крупнее девочки (см. приложение 3). На другой иллюстрации в этом же издании дождь идет только над тем мальчиком, у которого раскрыт зонт (см. приложение 3). Подобные нарушения, на первый взгляд, могут показаться незначительными, но они могут существенно исказить представления детей о тех или иных явлениях или действиях. Поэтому редактор должен внимательно следить за точным соответствием иллюстраций действительности.
3. Присутствие цвета в иллюстрациях. У цветного изображения шире эмоциональные, познавательные и декоративные возможности, цветная иллюстрация легче воспринимается детьми, пробуждает у него воображение и фантазию. Особая яркость и полнокровность красок способствует точному разделению моральных ценностей, светлого и темного, какое есть в тексте. Но просто яркость и пестрота изображения для развивающего издания недостаточна, и в цветовой композиции должна сохраняться ясность и конкретность отношений. В цвете, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований: предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске. Критерий цветности не соблюден только в одном издании (из списка анализируемых) – «Стихи для развития речи», что является существенным недостатком данного издания. 4. Иллюстрация должна подчеркивать характерные детали, которые легче воспринимаются и запоминаются ребенком. Психологи утверждают, что дети узнают предметы по наиболее говорящим деталям, аналогично тому, как запоминают, например, слова по первому и наиболее акцентированному слогу. Детское восприятие обращено к главному и отбрасывает все второстепенное. Как заметил Б. Житков, «надо изобразить главное, а остальное к главному пририсовать, и то лишь для пользы главного. В быке главное рога. С poгов и начинают» [14, с. 11]. Следует исключать иллюстрации со слишком детальным анализом. 5. Учет в иллюстрации принципа антропоморфизма (наделение животных, растений и явлений неживой природы человеческими свойствами). Например, нужно изображать главных героев в одежде, показывать, что они совершают действия, аналогичные действиям людей. Выполнение данного требования можно увидеть на иллюстрациях в издании «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» (см. приложение 4). Главная героиня – кошка – в одежде, пьет из кружки. Но не все животные в данном издании изображены в одежде, следовательно, нет единообразия в иллюстрациях, что является недостатком. В издании «Теремок» герои также изображены в одежде, их поведение аналогично поведению людей: герои вяжут, ходят под зонтом, носят дрова (см. приложение 4).
6. Изобразительный ряд должен строиться как можно предметнее и без фона, что делает все движения, все жесты фигур особенно четкими и свободными. Это нужно потому, что внимание ребенка в первую очередь обращается на контур. Человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудноузнаваемом ракурсе, ноги у животных не должны накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы. Обратимся к изданию «Тестовые задания для детей. Развитие речи», в котором на всех иллюстрациях предметы и животные изображены без фона, согласно требованию. Но в то же время на некоторых изображениях прорисованы не все конечности животных, что является существенным недостатком (см. приложение 5). Рисунок может быть очень обобщенным, но он никогда не должен быть схемой, увешанной деталями. Среда, в которой действуют персонажи книги, может быть «объяснена» в меру нужности и не должна быть загружена в ущерб персонажам. Страница должна приковывать внимание целиком; детали прочитываются только после понимания общего замысла. В целом можно сказать, что иллюстрации в развивающем издании должны рассматриваться редактором со стороны информативной, художественной и педагогической ценности. Редактор должен тщательно следить за тем, соответствуют ли иллюстрации тексту, выражены ли в рисунках основные идеи автора, созданы ли художественные образы в иллюстрациях по художественным образам литературы, правильно ли реализована конкретизация литературного произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|