2.1.1. Стихотворные произведения
Стихи для детей являются очень ценным жанром в развитии образной речи. Уточним, опираясь на исследование О. И. Колесниковой, какой развивающий эффект потенциально заложен в речевой сфере поэзии [32]. Во-первых, поэтическая речь обладает огромными возможностями возбуждать читательское воображение многозначностью своей образной структуры. Ребенок при восприятии образного слова, словосочетания, предложения вынужден мыслить по-особому – как и любой, кто читает и осмысливает поэтический текст. Он должен воспринять не столько значение, сколько смысл слов. Во-вторых, поэтический материал способствуетнакоплению образных представлений. Привыкая к «непростому», загадочному способу воспроизведения обычных явлений, окружающих ребенка в мире вещей и предметов, он и сам начинает смотреть на них необычным взглядом. В-третьих, усвоив из текстов поэзии опыт проведения семантических связей между далекими предметами авторами стихов (сугробы – «седые верблюды», полянка – «скатерть-самобранка»), ребенок смелее «ассоциирует» в реальных речевых ситуациях, то есть сближает в мыслях то, что он называет, с тем, что напоминает ему этот предмет или явление. Итак, ассоциативность мысли, закрепление определенных ассоциаций, и на этой основе – активное восприятие, вызывающее живые мысли в виде разных, пусть и неожиданных, ассоциаций, способствуют развитию образного мышления у детей в процессе чтения поэзии. Для того чтобы квалифицированно оценить стихи для детей, следует обратиться к работе К. И. Чуковского «От двух до пяти», в которой он сформулировал и обосновал требования к стихам для дошкольников [63]. Далее перечислим основные требования, подкрепляя примерами из конкретных изданий.
1. Стихотворения должны быть графичны, то есть каждая строфа должна быть проиллюстрирована, поскольку мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Те стихи, которые не нуждаются в иллюстрировании, совершенно непригодны для дошкольников. Стихи, помещенные в издание без иллюстраций, теряют чуть не половину своей эффективности. Так, в издании «Конура с печной трубой» Ю. Кушака все стихи являются графичными и максимально подробно проиллюстрированы. В частности, обратимся к стихотворению «Объявление» (см. приложение 1). Содержание каждой строчки можно найти на сопровождающей его иллюстрации (см. приложение 2): столб, объявление, клоун (в данном случае для уточнения значения данного слова), портрет. 2. Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой. Ребенку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых не смежны. Те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть семантики. Для примера вновь обратимся к стихотворению «Объявление» (см. приложение 1). Все рифмы в данном примере смежны: объявлений – выступлений, листок – щенок, портрет – ответ, а значит, стихотворение оправданно помещено в данное издание. В издании «Два веселых гуся» все стихи имеют смежные рифмы. Проиллюстрируем это на стихотворении «Ежик» (см. приложение 1): шуршит – спешит, волк – щелк, показал – убежал. Каждый стих должен быть законченным синтаксическим целым, потому что у дошкольника мысль пульсирует заодно со стихом: число строк должно равняться числу предложений (этой особенностью стихи для детей очень близки к народным стихам). Никаких внутренних пауз детские стихи не допускают, иначе будет нарушен напев. 3. Поскольку дошкольника по-настоящему волнует в литературе лишь действие и быстрое чередование событий, нужно, чтобы в стихах было как можно больше глаголов и возможно меньше прилагательных. Это связано и с тем, что детское зрение чаще всего воспринимает не качество, а действие предметов, поэтому редактор должен следить за тем, чтобы стихи не были загромождены прилагательными.
Проиллюстрируем выполнение данного требования на примере стихотворения «Конура с печной трубой» (см. приложение 1) в издании Ю. Кушака. Каждое предложение стихотворения сопровождается определенным действием (построили, поставил, погреться, вернувшись), что делает стих динамичным и интересным для ребенка. Отметим также, что данный стихотворный текст не перегружен прилагательными. Стихотворение «Коза рогатая» (см. приложение 1) в издании «Два веселых гуся» также насыщено действиями (идет, ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп, не ест, не пьет, забодает). Список требований, предъявляемых к стихам для детей, можно дополнить данными В. В. Здир, которая считает, что «поэзия для детей рассказывает своим читателям о том, что им близко и знакомо, о том, что у них перед глазами» [26, с. 3]. Отсюда такая особенность поэтики, как конкретность: если речь идет, например, о животных, то стихотворение описывает какое-то конкретное животное, указывает на его характерные черты, отличающие его от других. Конкретность проявляется и на стилистическом уровне: детская поэзия избегает слов, обозначающих абстрактные понятия, предпочитая им существительные с предметным значением и качественные прилагательные. Детское стихотворение также насыщено глаголами, так как чаще всего имеет сюжет. В детской поэзии наблюдается богатство рифм, ассонансов, аллитераций – нередко первые стихи становятся для ребенка первым знакомством со звуковой и образной выразительностью родной речи [26].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|