3.1.2. Структура издания и характер информации
Издание «Развиваем образную речь» представляет собой совокупность разделов, включающих тексты и задания различной тематики, направленные на развитие образной речи. Все упражнения расположены в издании по принципу увеличения объема и усложнения произведений, а также возрастания трудности заданий к ним. Перед работой с изданием воспитателям и родителям предлагается ознакомиться с предисловием, в котором кратко представлены основные речевые умения старших дошкольников, кратко описана структура издания, функциональное назначение, даны некоторые советы по работе с изданием. В издании в совокупности предлагаются как авторские, так и редакционные материалы. К каждому авторскому произведению (стихотворению, рассказу) предложены задания, над составлением которых работает непосредственно редактор-составитель (специалист), предварительно оценив и выявив языковые особенности авторского текста. К редакционным материалам относится и предисловие, написанное редактором, поскольку именно он имеет наиболее полное представление о концепции, структуре и назначении издания. Далее обратимся к описанию собственно содержательной части издания и проанализируем произведения, которые вошли в его состав. В первом разделе «Работа с фразеологизмами» предлагаются несколько фразеологизмов и иллюстрации к ним. Основное внимание ребенка должно быть направлено на иллюстрации, только после этого возможно верное истолкование выражения. Благодаря иллюстрациям раздел представляет собой неразрывное единство, воспринимается целостно и неповторимо. Через мимику, позу, жесты, пейзаж, интерьер переданы психологические состояния героев. Изображения достоверны, схожи с реальными предметами и явлениями. Соблюден также важный критерий цветности (во всем издании). Иллюстрации ясны по теме, четки по композиции, неотступно следуют за текстом, неразрывно с ним связаны. Таким образом, используемые изображения соответствуют всем выявленным нами критериям.
Фразеологизмы подобраны в соответствии с читательским адресом, то есть доступны для понимания все входящие в их состав слова. Сознательно исключается использование многозначных фразеологизмов, потому что основная цель – познакомить с самим явлением. Устойчивые образные выражения используются для работы над пониманием прямого и переносного значения слова (достигается при помощи иллюстраций, на которых представлены изображения как переносного, так и буквального значения выражений), его смысловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреблению образных выражений в речи дошкольников. Еще одним плюсом в данном задании является то, что к одной иллюстрации подобраны два фразеологизма, значения которых дошкольник может наглядно сравнить (Засучив рукава, спустя рукава). Обратимся к методическому аппарату, сопровождающему данный раздел. Во-первых, предложены вопросы, ответы на которые следуют из анализа иллюстраций. Во-вторых, предложено творческое задание, которое развивает воображение, мышление, связную речь, а также закрепляет понятие о фразеологизме как образной устойчивой единице. В разделе «Инсценировка пословиц» предложено 5 пословиц, объединенных темой «страх». Все пословицы доступны для старших дошкольников, поэтому они смогут понять и объяснить их значение. В разделе предложено также изобразить данные выражения, что направлено на развитие воображения. Составление короткого рассказа по иллюстрациям (соответствуют критериям: цветные, без фона, достоверные) позволит развить связную речь, а также научиться использовать данные выражения в контексте (выполнение данного задания дает возможность проверить правильность понимания значения пословиц).
В третьем разделе продолжается работа с пословицами, но в ином направлении. Вниманию дошкольника предлагается иллюстрация, пословица к ней и задание для анализа. Пословица и сюжетная иллюстрация просты для понимания, но работа усложняется следующим: ребенку нужно определить, подходят ли к данной иллюстрации другие пословицы, а для этого он должен хорошо понимать их смысл, разбираться в языке и стиле данного жанра. В методический аппарат включено задание сделать словесную зарисовку, то есть дошкольник должен описать свое видение данных пословиц, что в свою очередь способствует развитию воображения, образной и связной речи. Четвертый раздел включает в себя работу со стихотворением. Выбор данного поэтического произведения (К. Бальмонт «Снежинка») обусловлен содержанием в нем большого количества определений (за счет чего оно является образным) и глаголов (поскольку дошкольника по-настоящему волнует в литературе лишь действие и быстрое чередование событий). Кроме того, рифмы в стихотворении поставлены на самом близком расстоянии одна от другой (пушистая – чистая, белая – смелая). Предложенные вопросы по стихотворению позволяют выявить средства выразительности и запомнить их. Следующий раздел «Работа с рассказом» продолжает тему стихотворения «Снежинка», но в другом жанре. Рассказ «Летят снежные пушинки» (В. Архангельский) полностью соответствует рассмотренным нами критериям: небольшой объем, простой сюжет, композиция представляет собой прямую последовательность событий. Рассказ наполнен яркими определениями. Вопросы к рассказу позволяют выявить все образные характеристики снежинок. Задание описать свою снежинку не просто направлено на развитие образной и связной речи, в процессе описания дошкольник будет сопоставлять свои определения с услышанными из стиха и рассказа. Сравнение двух жанров также полезно, ребенок замечает, что можно в разной форме сказать об одном и том же. Следующие два раздела «Многозначные слова» и «Загадки с многозначным словом» посвящены знакомству с явлением многозначного слова. В первом из них предлагается иллюстрация для рассмотрения, соответствующая всем критериям. Во втором разделе многозначное слово зашифровано в загадках, каждая из которых проиллюстрирована. Вопрос-ответный характер имеет только одна загадка, но в остальных также понятно наличие ответной части («это слово»). Таким образом, дошкольники не просто знакомятся с явлением многозначности, но и работают с загадками.
Данная работа продолжается в разделе «Работа с загадками». Тексты загадок соответствуют читательскому адресу, так как читатели уже знакомы со сказками, герои которых являются отгадками. Кроме того, все загадки сопровождаются иллюстрацией, на которой изображена отгадка. Иллюстрации соответствуют основным требованиям: цветные, имеют четкий контур, без фона. Из шести загадок формально вопрос выражен только в одной, в двух загадках дошкольнику нужно закончить предложение, а остальные представляют собой описание загаданного. В загадках используются различные средства выразительности (прием олицетворения, использование определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации). Используемые средства выразительности наилучшим образом способствуют развитию воображения и формированию образности речи детей дошкольного возраста. Также выполнение этого задания способствует развитию мышления, памяти и связной речи (задание описать героя, вспомнить и рассказать любой эпизод из названных сказок). В девятом разделе продолжается работа со стихами. Детям предложены три стихотворения разных авторов и разной тематики. Каждое поэтическое произведение отличается образными средствами, ритмом и графичностью. К каждому стихотворению прилагается изображение главного героя. Первое стихотворение «Бульдог на остановке» содержит устойчивые выражения «набиты битком», «до нитки промок», есть выражение, нуждающееся в привлечении внимания и осмысления его ребенком – «бульдожий трамвай». Кроме того, стихотворение имеет смежные рифмы (бульдог – промок, ждет – подойдет) и насыщено действием (скучает, промок, подходят, вздыхает, ждет, подойдет).
Стихотворение «Подарок» Ю. Кушака включено в издание из-за большого количества определений, глаголов, смежных рифм. Стихотворение «Ветер» также привлечет внимание дошкольника за счет динамичности. К каждому поэтическому произведению подобраны вопросы, акцентирующие внимание дошкольника на отдельных словосочетаниях и образных средствах. Также при выполнении данного задания развивается связная речь и мышление, поскольку детям предложено пересказать действия своими словами, придумать к стихам свои названия. Десятый раздел «Работа с рассказом» содержит произведение «Лиса Патрикеевна» К. Ушинского. Согласно названным нами требованиям, рассказ имеет небольшой объем, простой сюжет, подробное описание героини, особое внимание уделяется ее повадкам, действиям. Для создания образа используются портретные описания с использованием эпитетов, метафор, сравнений (шерсть золотистая, на шее белый галстучек, пригибается, будто кланяется). Вопросы к рассказу акцентируют внимание на образных средствах, определениях. Предложено задание описательного характера, которое направлено на активизацию воображения детей, развитие связной речи. В следующем разделе «Работа со сказкой» предложена сказка «Заяц-Хваста». Анализируя язык произведения, отметим, что в сказке есть типичные для данного жанра слова и обороты (жил-был, вот сидела раз). Также в сказке используется прием олицетворения: все герои разговаривают. Важным для развития образной речи являются диалоги. Именно в рассказах героя передаются определения, описания его внешности. Вопросы к сказке обращают внимание дошкольника на выразительные средства, призывают его подобрать синонимы, придумать другое окончание сказки, другой поворот сюжета. Все это направлено не только на развитие образности, но и на развитие воображения, связной речи и обогащение активного словаря. Следующий раздел «Работа с иллюстрацией» полностью направлен на развитие творческих способностей. Рассматривая иллюстрацию, ребенок должен придумать событие, которое пропущено, а затем составить полный рассказ. Данное задание сочетает в себе развитие воображения и связной речи. При выполнении данного задания велика значимость иллюстрации, поэтому она достоверна, проста по композиции. Изображение подобрано таким образом, чтобы ребенок смог сразу понять о чем идет речь, представить себе то, что он не видит. Поскольку внимание ребенка в первую очередь обращается на контур, то движения и жесты фигур показаны четко. Подбор соответствующей по всем критериям иллюстрации делает упражнение не только выполнимым, но и полезным.
Следующий раздел направлен на работу с антонимами и синонимами. От ребенка требуется закончить предложение, вставив подходящий антоним (он должен назвать несколько вариантов антонимов, чтобы параллельно шла работа и над синонимами). Для того чтобы дети могли использовать данные слова в своей речи, предложено задание на закрепление материала: в поговорки нужно вставить один из названных антонимов. Для наглядности все антонимы проиллюстрированы. В основном применяются изображения без фона. Все они достоверные, цветные, полноценно отражают тему, подчеркивают характерные детали, а значит, уместны в нашем издании. Раздел «Стихи-перевертыши» сложнее предыдущего, поскольку такие стихи является разновидностью умственных игр, методом которых является обратная координация вещей: наделение предмета А функциями предмета Б и наоборот. В данном случае развивается мышление ребенка, он учится переставлять слова, сопоставлять их по значению. Также работа над данным заданием развивает и творческие способности ребенка, поскольку он должен переставить слова, продумать действия предметов, предложить свой вариант. На иллюстрациях ребенок сможет найти все предметы, о которых идет речь в стихе-перевертыше, поскольку оно отвечает принципу графичности. В раздел «Словесные зарисовки» включено стихотворение «Мороз на стекле» Ю. Кушака. Цель раздела – развитие воображения, закрепление в речи ребенка средств выразительности. Отвечая на предложенные вопросы, дошкольник обратит внимание на средства выразительности (сверкающий воздух, цветные фонарики) и воспроизведет их, поскольку того требует задание. Иллюстрации полностью соответствуют тексту, а также заявленным нами критериям. Раздел «Работа с рассказом» содержит произведение «Торопливый ножик» Е. Пермяка, которое имеет небольшой объем и простой сюжет. В основе рассказа лежит один случай из жизни героя, большую часть рассказа составляет диалог, что является интересным для ребенка. В рассказе используются следующие средства выразительности: парцелляция («Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая». ), синонимы (потихонечку, полегонечку, осторожно), антонимы (плохой – хороший), повторы. Вопросы к рассказу составлены таким образом, чтобы привлечь внимание ребенка к образным средствам. Раздел «Работа со сказкой» включает сказку «У страха глаза велики», которая по объему больше предыдущей, поэтому, согласно структуре издания, расположена в конце. В приведенном тексте есть характерные для сказок обороты (жили-были, вот раз, вот страсти-то). Кроме того, в сказке ярко поясняется значение названия, используется прием градации (большие, поменьше, с наперсточек), многочисленные повторы в узком контексте. К сказке предложен ряд вопросов поискового характера (как, почему, какие). Все вопросы нацелены на выявление образных средств. В ряд вопросов включено задание творческого характера, которое направлено на развитие воображения: придумать другое название, окончание сказки, развить сюжет по предложенной линии. Следующий раздел включает в себя работу со стихотворением «Прощальная игра» Дж. Чиарди, в которое нужно вставить пропущенные слова-антонимы. Данная работа представлена ребенку в качестве игры, поэтому он с интересом будет слушать взрослого. Стихотворение связано с книгой, работой по ней, поэтому подобраны соответствующие изображения книг. Заключительный раздел связан с работой по обложке, на которой изображены сказочные герои. Дошкольнику предлагается вспомнить названия сказок, а затем описать героя и какой-нибудь эпизод с его участием. Данный раздел направлен на активизацию творческих способностей ребенка, развивает связную и образную речь. Выполнение данного задания потребует от ребенка применения всех полученных в процессе работы навыков и умений, использования большого количества слов (в том числе образных средств), поэтому оно справедливо помещено в конце издания. Итак, мы охарактеризовали содержательную часть нашего проекта, которая представлена произведениями разных жанров и методическим аппаратом. Мы показали, что предложенные задания (произведение и элемент методического аппарата в совокупности) направлены на развитие образной речи и воображения. Расположение заданий по степени усложнения материала позволяет развивать образную речь постепенно, не перегружать дошкольников, наблюдать за динамикой ее развития. Анализ иллюстраций по выявленным критериям показал, что весь изобразительный ряд соответствует нормам, которые определены для детских изданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|