2.4. Требования к оформлению развивающей книги для дошкольников
Оформление и полиграфическое исполнение развивающих изданий должно отвечать определенным требованиям и стандартам. Для детских изданий действует ОСТ 29. 127 – 2002 [1]. Редактору необходимо хорошо знать стандарты и требования, чтобы использовать их в своей работе. Существуют определенные требования к внешнему и внутреннему оформлению книги. К внешним элементам развивающих изданий относят обложку, переплет, форзац (как правило, в развивающих изданиях не используют суперобложку или футляр). Так же как и во всех остальных изданиях, все названные элементы (за исключением форзаца) выполняют защитную, информационную, эстетическую и рекламную функции. Главные требования в данном случае выдвигаются к цвету и бумаге обложки или переплета [8]. Для изготовления детских изданий следует применять бумагу, предназначенную для печати книжных и журнальных изданий (использование газетной бумаги запрещено). Также в издании (кроме вклеек, вкладок, приклеек) следует применять бумагу одного вида и одинаковой массы 1 кв. м. Не рекомендуется применять мелованную бумагу и бумагу с показателем непрозрачности менее 91% [1]. Также внешним элементом оформления можно считать формат издания, выбор которого зависит от специфики читателей и содержания книги. Возможность выбора формата позволяет разнообразно оформлять детские книги, подходить к выбору формата индивидуально, в зависимости от характера и количества иллюстраций. Можно использовать достаточно крупные форматы, но в то же время большим успехом пользуются и миниатюрные издания. Но, вне зависимости от формата, развивающее издание характеризуется обилием иллюстраций и крупным кеглем шрифта, что в свою очередь относится к внутренним элементам издания.
Обилие иллюстраций объясняется тем, что дошкольники практически не умеют читать, а значит, большее внимание отводится иллюстрациям. Поэтому художественное оформление обложки и иллюстрации в книгах для дошкольников имеют особое значение – они могут занять главное место и играть основную роль по сравнению с текстом. Следует подчеркнуть важность полноцветных иллюстраций (цвет также должен присутствовать во всех элементах оформления издания). Как уже отмечалось, у цветного изображения шире эмоциональные, познавательные и декоративные возможности, цветная иллюстрация легче воспринимается детьми [8]. Сложность усвоения текстового материала ребенком обусловливает, с одной стороны, необходимость уменьшения текстового объема книг, с другой – их обильное иллюстрирование. Площадь иллюстраций на полосе издания должна быть не менее 50%. Общая площадь иллюстраций в издании рекомендуется не менее 75%. Далее обратимся к требованиям, предъявляемым к текстовому оформлению. Текст книг для дошкольников набирают, как правило, шрифтами крупных кеглей – 16, 14, 12, требующими длинной строки, которая является удобной для медленно читающего ребенка. Полоса набора, «загруженная» мелким кеглем, недопустима в детской книге, поскольку читать ее трудно, а также количеством текста она может психологически отпугнуть ребенка от чтения. Обратимся к изданию «Кот в сапогах», в котором явно нарушено требование длинной строки (см. приложение 6). На нескольких страницах – короткая строка, текст выровнен по центру, что зрительно увеличивает объем текста, а значит, может отпугнуть ребенка от издания. В развивающих изданиях запрещены шрифты узкого начертания, печать светлыми красками на темном фоне и цветными красками на цветном фоне при кегле менее 20 пунктов. Издание для дошкольников не может быть оформлено больше, чем в две колонки. Допускается применение шрифтов следующих начертаний:
· полужирного при использовании кегля не меньше кегля шрифта основного текста; · курсивного – при использовании кегля шрифта на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста. При кегле шрифта основного текста менее 16 пунктов кегль шрифта выделений текста цветными красками должен быть на 2 пункта больше. Для печати текста на цветном, сером фоне, многокрасочных иллюстрациях необходимо применять следующее шрифтовое оформление: · рубленые шрифты нормального или широкого полужирного прямого начертания; · кегль шрифта не менее 18 пунктов при объеме текста на странице более 200 знаков и не менее 14 пунктов при объеме текста на странице 200 знаков и менее; · увеличение интерлиньяжа не менее 4 пунктов. В изданиях для дошкольников запрещается применять цветные краски и рисованные шрифты (кроме выделений), а также выворотку шрифта [1]. Кроме того, не рекомендуется помещать текст на цветном фоне, поскольку так текст воспринимается хуже. Эти позиции направлены на обеспечение удобочитаемости текста и предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) детей. Проиллюстрируем данное утверждение, обратившись к изданию «Теремок», текств котором набран на цветном фоне (см. приложение 6). Действительно, многие слова из-за цветного фона неразборчивы, текст воспринимается плохо даже взрослыми. Итак, редактор должен хорошо знать данные стандарты, разбираться в основных требованиях к изданию и понимать их смысл, исходя из возрастных особенностей читателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|