Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1.5. Фразеологические выражения в текстах для детей




2. 1. 5. Фразеологические выражения в текстах для детей

Фразеологизм, или фразеологическая единица, – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы) [54].

Мы будем рассматривать фразеологизмы в узком смысле. К фразеологии в этом случае относятся только идиомы (устойчивые сочетания, значения которых не определяются значениями входящих в них слов) и фразеологические единства (устойчивые обороты, в которых отчетливо сохраняются признаки семантической раздельности компонентов). Данный выбор аргументирован тем, что в широком смысле фразеология охватывает пословицы (рассмотрены выше), а также крылатые выражения и афоризмы, которые не вполне соответствуют данному читательскому адресу.

Опираясь на работы ряда авторов [11, 47, 54], назовем характерные для фразеологизмов признаки.

1. Метафоричность, образность. Фразеологизм рождается в языке не для называния предметов, признаков, действий, а для их образно–эмоциональной характеристики.

2. Эмоциональность фразеологии – это способность фразеологизма не только называть предмет, явление, но и выразить определенное чувство говорящего или пишущего (балалайка бесструнная – очень болтливый человек, пустомеля).

3. Оценочность фразеологических единиц – качество, производное от их эмоционального значения.

С точки зрения оценочности фразеологизмы можно разделить на две группы: фразеологизмы с положительной оценкой и фразеологизмы с отрицательной оценкой. К первой группе относятся фразеологизмы с эмоциональностью одобрительности (кровь с молоком); почтительного уважения (сложить голову); восхищения (властитель дум). Ко второй группе относятся фразеологизмы с эмоцией ироничности (носить воду решетом); пренебрежительности (канцелярская крыса).

4. Экспрессивность – это интенсивность проявления действия или признака (чистейшей воды – истинный, подлинный).

5. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей, включение новых слов.

6. Устойчивость грамматического строения: в них обычно не меняются грамматические формы слов (нельзя сказать: точить лясу).

7. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками).

8. Фразеологизмы могут быть многозначны (поставить на ноги – вылечить, избавить от болезни; вырастить, воспитать, довести до самостоятельности; заставить активно действовать, принимать деятельное участие в чем–либо; укрепить экономически, материально).

9. Фразеологизмы по своей природе синонимичны (со всех ног – во весь дух – сломя голову) и антонимичны (в поте лица – спустя рукава).

В. Н. Телия так пишет о роли фразеологизмов: «Фразеологизмы придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и хорошо подходят для развития образной речи дошкольников. Фразеологизмы могут быть использованы для работы над пониманием прямого и переносного значения слова, его смыс­ловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреб­лению образных слов и выражений в речи дошкольников» [54, с. 39].

Но для достижения данных целей необходимо, чтобы фразеологизмы соответствовали читательскому адресу, чтобы были доступны для понимания входящие в их состав слова.

При использовании в развивающем издании многозначного фразеологизма нужно так его преподнести, чтобы ребенок понимал каждое его значение. Также при работе над фразеологизмами редактор должен особое внимание уделять стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов.

Таким образом, можно сделать вывод, что названные жанры действительно играют незаменимую роль в развитии образной речи. Но в то же время не все произведения подходят для развития дошкольников. Те из них, которые не соответствуют перечисленным требованиям, напротив, затрудняют восприятие и понимание ребенком средств выразительности. Поэтому так велика роль редактора в отборе и оценке произведений для дошкольников.

2. 2. Требования к методическому аппарату издания

по развитию речи дошкольника

Методический аппарат – это комплекс заданий и вопросов к текстам, которые направлены на развитие образной речи дошкольника. Такой комплекс необходим в развивающем издании для того, чтобы дошкольники не просто понимали, но и запоминали образные средства, а также продуцировали их в своей речи.

Для того чтобы правильно оценить аппарат развивающего издания для дошкольников, обратимся к мнению ученых-специалистов по дошкольной педагогике. Так, О. В. Чиндилова предлагает использовать технологию «диалогового» («вдумчивого») чтения для читательского развития дошкольников. Продуктивное чтение предполагает последовательность следующих этапов совместного чтения книг детьми и взрослыми.

1. Рассматривание книги с детьми с целью вызвать у них желание прочитать ее. Обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему.

2. Чтение текста взрослым в режиме «диалогового» чтения, позволяющем взрослому уже на этапе первичного чтения читать текст с возможными остановками (что-то комментируя, задавая упреждающие вопросы, фиксируя читательскую «эстетизированную» эмоцию, включая читательское воображение), задача которых – помочь маленьким читателям «войти» в текст, установить коммуникацию с автором. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самих детей на чтение взрослого.

3. Работа с текстом после чтения (беседа-обсуждение, эмоциональное проживание прочитанного).

О. В. Чиндилова подчеркивает важность диалогового характера чтения текста (ребенком, взрослым). Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст, – вот задача, которую необходимо решать на втором этапе работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как ведущие приемы обеспечения понимания основных смыслов текста (на дошкольном этапе), «погружения» в текст читателей самого разного возраста на следующих ступенях литературного образования [62].

Поэтому в методическом аппарате обязательно должны быть соответствующие задания. Если родителям просто предложить задания и не объяснить, на что обращать внимание ребенка, какие вопросы следует задавать, в каком русле проводить беседу то, возможно, основная цель издания достигнута не будет. Практически во всех проанализированных нами развивающих изданиях присутствует методический аппарат.

Редактор должен определить наиболее удобное расположение методического аппарата. Чаще всего задания и упражнения размещают до или после текста произведения или иллюстрации, что позволяет взрослому видеть перед собой и текст (для повторного чтения), и задания к нему.

В издании «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста» методический аппарат включен в предисловие, что существенно усложняет работу по изданию, поскольку взрослому приходиться перелистывать книгу во время занятия с дошкольником. Поэтому целесообразно (в зависимости от типа заданий) помещать его сразу за текстом или до него. Кроме того, сами задания в анализируемом издании сформулированы не достаточно четко, а значит, работа по изданию может быть выполнена не вполне корректно. Во избежание подобных упущений редактор должен знать основные приемы и подходы к разработке методического аппарата.

Для сравнения обратимся к изданию «Развитие речи для малышей», в котором элементы методического аппарата расположены после каждого упражнения. Весь комплекс заданий к текстам представлен в виде вопросов (после рубрики «Взрослый») и ответов к ним (после рубрики «Ребенок»). Готовые ответы в данном издании даются для ориентировки взрослого, а также для проектирования возможного хода беседы (предложены варианты). Кроме того, по предложенным заданиям (покажи, назови, опиши) видно, что упражнения расположены по степени усложнения, что должно учитываться при редактировании развивающего издания. Далее рассмотрим, какие задания могут быть использованы в изданиях по развитию образной речи.

Чтобы помочь детям понять настроение стихотворения (лиричное, сказочное, веселое и озорное, праздничное), разобраться в его содержании, О. И. Соловьева предлагает использовать специальные приемы.

1. Предложить детям охарактеризовать стихотворение. Если им это трудно, самому дать 3 – 4 определения, из которых дети выберут наиболее подходящее.

2. Предложить дошкольникам вопросы, которые помогут им понять смысл авторских определений, сравнений и других выразительных средств (Это значит какой? / Как можно сказать по-другому? / Когда так говорят? ).

3. Прочитать стихотворение, не сообщая дошкольникам его название. Поинтересоваться, понравилось ли оно, предложить поразмышлять, какое название ему можно дать. Подкрепить аргументы детей строчками из стихотворения [51].

Далее рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в работе над сказкой и рассказом. Предложенные задания помогут лучше разобраться в содержании произведения, более полно проникнуть в образный строй и язык сказки, рассказа.

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, можно напомнить дошкольнику соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения, мораль сказки, убедиться, что дети действительно верно поняли идею. Очень полезны вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом) [51].

В издании «Развитие речи для малышей» к сказке «Колобок» предложен только один вопрос («Подумай, почему лисе удалось обмануть колобка? »), что является недостаточным при работе над сказкой такого объема. Кроме того, минимальное количество вопросов не способно стать основой состоятельной беседы, а значит, не отвечает главной цели издания – развитию речи.

2. Словесные зарисовки. Детям можно предложить вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, нужно задавать вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма? ») [49].

3. Можно попросить детей вспомнить и рассказать о самом смешном, грустном, страшном эпизоде; пересказать описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились [49].

В целом следует сделать вывод, что беседа по содержанию произведений не должна заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к дошкольнику всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.

Задания к пословицам, загадкам и фразеологизмам можно рассматривать вместе, поскольку они близки друг другу.

1. Вопросы к текстам. Непременно следует обращать внимание дошкольников на построение произведения, поскольку структура фольклорных произведений требует специфических языковых средств: «Какими словами начинается? Как кончается? О чем спрашивается? » Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний [28].

2. Рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания.

Например: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая». Точно названные признаки: посреди поля, голубое, зеленая. Расшифрованные признаки: ровная поверхность, в которой все отражается (зеркало); загаданное прозрачно (стекло), окружено зеленым (рама зеленая). Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков детям легче сделать нужный вывод [53].

3. Анализ языка произведения. После отгадывания загадок, прослушивания пословиц, необходимо спрашивать: «Нравится ли загадка, пословица? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? ». Также необходимо выяснить, как понимают дети то или иное выражение, оборот. Таким образом, анализ помогает не только лучше понимать, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ [39].

Особое внимание заслуживают задания, предназначенные для работы с иллюстрацией в издании по развитию образной речи. Развивая образную речь у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Далее следует рассмотреть основные приемы, которые позволяют добиться поставленных перед иллюстрацией целей.

1. Беседы с детьми по картине: дети должны рассказывать не только о том, что изображено, но и о том, как изображено. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют именно вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом [19].

Приведем пример вопросов, помогающих детям дать наиболее полное описание иллюстрации в издании «От слова к рассказу. Развиваем речь»: «Расскажи про эту девочку. Что она делает? Какое у нее платье? ». В этом же издании можно найти менее удачный пример: «Вот какой красивый петушок! Расскажи про него». Во втором случае существенным недостатком можно считать именно отсутствие вопросов, то есть несовершенство методического аппарата.

2. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать дошкольника содержанием картин, – предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя [20].

3. Работа с иллюстрацией, не связанной с текстом, может осуществляться по шагам:

· Шаг первый: дели! Детям следует дать задание найти все части картинки. Задание понятно и ответить на него легко. Дети старательно перечисляют все, что могут обнаружить. Суть этого шага – добиться полноты описания, обращать внимание на детали.

· Шаг второй: соединяй! Дошкольник должен объяснить, какая связь между деталями иллюстрации (утки и трава: утки ходят по траве). Соединяя два предмета действием, дети образуют полные предложения. Найденные ранее детали теперь используются для нахождения связей, и описание получается очень подробным.

· Шаг третий: войди в картинку! Здесь от дошкольника требуется включить воображение, войти в мир ощущений. Этот шаг придает рассказу образность. Он включает все каналы восприятия.

· Шаг четвертый: отставай и забегай вперед! Можно попросить ребенка представить, с чего начиналась изображенная на картинке ситуация! Как развивались события? Что будет потом? [21].

Таким образом, методический аппарат развивающего издания позволяет правильно и плодотворно построить работу по развитию образной речи, а также помогает дошкольнику легко усвоить предложенный в развивающем издании материал. Отсюда следует необходимость наиболее тщательной авторской разработки методического аппарата и кропотливой работы редактора над ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...