Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3 Факторы, влияющие на развитие PR-сотрудничества компаний «Русская аграрная группа» (Россия) и «Beidahuang» (КНР) в области сельского хозяйства




 

Россия является единственной страной в мире, обладающей всеми ресурсами и не нуждающейся в импорте из зарубежных стран. На направление ее экономической политики большое влияние оказывает ее внутренняя экономическая ситуация, и, в свою очередь, она оказывает важное влияние на внешнеэкономическую торговлю, а также на внешние обмены и сотрудничество.

Будущее китайской экономики в последнее время привлекает внимание самых разных групп мирового сообщества. Это связано с существенным замедлением темпов экономического роста (рисунок 2. 1) [38].

Рисунок 2. 1 – Темпы роста ВВП Китая

 

Так, в 2015 темп роста ВВП Китая замедлился до 6, 9 % против 7, 3% в 2014. В 2018 году рост ВВП составил 6, 6%. В целом объем ВВП Китая в 2018 году составил 67, 670 трлн. юаней (примерно 10300000000000. долларов), что стало худшим результатом за последние 25 лет развития китайской экономики.

Национальное бюро статистики КНР сообщило, что китайская экономика росла более быстрыми темпами, чем ожидалось. Однако приток частных инвестиций подвергся существенному сокращение до 9%, это самый минимальный показатель с марта 2010 [37].

Существует мнение, что в ближайшее время не стоит ожидать стремительного ускорения темпов роста китайской экономики. Экономика КНР будет двигаться по траектории латинской буквы L. Именно таким образом и китайские чиновники характеризуют свою «новую реальность», ведь не стоит забывать, что такого роста удалось достичь в сложных макроэкономических условиях, при растущем уровне финансовых рисков и замедлении развития международной торговли. Именно поэтому считается, что слишком высокие темпы роста ВВП страны сохраняются на достаточном уровне и полностью соответствуют плановым нормативам.

Замедление темпов роста ВВП Китая связано с тем, что в правительственной программе на 2016-2020 приоритет отдается качественным, а не количественным характеристикам социально-экономического развития. Последние два десятилетия Китай выполнял роль мастерской для всего мира и был локомотивом, который за счет своих высоких темпов роста (в 90-е годы прошлого века они превышали 10%) подталкивал или вел за собой всю мировую экономику. Однако за это приходилось платить слишком высокую цену (испорченная экология, неравномерность экономического развития приморского региона и территорий на севере и внутри страны, социальная неравенство) [43].

Политика китайского правительства реализуется с помощью системных и взвешенных мер, планов, механизмов в инновационной политике во всех секторах экономики. Однако больше всего внимания уделяется ежегодному увеличению расходов на фундаментальные исследования и развитие (рисунок 2. 2) [31].

Рисунок 2. 2 – Затраты на НИОКР в КНР, % ВВП

 

Не случайно Китай — единственная страна в мире, которая в условиях глобального финансового кризиса 2008 года не только не сократила расходы на исследования и развитие, но их объемы выросли. На наш взгляд, именно такие правительственные решения позволили этой стране обеспечить конкурентное лидерство в высокотехнологичных секторах экономики и создали надежный фундамент его стремительного развития.

На рисунке 2. 3 представлены данные об объемах роста затрат на научные исследования [7].

Рисунок 2. 3 – Данные об объемах роста затрат на научные исследования

 

Проанализировав экспорт высокотехнологичной составляющей КНР, можно сказать, что в 2010 году этот показатель составлял 25, 5% от всего экспорта государства, но в 2015 году начал уменьшаться, что было вызвано реализацией целей 12 пятилетнего плана, а именно: переориентация на внутренние рынки и удовлетворение прежде всего внутреннего спроса, а не экспорт и иностранные инвестиции с целью сбалансированного экономического роста (рисунок 2. 4) [41].

Рисунок 2. 4 – Динамика доли высокотехнологического экспорта КНР,

% от общего экспорта

Импорт высокотехнологичной составляющей ежегодно уменьшается, что обусловлено стратегическими целями правительства еще с 80-х годов, которые направлены на защиту национальных производителей высоких технологий, а также содействие развитию стартапов в высокотехнологичных секторах экономики и уменьшения технологической зависимости от основных стран-инноваторов, таких как США, Япония, Южная Корея и т. д. (рисунок 2. 5) [26].

Рисунок 2. 5 – Динамика доли высокотехнологического импорт КНР,

% от общего импорта

 

Одним из основных факторов китайского экономического чуда является дешевая рабочая сила. Практически все проценты прироста выжимались с рабочих мигрантов, количество которых измерялась сотнями миллионов человек. Решение таких задач, как повышение уровня жизни населения, улучшение его социального обеспечения, переориентация по обслуживанию внешних рынков на обслуживание внутренних потребностей невозможно без замедления темпов роста ВВП Китая [8].

Таким образом, КНР сегодня является лидером по высокотехнологичному экспорту, патентованию, расходами на исследования и развитие, ведущим производителем промышленных роботов, товаров информационно-коммуникационных технологий, количеством научно-технического персонала, который задействован в реализации прорывных технологий Четвертой промышленной революции. Эти достижения обусловлены развитием эффективной национальной инновационной системы, которая интегрируется в глобальное научно-технологическое пространство. Ключевым фактором достижения высококонкурентного статуса в XXI веке является стимулирование инновационного развития национального бизнеса и увеличения государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований и их оперативная коммерциализация [6].

На сегодня Китай является одной из стран, правительство которой прилагает значительные усилия к становлению нации как инноватора и лидера на рынке высоких технологий. Формирование национальной инновационной системы стало происходить еще в период 80-х годов, когда правительство КНР стимулировало развитие сельского хозяйства путем использования высоких технологий, а именно: обучение крестьян орошать землю, сдабривать, собирать урожай, вести предпринимательскую деятельность в этой сфере, в результате чего государство получала стабильные доходы от деятельности фермеров.

Именно благодаря этому стимулированию создался фундамент для высокотехнологичного развития в стране, а именно: развитие науки и техники, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), развитие внутреннего рынка высоких технологий, уменьшение импортной зависимости высокотехнологичной составляющей, повышение патентной активности в государстве, реформирование сферы образования и содействия развитию концепции «непрерывного образования», выход на международные рынки со своей продукцией, интеграция национальной инновационной системы в глобальный научно-образовательное пространство [4].

Об этих целях, задачах и результатах свидетельствуют стратегии, программы, планы развития правительства КНР, касающиеся роста высокотехнологичного сектора и развития национальной инновационной системы, которая имеет такие факторы развития: отраслевая принадлежность, степень участия государства в инновационном процессе страны, привлечения предприятий к сотрудничеству с государством и университетами, налоговая нагрузка, наличие научных парков, агломераций, бизнес-инкубаторов, системное развитие образования, а также ежегодное увеличение расходов на исследование и развитие, стимулирование инвестиций в инновации государством и частным сектором [5].

Не менее важным аспектом достижения инновационного лидерства является сотрудничество с другими странами, драйверами экономики которых выступают инновации, достижения и опыт в этой сфере. Такими странами являются страны Европейского Союза и Европы, БРИКС, АСЕАН, с которыми КНР ведет активное сотрудничество [28].

Сейчас наиболее тесные связи Китая с Германией, став крупнейшим внешнеторговым партнером государства в 2016 году, а также рассматривая ФРГ как лидирующего инноватора, которая уже реализовала концепцию Третьей индустриальной революции. Китай изучает опыт Германии в области инновационного лидерства и практического сотрудничества, которая охватывает области передовых технологий, новых источников энергии, биотехнологий, информационных технологий следующего поколения, интернет вещей, автомобилестроения, авиации. Также Индустрия 4. 0 является возможностью для Китая реализовать свою стратегию «Сделано в Китае 2025», которая направлена на повышение качества развития бренда и производства в целом под основным лозунгом не «Сделано в Китае», а «Создано в Китае» (таблица 1) [10].

Таблица 1 – Характеристика плана «Сделано в Китае 2050»

Приоритеты Ключевые секторы развития Пути реализации стратегии
Создание инновационных центров

Информационные системы и специальное оборудование, телекоммуникационное оборудование, промышленное программное обеспечение, проектирование хай-тек кораблей, совершенствование ж/д оборудования

Увеличение затрат на НИОКР, налаживание связей с другими странами-инноваторами, создание бизнес-инкубаторов, реформы в налоговой сфере, образовании, науке, помощь малому и среднему бизнесу

Интеллектуальное производство
Конкурентоспособная инфраструктура

Продолжение таблицы 1

Приоритеты Ключевые секторы развития Пути реализации стратегии
Производство экологически чистой продукции

Информационные системы и специальное оборудование, телекоммуникационное оборудование, промышленное программное обеспечение, проектирование хай-тек кораблей, совершенствование ж/д оборудования

Увеличение затрат на НИОКР, налаживание связей с другими странами-инноваторами, создание бизнес-инкубаторов, реформы в налоговой сфере, образовании, науке, помощь малому и среднему бизнесу

Производство продукции высокого класса

 

Взвешенная политика правительства Китая дала возможность перейти к политике открытой экономики, основанной на экспортноориентированной модели развития таким образом, что рост валютной выручки от продаж направляется на инвестирование техно- и наукоемкости экономики, освоение новейших информационно-коммуникационных технологий, внедрения современных схем промышленной логистики и тому подобное. Именно инновационный путь развития Китая, наращивание темпов расходов на НИОКР, количества исследователей, поддержка и стимулирования инновационного развития могут обеспечить дальнейшее стремительное развитие Китая и достижения глобального экономического лидерства в будущем.

Таким образом, главной стратегической целью КНР является получение позиции мирового инновационного лидера в научно-технологической сфере. По плану экономика Китая стать инновационно ориентированной к 2020, а к 2050 Китай должен стать одним из мировых лидеров в научно-технологичной сфере [16].

Долгосрочные стратегические планы развития КНР также изложены в отчете «Китай 2030 — строя современное, гармоничное и креативное общество», который был разработан при содействии Министерства финансов КНР, Научно-исследовательского центра развития КНР и Всемирного банка [17].

Анализируя показатели развития Китая за последние десятилетия и ситуацию в мире, исследователи разработали новую долгосрочную национальную стратегию, выделив шесть основных направлений развития, которые позволят использовать потенциал китайской экономики и преодолеть те вызовы, стоящие на пути ее развития. К шести направлений развития относят: реализацию структурных реформ для укрепления основ рыночной экономики через переосмысление роли правительства; реформирование и реструктуризацию предприятий и банков; развитие частного сектора; поощрение конкуренции; введение земельных, финансовых и трудовых реформ [25].

Из-за разного исторического развития, разных социальных систем и разных культурных традиций в Китае и России естественно возникнут проблемы между людьми. Для решения этих проблем требуется взаимопонимание и искренность.

Под влиянием крайнего национализма в России постоянно появляется «Теория угрозы Китая». Политики, ученые, преподаватели университетов и солдаты, выступающие за «Теорию угрозы Китая», сформировали политическое положение и силу, которую нельзя игнорировать в России. Эта сила контрпродуктивна в крупном стратегическом сотрудничестве между Китаем и Россией, такую тень можно увидеть в китайско-российском военном сотрудничестве и энергетическом стратегическом сотрудничестве.

Сторонники «Теории китайской угрозы» считают, что въезд китайских рабочих в Россию изменит демографический состав российского Дальнего Востока, и со временем Дальний Восток станет китайским. Вот почему китайские рабочие были ограблены мошенниками на своих собственных фермах на российском Дальнем Востоке, и большая часть времени российская полиция реагировала посредственно.

Политические причины всегда были препятствием в стратегическом партнерстве между Китаем и Россией и узким местом, ограничивающим развитие китайско-российских отношений в сфере сельскохозяйственных предприятий.

У российских чиновников и предприятий всегда был менталитет, чтобы защититься от Китая. После распада бывшего Советского Союза Китай быстро превратился во вторую по величине экономику в мире. Общая национальная сила значительно улучшилась, обмен международного статуса и национального влияния между Китаем и Россией заставил некоторых россиян почувствовать, что Китай стал «гигантской страной».

Все эти факторы влияют на развитие PR-сотрудничества компаний «Русская аграрная группа» (Россия) и «Beidahuang» (КНР) в области сельского хозяйства.

Благодаря постоянному углублению международных экономических и культурных обменов между двумя странами и постоянной приверженности всеобъемлющей политике стратегического партнерства PR-сотрудничество в области сельского хозяйства поднимется на новый уровень в ближайшем будущем.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...