Внешняя политика: определение, цели, средства.
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Внешнюю политику гос-ва можно определить как область его деят-ти, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. ВП является неотъемлемой частью гос. политики, детерминируя действия гос-ва в сфере внутренней пол-ки. Необходимость ВП вытекает и того факта, что внутрення п-ка не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общ-ва. Сущность ВП опр-ся целями, которые она ставит перед собой, и ср-вами их достижения, что зависит от многих обс-в: соц-полит. устройства гос-ва, формы правления, полит. режима, уровня соц-эконом. развития, участия в международных орг- и прежде всего военно-полит. блоках, политической динамики гос-ва, уровня полит. культуры и т.д. Традиционными целям ВП можно назвать: 1) повышение материального и духовного уровня жизни населения, укрепление экономического и полит. могущества гос-ва 2) обеспечение безопасности гос-ва, его нац. суверенитета и территориальной целостности 3) недопустимость вмешательства во внутренние дела извне 4) повышение престижа и роли гос-ва в международных отношениях; защита опр-х полит. и экономич. позиций во внешнем мире. Осуществляя ВП, гос-во обычно применет многие ср-ва. Сгруппировать их можно по осн. сферам жизнедеят-ти общ-ва: информационно-пропагандистские, политические, экономич., военные. 1) Инф.-пропаганд. – играют важную роль в адаптациигос-ва к сложным международным структурам в области ср-в массовой инф-и, деят-ти культурных центров и др. В международных сис-х пропаганд. ср-ва проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международ. обстановки.
2) Полит. ср-ва – исп-ся прежде всего в целях дипломатических отношений. Дипломатия осущ-ся в форме переговоров, переписки, повседневного представительства гос-ва за границей, участия в международных орг-х. 3) Экономич. ср-ва – подразумевают использование экономич. потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на пол-ку иных гос-в. Экономич. мощь страны явл-ся особо важным ср-м ВП, определяющим позиции и место гос-ва в мировом сообществе. Важнейшими ср-ми ВП явл-ся также сырьевая база гос-ва, внешняя торговля, лицензионная п-ка. В международной практике широко исп-ся такие ср-ва внешней п-ки, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле. 4) Военными ср-ми ВП принято считать военную мощь гос-ва, т.е. численность армии, виды вооруженийф, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные ср-ва часто исп-ся в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления мб учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. +устойчивые ср-ва (территория, климат, природные ископаемые, геополит. положение) и переменные (направления и концепции ВП, полит. лидеры, полит. культура, полит. с-ма и др.) ВП, являясь продолжением внутр. пол-ки, зависит от множества факторов, выполняет в общ-ве разнообразные фун-и и исп-т различные ср-ва для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполит. задач и укрепление международных позиций гос-ва.
Глобализация и антиглобализм: теория и практика. Глобализация – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (тесных экономи. и полит. связей, культурного и информ. обмена) на соц. действительноть и отд. странах. Глобализация международных отношений – усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деят-ти в области международных отношений.
Глобализация мирохозяйственных связей – усиление взаимовлияния и взаимозависимости различных факторов в области мирохоз. отношений. Факторы, кот. обусловливают этот процесс: 1) Экономический – концентрация и централизация капитала, организационные формы, рамки экономич. деят-ти выходят за нац. границы, приобретают международный хар-р, способствуя формированию единого экономич. простр-ва 2) Политич., выражающийся в ослаблении жесткости гос. границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов. 3) Производственно-технич. – означает резкое возрастание масштабов произ-ва, международные формы его осуществления (ТНК), качественно нов. уровень средств транспорта и связи, обеспеч. быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях. 4) Информациооный – радикальное изменение ср-в общения, обмена экономич., финансовой инф-ей, создающее возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технич., коммерческих задач. 5) Социологич. фактор – проявляющийся в ослаблении традиционных соц. связей и обычаев, преодолении ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции 6) Экологич. фактор – проявляющийся в осознании людьми опасностей обострения глобальной экономич., энергетич. и др. проблем, что обусловливает объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах. Есть опасения, что безудержный процесс глобализации, основанный на групповых интересах богатейших стран мира подорвет устойчивый миропорядок, усилит противостояние по линиям Север – Юг, Запад – Восток. Реакцией на противоречивый хар-р глоб-и выступает движение антиглобализма. Антиглобалисты - выступают против нынешней модели глобализации, которая приносит прибыль транснац. корпорациям, основывается на доминировании США. Наиболее активную часть движения антиглобалистов сост. средние городские слои стран «золотого миллиарда». Антиглобалисты исп-т тактику прямого политического давления, привлекают к себе вниманиен СМИ, рассчитывают на моральную поддержку общ-ва. Лозунг: мыслить глобально, действовать локалонь. Они предлагают локализацию производства, вплоть до сворачивания переразвитого мирового разделения труда; осуществление по миру акций солидарной интернац. борьбы против таких институтов, как МВФ, Мировой банк, ВТО; выравнивание оплаты труда работников сходной квалификации во всех странах мира; реализацию международно-признанных стандартов соц. защиты и охраны труда, международную экспертизу нац. законодательств в области труда; демократич. решение проблем миграции рабочей силы; выработку международных нормативов, ограничивающих деят-ть ТНК; списание долгов развивающихся стран; выделение налогов на биржевые спекуляциию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|