Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
как критическая точка годового цикла, когда жизненные силы мироздания как бы истончаются, Хаос побеждает Космос. Вопросно-ответное развертывание космогонии засвидетельствовано не только в древнеидийской культуре, но и в ирландской, исландской, некоторых африканских, удмуртской и других. Эстетическая суть загадки - удивить, неожиданно раскрыть то, что казалось привычным и знакомым. В ее основе - способность человека видеть сходное в разных предметах. Для мифологической картины мира характерно удвоение как принцип. С течением времени загадки теряют сакральность, но сохраняют познавательность. Они связаны с переживанием радости и восторга от внезапного озарения. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа - освоение пространства и времени. Это значит, что с самого начала существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодоление. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время. Вполне понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не была развита способность к рефлексии. Под последней понимается высокая форма теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия, которые были выработаны в древнегреческой философии (от Сократа, Платона и Аристотеля до Плотина и неоплатоников). Эстетическое отношение не было сознательным, но проявлялось во всех видах деятельности. И это было обусловлено прежде всего тем, что деятельность человека отличалась синкретичностью сознания и мироощущения - вплетенностью эстетического компонента во все виды деятельности и отсутствием рефлексионного реагирования на чувственный компонент.
Поэтому мы не можем говорить только о художественной, или только о религиозной, или только о хозяйственной и т. д. деятельности, правильнее говорить о проявлении того или иного компонента мышления в той или иной деятельности человека (например, о рефлексии как важном компоненте мышления и о ее проявлении в деятельности, наполненной художественным компонентом). Понятие рефлексии неприложимо к мышлению человека каменного века. Однако это мышление создало театрализацию действий и изобразительное творчество - механизм, регулирующий не только поведение человека, но и развивающий способность к связной речи, графической дея- 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ тельности, обобщению и образно-символическому отражению мира. Благодаря им человек осознает свою сопричастность окружающему миру и находит свое место в нем. Для шамана, совершающего священнодействие, больной становится соучастником и зрителем театрального действия. Художественная деятельность принадлежит одновременно двум мирам: микрокосму и макрокосму, соединяя их вместе. Шаман является и врачом, и священнослужителем, и актером, и режиссером одновременно. Ему предстоит каждый раз решать две теоремы Дидро: должен или не должен актер одобрять то, что играет; должен или не должен он сам отождествляться со своим персонажем? Изобразительное творчество - вершина первоначальной синкретической деятельности человека, «схватывающего» законы окружающего мира. Эта деятельность представляет собой весьма сложную и глубоко специфическую форму «удвоения» мира в условиях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась при помощи символического использования объема, линии и цвета.
Нужно отметить, что наукой до сих пор окончательно не решен вопрос о происхождении изобразительной деятельности человека и путях ее возникновении. Имеется достаточно интересная и заслуживающая внимания гипотеза, основанная на анализе так называемых «медвежьих пещер», где находились оставленные неандертальцами черепа и конечности медведя, сгруппированные в своеобразные комплексы, напоминающие скульптуры. Это указывает на возникновение плоскостной изобразительности из объемного изображения, имеющего ярко выраженный символический характер. Развитие изобразительной деятельности в этом случае идет по схеме: от натурального макета животного через скульптуру, передававшую образ зверя, к плоскостным рисункам на глине, соответствующим образно-абстрактному аспекту первобытного мышления. В этом случае прослеживается связь изобразительной деятельности с ритуалом, с его первичной формой - погребальным обрядом. Результаты анализа древнейшей изобразительной деятельности позволили А. Д. Столяру сделать вывод, что «между конкретно-образным и абстрактным типами мышления как бы сами собой возникают первые контуры образно-абстрактного типа мышления, переходного по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Существенно то, что изобразительная деятельность дала возможность совершить переход от конкретно-образного к абстрактному типу мышления. Не менее важно и то, что в основе этого перехода лежит принцип пропорции, равного изменения и геометрического подобия, который является одновременно и принципом природы, и принципом познания и творчества. Ведь принцип пропорции в форме золотого сечения или принцип золотой пропорции играет немалую роль в науке, искусстве и архитектуре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|