Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




образ человека начинает явно конкурировать с образами животных. Наиболее яркой культурой данного периода на территории бывшего СССР считается скифская культура (Северное Причерноморье, Кубань и Алтай) с центром, располагавшимся недалеко от современного Симферополя. По утверждению Геродота, скифы выкладывали за пределами города большой холм из хвороста, водружали на его вершине меч, а потом сжигали это сооружение. Причем оно было местом поклонения. Изображения животных, как правило, имели связь с магическими представлениями.

Существует несколько подходов к периодизации художественной деятельности первобытных людей. Приведем лишь некоторые из них.

Люке ввел периодизацию первобытного изобразительного искусства на основе выделения особых стилевых характеристик:

• этап «случайного реализма»;

• этап «намеренного реализма».

Согласно такой периодизации динамика была такова: сначала человек осознал свою возможность изображать то, что он видел, а потом захотел преднамеренно это изображать.

Существует и другая периодизация. Основные периоды искусства палеолита Западной Европы по Мортилье:

• 100 - 35 тыс. лет тому назад - мустьерская культура;

• 35 - 30 тыс. лет тому назад - шательперрон;

• 30-25 тыс. лет тому назад - ориньяк;

• 25-20 тыс. лет тому назад - граветт;

• 20-15 тыс. лет тому назад - протомадлен;

• 15-10 тыс. лет тому назад - мадлен.

Основные периоды искусства палеолита Западной Европы по Пьетто:

• «эпоха слонов»;

• «эпоха лошади»;

• «эпоха северного оленя»;

• «эпоха благородного оленя» (стиль, близкий к импрессионизму).

Особенность мироощущения человека первобытности во многом обусловлена некоторой невычленяемостью самого себя из окружающего мира, отсутствием самосознания. Интересно, что среди изображений первобытной культуры особенно много изображений человеческой руки. Очевидно, отпечаток руки символизировал самого человека.

Среди изображений человека преобладают статуэтки женщин без лица, иногда женщин и мужчин вместе (как правило, во время полового акта - Африка) и совсем редко - мужчин. Изображения человека, также как и другие изображения этого периода, очень тесно связаны с ритуалами магического характера. Часто их носили как амулеты, привязывая вверх ногами к руке или ноге.

1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Вообще для первобытного человека характерно ощущение внутренней связи изображаемого предмета или явления и его изображения. Именно эти представления лежат в основе веры священности имени человека. Имя - это часть самого человека, поэтому оно может меняться несколько раз за период жизни и произносить его без причины не следует, так как каждое его озвучивание опасно для самого человека. В наши дни у некоторых примитивных народов можно встретить наличие нескольких имен: одно для всех, другое для себя.

Проследить данную особенность легче на примере становления скульптуры. Предметный пантеон древней мифологии неолита состоял из камней, палок, стволов деревьев, которые одновременно являлись и первыми примитивными орудиями, открывающими историю материально-технической культуры человечества. Это совпадение не случайно: именно орудия труда, увеличившие мощь человека в окружающем мире, могли стать символами самостоятельных сил. Особенно наглядно это выступает в обожествлении более поздних предметов материальной культуры (главным символом Зевса был обоюдоострый топор, Афина почиталась в виде колья, Аполлон - в виде колонны, Дионис - амфоры с вином). Сосудам и некоторым другим предметам быта отводилась не только утилитарная, но и магическая роль. Иногда они использовались для погребения мертвых, когда в них помещали тело усопшего или его прах, что свидетельствует о сакральном втором плане их восприятия. Согласно представлениям древних людей, предметы жили самостоятельной жизнью, они охотились, готовили пищу и т. д. и при этом помогали или мешали людям. Человек представлялся как один из предметов в мире. Поэтому необходимости в наделении предметов человеческими чертами не было.

Когда возникло разделение людей по преимуществу власти, предметы стали символами могущества. Но главным символом новой идеологии стало человеческое тело героя-предка, героя-вождя. Формы живого человеческого тела начинают накладываться на предметы реального мира. Появляются топоры с элементами рук и ног, сосуды с частями человеческого лица и т. д. В предмете начинает разделяться техника и религия, в мастерстве производства и использовании - утилитарное и художественно-эстетическое. Возникают предметы-скульптуры, которыми нельзя пользоваться в повседневной жизни, и предметы-боги, которым можно только поклоняться (идолы). Человеческое тело рассматривается как совокупность разрозненных символов-изображений разнородных предметов.

Традиционное родоплеменное искусство в силу своей синкретичности является полифункциональным. Прежде всего, оно, наряду с другими формами (или сферами) культуры, представляет собой воплощение и выражение общих, устоявшихся представлений данного общества, т. е. выполняет идеологическую функцию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...