Модуль
| Тема самостоятельной работы
| Задание
|
Модуль №1. Социально-культурная сфера общения
| Язык специальности и профессиональная культура речи
| Цель профессионально-педагогической подготовки учителя ИЯ ориентирована на формирование его профессиональной компетентности. Какие, с Вашей точки зрения, компетенции и субкомпетенции должны быть сформированы у будущего учителя ИЯ? Обоснуйте свою точку зрения.
Найдите в библиотеках и в базе интернета учебники и учебные пособия по языку специальности, профессиональной культуре речи и профессиональному русскому языку
и составьте библиографический список. Выходные данные необходимо оформить в соответствии с требованиями, к примеру:
1. Культура русской речи. Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.-М, 1999-560 с.
|
Человек и язык. Билингвизм.
| Заведите словарь лингвистических терминов и впишите термины по указанным темам. В скобках укажите автора определения, выходные данные источника. Например: МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
(Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.)
|
Полиязычие. Классификация языков стран изучаемых языков
| Защита проекта «Новые слова в политическом дискурсе Казахстана, России, США»
В межкультурном общении часто случается, что коммуниканты грамотно в языковом плане оформляют свою речь, но не достигают тем не менее адекватного взаимопонимания. Причиной в этом случае ученые считают недостаточную сформированность лингвокультурологической компетенции (субкомпетенции). Как решить эту проблему? Укажите, на какой лингвокультурологической основе должна формироваться лингвокультурологическая компетенция, порекомендуйте ряд приемов и технологий для ее формирования
|
Языки мира. Языки, признанные ООН как мировые. Межэтнические языки нашего времени
Выдающиеся языковеды
| Круглый стол. Ведущий под руководством преподавателя разрабатывает перечень вопросов для обсуждения. В нормативно-правовых документах в сфере образования РК определен переход от знаниевой образовательной модели к компетентностной. Определите факторы, которые, по Вашему мнению, обусловили этот переход. Раскройте содержательную сущность каждой из этих моделей
|
Возникновение письма. Три стадии письма. Деловая коммуникация. Из истории письма
| Защита проекта «Использование идеографического письма в современности»
В обучении ИЯ преимущественно развиваются устные формы общения, письменным формам коммуникации не уделяется должного внимания, хотя в процессе межкультурного общения владение письменными формами коммуникации совершенно необходимо. Для разрешения этого противоречия порекомендуйте ряд методических приемов и технологий обучения письму и письменной речи, которые могут быть использованы на начальной, базовой (средней) и старшей ступенях общеобразовательной школы.
|
| Экологические проблемы в языке. Экология языка. Эколингвистика. Международные организации природоохранительного профиля.
| Круглый стол на темы: «Направление, исследующее природные, социальные и культурные условия, необходимые для сохранения самобытности языка», «Нравственность и экология языка»
Учеными выявлено, что достаточно часто срывы в межкультурном общении происходят потому, что у коммуникаторов не сформирована стратегическая (компенсаторная) компетенция. Как разрешить эту проблему? Предложите приемы и технологии, которые будут способствовать формированию стратегической компетенции у обучаемых.
|
Модуль№2.
Общепрофессиональная сфера общения
| Мировое образовательное пространство
| Некоторые преподаватели ИЯ считают, что дистанционное обучение имеет большие перспективы. «Так ли это на самом деле?» – сомневаются другие. Определите и обоснуйте свою позицию по данной проблеме
|
Наука в современном обществе
| Вы выступаете на научно-методической конференции с докладом на тему: «Компетентностный подход как педагогическая теория в современном иноязычном образовании». После доклада Вам задан вопрос: «Можно ли в настоящее время рассматривать компетентностный подход в качестве ведущего в иноязычном образовании? Если да, или нет, то почему?» Ответьте на поставленный вопрос.
|
Международные коммуникации в условиях глобализации
| Вашу школу посетила зарубежная делегация. Перед уходом гостей ребята обратились к ним с предложением в такой форме: «Приходите к нам завтра на школьный вечер». Вы, как учитель ИЯ, обратили внимание, что предложение ребят в такой форме вызвало у гостей «культурный шок», и они вежливо отказались от приглашения. Установите причинно-следственные связи этого явления. Какие выводы из этой ситуации Вы можете сделать для своей профессиональной деятельности?
|
Мировое общественно-политическое пространство.
| 1. Вы участник заседания «круглого стола», на котором обсуждается вопрос: «Какие изменения должны произойти в национальной образовательной системе после присоединения Казахстана к Болонской Конвенции?» В своем выступлении ответьте на вопрос: «Какие изменения следует, по Вашему мнению, внести в систему иноязычного образования, чтобы быть полноправным участником Болонского процесса?»
|
Международное экономическое пространство
| Продуктивный реферат-доклад
|
Модуль№3.
Специально-профессиональная сфера
| Мир педагогики
| Многие методисты считают, что в обучении профессионально ориентированному и профессионально базируемому иноязычному общению ведущая роль должна быть отведена контекстно-базируемой технологии. Почему? Установите причинно-следственные связи
Некоторые ученые (лингвисты, психологи и др.) оспаривают статус методики преподавания ИЯ как самостоятельной науки. Докажите или опровергните, что методика является самостоятельной наукой.
|
Язык в сфере деловых взаимоотношений и деловой дискурс
| Известно, что обучение иноязычному общению вне языковой среды трудно максимально приблизить к реальным условиям общения. Найдите решение этой проблемы, аргументируйте правомерность этого решения
|
Педагогическая лексика и лексико-семантические вопросы педагогического дискурса
| В процессе реального общения с носителями изучаемого языка довольно часто случается, что корректно построенная грамматически и лексически речь наших учащихся не совсем адекватно воспринимается коммуникантами-иностранцами. Установите причинно-следственные связи этого явления, укажите возможное решение этой проблемы.
Вам поручено выступить на заседании методического объединения с докладом на тему: «Новая модель иноязычного образования» (по работе С.С.Кунанбаевой). Определите главный тезис своего выступления и его аргументацию.
|
Научно-техническая лексика и социально-общественный дискурс
| В настоящее время в обучении иноязычному общению самое широкое применение находит метод моделирования проблемных ситуаций. Почему? Установите причинно-следственные связи.
|
Лексика инновационных технологий и Интернет-дискурс
| На заседании методического совета учителей ИЯ средней общеобразовательной школы Ваш коллега-учитель ИЯ подверг резкой критике преувеличенные возможности проектных технологий в обучении иноязычному общению учащихся средней школы. Прав ли Ваш коллега? Выскажите и обоснуйте свою точку зрения по данной проблеме
|
Авторитетные методисты С.С. Кунанбаева, И.А.Зимняя, Е.И.Пассов
| Законспектировать следующие работы 1).Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования. Алматы, 2010. 2). Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения ИЯ. М., 1986.
3) Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // «Высшее образование сегодня». № 5, 2003. М.
|
| Современные формы организации процесса обучения иностранному языку
| На заседании методического объединения учителей ИЯ обсуждается вопрос о роли мотивации в обучении иноязычному общению. Главный тезис докладчика по этому вопросу сформулирован следующим образом: «Без сформированной у учащихся мотивации невозможно обучить их иноязычному общению. Мотивация – это основа овладения иноязычным общением». Участвуя в обсуждении этого доклада, докажите или опровергните с развернутой аргументацией методическую правомерность главной идеи прослушанного доклада.
Методисты-исследователи и практики преподавания ИЯ единодушны в необходимости совершенствовать систему контроля. Однако тестовые формы контроля вызывают много нареканий. Создается противоречие, порождающее проблему. Предложите и обоснуйте пути и способы разрешения этой проблемы.
|
Модуль№4.
Социально - профессиональная сфера
| Лексика СМИ и прагматический дискурс.
| В педагогической прессе активно дискутируется предложение об усилении информатизации иноязычного образования. Есть мнения «за» и «против». Спрогнозируйте возможный результат в случае принятия и непринятия этого предложения.
|
Язык политики и общественно-политический дискурс
| Репродуктивный реферат-обзор
|
Понятийная сущность категории «общение» и «межкультурное общение» в трудах казахстанских и зарубежных (российских) ученых
| В работах С.С.Кунанбаевой в качестве конечного результата иноязычной обученности предлагается категория «субъект межкультурной коммуникации»; в работах российских ученых – «вторичная языковая личность» (Н.Д.Гальскова и др.), «личность диалога культур» (Б.И.Бахтин) и др. Дайте личностную экспертную оценку предложенных концепций конечного результата иноязычной обученности.
|
Язык художественной литературы
| Репродуктивный реферат-резюме
|