Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Древний Восток. 2. 2. Древняя Индия. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ций входила во все виды художественной деятельности и обеспечивала ее единство. Известно, что в Древнем Египте имелись специальные руководства для живописцев, например, «Предписания для стенной живописи и канон пропорций» (но этот документ для истории потерян).

Впервые в истории человечества канон становится главным эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Истинный художник признавался мастером только при условии владения всеми основами канона. Но высоким искусством произведение мастера становилось за счет умелого незначительного варьирования форм внутри канонической схемы. Дальнейшее развитие эти приемы найдут в искусстве и эстетике Европы Средневековья.

2. 2. Древняя Индия

Специфическими чертами мироощущения народов Древней Индии можно считать следующие:

• восприятие мира как процесса вечного обновления и перерождения, а не как возникшего явления;

• разделенность Вселенной на мир воспринимаемый и невоспринимаемый, слышимый и неслышимый, видимый и невидимый;

• понимание символического значения как связи этих двух миров (выразительность как проявленность);

• наделение качествами идеала красоты такого явления, как Огонь.

Специфику эстетических представлений Древней Индии можно представить только с позиции ее включенности в систему религиозных учений - индуизма. Индуизм - религия обожествляемого слова, речи. В древнеиндийской мифологии среди наиболее почитаемых божеств -богиня реки Сарасиачи (по некоторой версии Сарасвати - это сакральное имя реки Инд). Интересно, что одновременно Сарасвати - это еще и богиня речи, покровительница поэзии, изобретательница санскрита (дословно «составленный, совершенный» литературный древнеиндийский язык послеведийской поры). Речь считалась созданной из воды творцом всего сущего Праджапати.

Священность Слова в индуизме связано также с представлениями о том, что дать имя чему-либо - это то же самое, что и сотворить. Поэтому главной спецификой эстетики Древней Индии можно считать нацеленность ее идей на искусство слова. Слово, как носитель некоторого смысла, закрепленного в символическом озвучивании и произношении, повлияло и на то, что второй особенностью эстетических теорий этой культуры считается предельный символизм изображения.

Особое место в эстетической системе Индии отдано звуку. Посредством звука осуществляется взаимодействие макромира и микромира.

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Именно в Индии существует и по сей день особый вид взаимодействия человека с окружающим миром, называемый «звуковой медитацией». Мудрец Индии Нарада высказывался о том, что мир был создан Брахмой через звучащие гимны. Есть упоминание Матанги (автора знаменитого трактата о музыке) о том, что в барабане Шивы хранится космический звук «нада», слышать который могли только боги. Поэтому в отличие от представлений древних греков о мире как о хорошо настроенном инструменте, издающем только гармоничное звучание, в миропонимании индийцев в древности о звучании мира присутствовала более сложная структура, отличающаяся периодами дисгармонии и гармонии. Понятие «паузы» пришло в обиход музыкантов мира именно из индийской культуры. Иерархия сакральности выстраивается таким образом: высшая сакральность - тишина, низшая сакральность - звучание.

Само понятие звука в древнеиндийской традиции очень многозначно. Если для европейской традиции главным свойством звука является частота, а дополнительным - обертон, то для индийской - несколько характеристик звучащего: «свара» (зона или аура звучащего тона, макрокосм), «шрути» (понятие, приближенное к европейскому тону, микрокосм), «нада» (мировое звучание вообще).

Литература Древней Индии делится на две ветви: шрути (слышимая) и смрити или самрити (запоминание). Литература шрути - это священные тексты-сказания, полученные от богов и передаваемые людям только номами-мудрецами, вдохновленными богами, и только в устной форме.

Изобразительное искусство Индии символично. Наиболее популярными символами являются лотос, раковина, алтарь, колесо, солнце, молния, Древо жизни, лебеди, наполненная водой ваза и др.

Художественная культура Древней Индии отличается превалированием выразительного начала над изобразительным. Поэтому наряду с изобразительными искусствами и литературой значительное место принадлежит танцу и театру.

Театр возник в Древней Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. Мерный трактат по теории театра, очевидно, был создан именно в Индии и назывался «Натьяшастра». Натья (театр) строился тогда на взаимодействии сценической игры, музыки и танца. В произносимом актерами тексте органически сочетались проза и поэзия. В дальнейшем произошла дифференциация танца на «притту» (танец эстетического направления) и «нритью» (танец, несущий смысловую нагрузку). Самым выдающимся драматургом Древней Индии был Калидаса.

П рисутствие живописи в театре очень условно и опосредовано звучанием. Сама система индийской музыки построена по принципу раг - ладово-ритмических образований, которым приписывается определенное

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...