Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В основе произведений искусства дописьменной и особенно предписьменной эпохи лежит пластическая идеограмма. Именно благодаря этому качеству первобытное и традиционное искусство эффективно выполняет различные социальные функции. Ритуальные маски, статуэтки, нательные и наскальные рисунки и другие изобразительные формы и художественные предметы, используемые при совершении обрядов инициации, также как игры, танцы, театрализованные представления, составляют «одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род» (Г. В. Плеханов). Символический характер первобытного и традиционного искусства, его условный изобразительный язык, идеопластические формы призваны выражать сложные идеи и понятия, которые невозможно воспроизвести натурально. В первобытном и традиционном искусстве социальные функции тесно переплетаются с магико-религиозными функциями: статуэтки - вместилища душ умерших, предназначенные для культа предков, играют определенную социальную роль. Ведь они отражают реально существующую структуру общества, ибо иерархия в царстве духов соответствует земной. Синкретизм древнего искусства, нерасчлененность его магико-религиозных, социально-политических и иных функций отражает нерасчлененность этих аспектов в реальной жизни архаических обществ. Нельзя провести четкую границу между статуями предков, различными фетишами, масками, так как и те, и другие наделены сверхъестественной силой, способны вмешиваться в жизнь людей, служат предметом поклонения. Первобытный и традиционный религиозно-художественный комплекс можно рассматривать как гипотетическую картину мироздания, удовлетворяющую человека своей законченностью и полнотой, т. е. речь идет о его познавательной функции. Различного рода магия имеет целью воздействие на определенный объект, в случае охотничьей магии - овладение животным. В процессе магических действий человек воссоздает образ, предстоящий его мысленному миру, что само по себе является актом абстрагирования. Рука помогает мысли, образ фиксируется, становится доступным восприятию, исследованию в изобразительном искусстве. Изображение дает возможность группировать предметы, акцентировать детали, выявляя назначение, сущность того или иного предмета. Это - особенная форма познания, отличающаяся от собственно научного познания уже тем, что «истины от искусства» даны нам в непосредственном восприятии, связаны с аффективными актами человеческого духа.
Подытоживая все вышесказанное, можно утверждать, что мироощущение первобытного человека обладало спецификой, но при этом его корни по-прежнему присутствуют в мироощущении современного 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ человека. Эта связь времен обусловлена наличием чувственного компонента в восприятии мира. Во времена первобытности произошло возникновение и становление эстетического сознания, способного проявляться в деятельности человека на разных уровнях. Наиболее ярко этот процесс проявился в факте возникновения художественной деятельности и в становлении ее видового разнообразия (изображение, театральность, монументальность). Вопросы и творческие задания 1. Каковы особенности изучения мироощущения человека в первобытное время? 2. Какую роль в становлении мироощущения человека первобытности играл ритуал? 3. Каковы наиболее древние формы ритуала? 4. Какова сущность мифа? В чем особенность мифологического мироощущения?
5. Приведите примеры ритуалов и мифов, существующих в современном мире. Попробуйте сравнить их с мифами и ритуалами первобытного человека. 6. Какие функции в культуре первобытности выполняло искусство? Темы для рефератов 1. Особенности изображения и тематическая специфика росписей пещер в Западной Европе первобытного периода. 2. Скульптура первобытности. 3. Архитектурные формы древности. 4. Специфика мифов древних славян. 5. Памятники первобытности на территории современной Беларуси. 6. Своеобразие искусства древних ремесел народов, проживавших на территории Беларуси в первобытное время. Советуем прочитать 1. Архитектура Древнего мира. - М., 1944. 2. Атлас чудес света. - М., 1995. 3. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М., 1989. 4. Элиадв М. Аспекты мифа. - М., 1995. 5. Гомбрих Э. История искусств. - М., 1998. Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6. Керам К. Боги, гробницы, ученые. -М., 1991. 7. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1991. 8. Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. - М., 1927. 9. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). - М., 1974. 10. Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). Ранние формы искусства. - М., 1972.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|