Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современного английского литературного языка




  1. Понятие функционального стиля.
  2. Особенности публицистического стиля.
  3. Деловой стиль.
  4. Стиль научной прозы.
  5. Стиль художественной литературы.
  6. Стиль повседневного общения.

Английский язык, как известно, сложился в результате интеграции племенных диалектов англов, саксов и ютов, переселившихся на Британские острова в 3 - 5 вв. н.э. Первые письменные памятники, по которым устанавливается история английского языка, датируются 8 веком. Английский язык прошел сложный путь, скрещиваясь в ходе своего развития с другими языками (скандинавскими, романскими), обогащая свой словарный состав за счет этих языков.

Английский национальный язык, сложившийся на базе лондонского диалекта в период формирования английской нации в течение 15-16 веков, стремительно развивается. Немаловажную роль сыграло введение книгопечатания в Англии в 1476г.

Были попытки в истории английского языка заключить его в определенные рамки, зафиксировать язык. Но это живой организм, он развивается и происходит сближение норм разговорной речи с нормами литературно-художественной речи. Это сближение находит свое наиболее полное выражение в стилях речи.

В 19 веке произошло расслоение литературного английского языка на стили речи. Отношение литературного языка и различных речевых стилей является отношением общего и частного. Каждый стиль выполняет определённую функцию и отсюда – термин «функциональный стиль». Функциональный стиль - это языковая подсистема, обладающая своими фонетическими, лексическим и грамматическими характеристиками и обслуживающая определенную сферу общения.

В современном английском языке в зависимости от цели коммуникации и сферы употребления выделяются следующие пять стилей: стиль официального общения, стиль научной прозы, стиль публицистики и прессы, стиль повседневного общения, стиль художественной литературы. Указанные стили делятся на подстили, внутри которых выделяются еще более частные замкнутые языковые микросистемы или подсистемы. Так, например, в стиле официального общения выделяется подстиль дипломатических документов, подъязык протоколов и т.д.

Речевые стили выделяются в языке в связи с целью сообщения. Каждый стиль имеет точную цель, которая предопределяет его функционирование и его языковые особенности. Так, для публицистического стиля основной целью является убеждение, призыв к действию, оценка фактов действительности; цель стиля официального общения - установить условия, ограничения и формы дальнейшего сотрудничества двух и более человек; целью стиля научной прозы является доказательство определенных положений, гипотез, аргументация.

Стиль публицистики и прессы

Он начал формироваться в 18 веке. Отличительной особенностью стиля публицистики и прессы является неограниченно большое количество участников общения (например, газеты, журналы, передачи по радио и телевидению, обращение к миллионам слушателей и читателей). Это предъявляет высокие требования к полноте, ясности и точности речи. Этот стиль характеризуется наличием монологической и диалогической, устной и письменной форм речи. Причем между адресатом и автором обычно отсутствует непосредственная связь.

Стиль публицистики и прессы неоднороден. В нем можно выделить целый ряд подстилей, которые объединяются в две большие группы, или разновидности, в зависимости от форм речи: устную и письменную. К устной разновидности относятся подстиль ораторской речи, обзоры радио- и телекоментаторов и т.д. К письменным разновидностям относятся подстили газетных статей, эссе, журнальных статей, памфлетов, очерков и т.д.

Функция публицистического стиля - воздействие на читателя или слушателя с целью убедить его в правильности выдвигаемых положений или вызвать в нем желаемую реакцию на сказанное.

Он занимает промежуточное место между стилем научной прозы и стилем художественой речи. Со стилем научной прозы его сближает логическая последовательность в изложении фактов, а также краткость изложения материала. Со стилем художественной речи он также имеет ряд общих черт: образность речи,эмоциональные элементы языка(метафоры, сравнения, перифразы и другие средства эмоционального воздействия) берутся из общего языкового фонда выразительных средств.

Другая черта, сближающая его со стилем художественной речи - это проявление индивидуального в изложении содержания.

Подстиль ораторской речи

Устной разновидностью публицистического стиля является ораторский стиль. Его цель - убедить в правильности выдвигаемых положений, вызвать соответствующее отношение к излагаемым фактам и иногда даже побудить к действию. По всем своим ведущим признакам ораторский стиль относится к письменному типу речи.

Устная форма выступления оратора не снимает наиболее характерных особенностей письменного типа речи. Но, с другой стороны, эта устная форма слегка модифицирует некоторые особенности письменного типа речи. Так, например, в ораторской речи можно встретить сокращения типичные для живой разговорной речи: I'll, won't и иногда элементы разговорной лексики.

Ораторские речи произносятся на более или менее ограниченный круг тем: это вопросы общественно-политического характера, церковные проповеди, торжественные речи по поводу свадеб, юбилеев, похорон. Так, речи на общественно-политические темы можно разделить на парламентские выступления, касающиеся вопросов внешней и внутренней политики, речи защиты и обвинения в суде и речи, произносимые на митингах, собраниях, конференциях, посвященных обсуждению острых вопросов жизни общества.

Ни вопросы науки, искусства, литературы, ни проблемы деловых отношений не являются содержанием ораторских речей.

Чтобы привлечь внимание слушателей, оратор должен использовать систему стилистических приемов, типичную для ораторской речи. Прежде всего форма изложения приобретает особо важное значение.

Учитывая, что аудитория полагается только на свою память, оратор вынужден повторять отдельные части высказывания. Все виды повторов используются в этом стиле, характерно использование параллельных конструкций. Одним из средств осуществления эмоционального воздействия на аудиторию является нарастание, которое создается при помощи синонимического повтора с нарастанием их интенсивности. Следующий отрывок является прекрасной иллюстрацией использования в речи приема нарастания и повтора:

We have petitioned, and our petitions have been scorned; we have entreated, and our entreaties have been disregarded; we have begged and they have mocked when our calamity came. We beg no longer; we entreat no more; we petition no more. We defy them.

Характерны для этого стиля риторические вопросы. Всякий вопрос повышает эмоциональный тонус всей речи, способствует усилению внимания аудитории к излагаемому, установлению более тесного контакта между оратором и аудиторией. Кроме того, смена интонации, вызываемая вопросительной формой, привлекает внимание слушателей, прерывая однообразие интонационного рисунка речи. В качестве аргументации оратор пользуется образными средствами языка - метафорами и

сравнениями. Обычно образные выражения являются трафаретными, легко воспринимаемыми.

Ораторская речь имеет свои условные формулы обращения и концовок. Они варьируются в зависимости от характера собрания: My Lords, Mr. President, Mr. Chairman, Ladies & Gentlemen, и др. Обращение к аудитории может появляться и в течение самой речи. В таких случаях часто обращение меняет свою форму: Dear friends, my friends и более эмфатическое Mind! (обратите внимание, заметьте) и др.

Часто ораторская речь оканчивается выражением благодарности за внимание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...