Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы выхода из стрессовых ситуаций




 

Рассмотрим более подробно ряд приемов и рекомендаций по выходу из стрессовых ситуаций [1,5, б].

Учитесь правильно распоряжаться временем

Умение правильно организовать свое время — важное средство снятия или предупреждение стресса. Вот несколько простых правил:

• при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

• все дела разносите по категориям: главные и то, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация, при всей ее простоте, достаточно сложна при осуществлении: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

• избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

• четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью; активность — проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность — выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

• проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел. Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзер, оффисные программы персональных компьютеров и пр.

Заставьте стресс работать на вас

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них по возможности пользу за счет изменения точки зрения:

• постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

• отнеситесь к стрессу как источнику энергии. В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше. Воспринимайте проблему как вызов;

• не думайте о прошлых событиях как о поражении;

• вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное — победа над эмоциями;

• не пытайтесь угодить всем, это нереально, время от времени угождайте себе самому.

Лечитесь от трудоголизма

Трудоголики — это люди, для которых ничего не существует, кроме работы. Признаки такого состояния:

снижение эффективности в работе;

пренебрежение семьей и общественной жизнью;

• деформированное представление о том, чтоважно в жизни.

Как можно достичь баланса в труде и отдыхе:

постепенно сократите число рабочих часов в неделю; запретите себе работать по выходным; избегайте резких перемен в работе и личной жизни;

• планируя свой день, отведите время на развлечения, хобби;

• каждый день необходимо немного физических упражнений и свежего воздуха;

• хотя бы один вид деятельности должен быть связан с семейным общением;

• запретите себе испытывать чувство вины, если вы не заняты работой — это основное требование.

Поведение в кризисных ситуациях

Существует несколько способов, позволяющих пережить серьезные жизненные коллизии:

• постарайтесь смотреть в будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо. Во время войны многие, кто пережил голод, рассказывают, что воспоминания о вкусном, что они ели до войны, позволяло пережить муки голода и выжить;

• учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние;

• живите сегодняшним днем: установите цели на сегодня, не требуйте слишком многого от себя;

• при необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на составные небольшие части и начните их постепенно решать;

• не разрешайте утонуть в жалости к себе и своей жизни, не отказывайтесь от помощи близких;

• помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

Не допускайте трений в семье

Сопротивление стрессу начинайте с семьи, дома.

• находите возможность обсудить дома возникшие проблемы; старайтесь разделить тревоги другой стороны;

• не «разряжайтесь» на домашних;

• учитесь слушать проблемы близких с позитивным настроем, а не как дополнительную нагрузку: «Ну, что там у тебя опять произошло?»;

• будьте всегда вместе, пусть проблема объединяет вас, а не вносит дополнительные сложности.

Другие примеры нейтрализации стрессов представлены в табл. 6.2.

 

Таблица 6.2. Примеры методов нейтрализации стрессов.

Наименование метода   Краткая характеристика метода  
Планирование   Со многими проблемами в личной или профессиональной жизни можно справиться с помощью планирования. Уделите некоторое время для уяснения ваших личных или служебных задач. На работе установите определенные часы для планирования деятельности на следующий день. Определите, как эта деятельность соотносится с Вашими личными целями и целями всей компании.  
Физические упражнения   Регулярные упражнения очень полезны для здоровья человека, они являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на общее физическое состояние.  
Диета   Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма, создает условия для слишком сильной восприимчивости к болезням. Кроме того, во время стресса нормальный режим питания нарушается, поэтому важным является соблюдение правильной диеты, употребление в пищу больше овощей и фруктов зеленого цвета.  
Психотерапия   Широкое разнообразие техник, обычно используемых при интенсивной работе со специалистами-профессионалами.
Психоанализ   Форма психотерапии, при которой исследуются подсознательные основания ненормального поведения.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Участие в конфликтных ситуациях достаточно часто предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу.

Понятие «стресс» в психологическом плане включает в себя целый спектр состояний личности, вызываемых множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений.

Действия стресса, так же как и конфликта, тесно связаны с потребностями личности, невозможностью личности реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление действия психологических механизмов защиты.

Существует значительное количество разновидностей стрессов: хронический, острый, физиологический, психологический, информационный, эмоциональный.

Причины стрессов индивидов достаточно разнообразны. Они определяются организационными, внеорганизационными и личностными факторами. Существенную роль играет конкуренция, как на рынке труда, так и на рабочих местах.

Управление стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый — на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

Второй — на уровне отдельной личности. Этот способ состоит в выработке индивидуальных способов противодействия стрессам, используя специальные программы по нейтрализации стрессов, различные рекомендации.

Приемы выхода из стрессовых ситуаций состоят в освоении навыков: распоряжаться своим временем, изменять точку зрения на произошедшее событие; поведения в кризисных ситуациях.

 

Ключевые слова

 

Перегрузка — превышение физических или психологических возможностей индивида, которое приводит к нарушениям (кратковременным или длительным) нервной системы.

Стресс (от англ. stress -- давление, напряжение) — состояние индивида, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические или психологические функции человека.

Факторы, вызывающие стресс, — совокупность воздействий на человека внешней и внутренней среды, приводящая его в состояние стресса.

Управление стрессами способы адаптации личности к стрессовой ситуации. На уровне организации — в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к»сотрудникам, оценке их деятельности. На уровне отдельной личности —- набор приемов и способов снятия стресса индивидуально -—используют специальные программы по нейтрализации стрессов.

Вопросы для повторения:

 

1. Чем может быть вреден и полезен стресс для личности?

2. В чем состоит взаимосвязь и взаимообусловленность стресса и конфликта?

3. Какие причины стрессов наиболее часто вы наблюдаете в вашей организации?

4. Почему конкуренция является сильным фактором проявления стресса личности?

5. Чем вызвано управление стрессом на уровне организации?

6. Какие методы управления стрессом применяются в вашей организации?

7. Какие приемы преодоления стрессов вы используете сами?

Практическая ситуация

Небольшая коммерческая фирма «Виктал», занимающаяся посреднической деятельностью по продаже продуктов питания, состоит из 40 человек. Деятельность фирмы заключается в закупке оптом партии продуктов и последующей ее реализации через сеть лотков.

В отделе бухгалтерии работают трое сотрудников: Иванцов И.И. — главный бухгалтер; Степанова С, Р. - бухгалтер; Соколова М.И. кассир.

Отношения в коллективе были нормальные, но большой сплоченности не было: после работы все быстро расходились по домам, никаких неформальных контактов не практиковалось.

Главный бухгалтер является хорошим специалистом, но высоких требований как к руководителю в связи с небольшим коллективом к ней не предъявлялось. Бухгалтер Степанова С.Р. занимается оформлением первичной документации: обработка накладных для лотков; ведение оперативного учета; ведение учета товара; обработка платежных документов; ведение книг покупок и продаж и др. Кассир Соколова М.И. принимает выручку с лотков; по утрам выдает разменную монету на лотки; ведет кассовую книгу, выдает деньги на хозяйственные нужды. Кроме того, кассир помогает бухгалтеру в свободное время вести учет выдачи доверенностей.

Главный бухгалтер занимается работой с банком, ведет баланс, подписывает все документы, следит за налоговым законодательством, контролирует работу бухгалтерии в целом.

В начале лета на фирме произошло существенное (в 1,5 раза) увеличение объема продаж, что привело к увеличению объема работ бухгалтерии, которое не сопровождалось изменением в оплате труда этих работников. Увеличился объем работ в первую очередь у бухгалтера Степановой С.Р., немного у кассира Соколовой (ей пришлось приходить на полчаса раньше на работу). У главного бухгалтера объем текущей работы отвлек его внимание от проверки оперативной деятельности бухгалтера и кассира, что не позволило ему своевременно представить реальную картину увеличения объема работ своих подчиненных.

Через некоторое время кассир Соколова М.И. в качестве компенсации за увеличение объема работ стала отпрашиваться в течение рабочего дня по личным делам, когда загрузка по ее непосредственному направлению была небольшой. В результате таких уходов она стала меньше помогать Степановой.Степанова вынуждена задерживаться на работе по 2-3 часа каждый день, иногда работать

в выходные дни, стала меньше внимания уделять семье. Такое резкое увеличение нагрузки привели к неприятностям в семье у Степановой, у нее появились первые признаки стресса.

Через месяц Степанова обратилась к Иванцову с просьбой об увеличении заработной платы пропорционально увеличению объема работ (на 50%), но ее просьба была выполнена лишь на 10%. Это принесло некоторое снижение напряжения в бухгалтерии. Но продолжающийся рост объема продаж привел к необходимости в очередной месяц Степановой работать в выходные дни.

В конце второго месяца она еще раз попросила увеличить заработную плату или взять помощника, ей было отказано. В связи с усилением стрессовой нагрузки, непонимания со стороны главного бухгалтера Степанова написала заявление об уходе.

 

Вопросы по ситуации:

 

1. В чем состоит конфликтность ситуации на фирме?

2. Какие потребности задеты у участников ситуации?

3. Закономерно ли возникновение стрессовой ситуации на данной фирме?

4. Как можно было бы снять возникшее напряжение у Степановой и между Степановой и Соколовой?

 

Литература по главе

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Иванцевич Дж., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.

3. Ладанов И.Д. Учебно-методические материалы по курсу «Социальная психология и психология управления». М.: АНХ СССР, 1982.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

5. Самоукин А.И., Самоукина H.B., Шишов А.П. Психология бизнеса. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997.

6. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. КибановаАЛ. —М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Фуллер Д. Управляй или подчиняйся! — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992.

 

Тест «СТРЕСС»

 

Внимательно прочитайте каждую из представленных ситуаций и решите, какие в этих случаях могли бы быть у Вас реакции.

После каждой ситуации приводится серия вариантов ответов, которые надо оценить. При ответе на листе бумаги напишите цифры от 1 до 18,характеризующие номер рассматриваемой ситуации, и против каждой цифры проставьте выбранные Вами буквы ответов (всегда будет шесть выборов).

Пример ответов на каждую ситуацию: 1) а, б, а, б, б, б; 2) б, а, б, а, б, а.

Ситуации

1. На вечере Вас вдруг попросили сказать присутствующим несколько слов.

Ваша реакция   да   нет  
Сердцебиение   б   а  
Нервозность   б   а  
Веселость   а   б  
Спокойствие   а   б  
Смущение   б   а '  
Покраснение лица   б   а  

 

2. Вы спешите на важную встречу. Вдруг Вы встречаетесь со знакомым, который начинает Вас расспрашивать о каких-то важных для него делах.

Ваша реакция   да   нет  
Дружелюбие   а   б  
Агрессивность   б   а  
Дрожание рук   б   а  
Спокойствие   а   б  
Нетерпение   б   а  
Потливость   б   а  

3. Вас пригласили к 8 часам утра в вышестоящую организацию. Вы приходите в приемную к назначенному времени, но ждать вызова Вам приходится целый час, а то и больше.

Ваша реакция   да   нет  
Недружелюбие   б   а  
Злость   б   а  
Самоконтроль   а   б  
Сердцебиение   б   а  
Веселость   а   б  
Потение ладоней   б   а  

4. За праздничным столом Вы разлили почти целую бутылку вина.

Ваша реакция   да   нет  
Веселость   а   б  
Смущение   б   а  
Безразличие   а   б  
Бормотание каких-то звуков   б   а  
Естественный смех   а   б  
Покраснение лица   б   а  

 

5. Вас задержали за проезд в автобусе без билета.

Ваша реакция   да   нет  
Веселость   а   б  
Спокойствие   а   б  
Дрожание рук   б   а  
Чувство стыда   б   а  
Естественный смех   а   б  
Покраснение лица   б   а  

6. Вы поели в ресторане. Когда собрались расплачиваться, то обнаружили, что кошелек Вы забыли дома.

Ваша реакция   да   нет  
Веселость   а   б  
Смущение   б   а  
Спокойствие   а   б  
Сердцебиение   б   а  
Потливость   б   а  
Покраснение лица   б   а  

7. На ходу у Вашей машины лопнула шина. С большими усилиями Вы справляетесь с ситуацией.

Ваша реакция   да   нет  
Спокойствие   а   б  
Злость   б   а  
Потливость   б   а  
Самоконтроль   а   б  
Растерянность   б   а  
Сердцебиение   б   а  

8. Вы возвращаетесь домой. Открываете дверь и видите. что весь пол в квартире залит водой.

           
Ваша реакция   да   нет  
Веселость   а   б  
Спокойствие   а   б  
Бездействие   б   а  
Дрожание рук   б   а  
Самоконтроль   а   б  
Злость   б   а  

 

9. Вы сдаете экзамен. Вас просят пройти к экзаменатору. Вы слышите его неприятный и недружелюбный голос.


Ваша реакция   да   нет  
Побледнение   б   а  
Дрожание рук   б   а  
Спокойствие   а   Б '  
Уверенность   а   Б  
Потливость   б   а  
Тревога   б   а  

10. Вы поднимаетесь в лифте. Вдруг лифт останавливается, и Вы застреваете между этажами.

Ваша реакция   да   нет  
Спокойствие   а   б  
Злость   б   .а  
Неприятное ощущение   б   а  
Невозмутимость   а   б  
Веселость   а   б  
Сердцебиение   б   а  

11. Вы несете найденный в поезде чемодан. Вам говорят, что в чемодане может быть взрывное устройство.

Ваша реакция   да   нет  
Спокойствие   а   б  
Волнение   б   а  
Уверенность   а   б  
Сердцебиение   б   а  
Страх   б   а  
Дрожание рук   б   а  

12. При обсуждении одного вопроса все присутствующие после того, как Вы высказали свою точку зрения, начали над Вами подсмеиваться.

Ваша реакция   да   нет  
Спокойствие   а   б  
Веселость   а   б  
Покраснение лица   б   а  
Самоконтроль   а   б  
Злость   б   а  
Смущение   б   а  

 

13. Вы повздорили со своим другом, В конце концов Ваш друг сказал: «Я не хочу тебя больше знать».

Ваша реакция   да   нет  
Спокойствие   а   б  
Агрессивность   б   а  
Веселость   а   б  
Самоконтроль   а   б  
Волнение   б   а  
Сердцебиение   б   а  

14. Вы написали заявление о приеме на работу. Вас пригласили на собеседование. В службе управления персоналом Вам говорят: «Присаживайтесь. Ваше заявление далеко не безупречно и содержит неточности».

Ваша реакция   да   нет  
Волнение     а  
Спокойствие   а   б  
Бормотание невнятного   б   а  
Покраснение лица   б   а  
Хладнокровие   а   б  
Смущение   б   а  

15. Вы танцуете. Ваш партнер говорит: «Нельзя сказать, что Вы хороший танцор».

Ваша реакция   да   нет  
Злость   б   а  
Естественный смех   а   б  
Веселость   а   б  
Покраснение лица   б   а  
Хладнокровие   а   б  
Смущение   б   а  

 

16. При обсуждении какого-то вопроса один из присутствующих Вам сказал: «Вам неплохо было бы иметь собственное мнение».

 

Ваша реакция   да   нет  
Агрессивность   б   а  
Самоконтроль   а   б  
Бормотание невнятного   б   а  
Покраснение лица   б   а  
Хладнокровие   а   б  
Смущение   б   а  

17. В разговоре Вы случайно высказали свои истинные намерения. Собеседники поняли, что, рассказывая вымыслы, Вы хотели создать себе авторитет.

Ваша реакция   да   нет  
Дрожание рук   б   а  
Спокойствие   а   б  
Бормотание невнятного   б   а  
Покраснение лица   б   а  
Хладнокровие   а   б  
Смущение   б   а  

18. Ваш начальник недоволен Вашей работой. Он критически анализирует Ваши действия.

Ваша реакция   да   нет  
Волнение   б   а  
Спокойствие   а   б  
Бормотание невнятного   б   а  
Покраснение лица   б   а  
Самоконтроль   а   б  
Улыбка смущения   б   а  

 

Ключ к тесту

Для оценки своей способности выносить стрессовые нагрузки подсчитайте количество выбранных «а» из всех 18 ситуаций. Сравните полученные данные с данными в таблице 6.3.

Таблица 6.3. Оценка способности переносить стресс.

 

Количество набранных ответов «а»   Способность переносить стрессовые ситуации  
88 -108   Высокая  
60-87   Средняя  
0-=59   Низкая  

 

После работы с тестом рекомендуется составить индивидуальную программу повышения Вашей стрессовой устойчивости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...