Надежность данных наблюдения
Перечисленные выше трудности связаны с одной общей проблемой достоверности результатов наблюдения. Большое значение имеют также и проблемы надежности и обоснованности (валидности) наблюдений. Одним из важных, хотя и недостаточных условий достоверности получаемой при проведении наблюдения информации, является требование надежности и обоснованности проводимого наблюдения, а также его результатов. Как отмечает Л.А. Петровская, «наблюдение (наблюдательная процедура, результаты наблюдения) называется надежным, если будучи повторенным в тех же условиях с тем же объектом оно даст одни и те же результаты, независимо от того, кем наблюдение повторяется — первоначальным наблюдателем или любым другим. Требование надежности способствует, таким образом, достижению максимальной объективированности процедуры и результатов наблюдения, освобождая их от моментов субъективности и имплицит-ности. Причем двойственный аспект надежности, а именно эквивалентная воспроизводимость наблюдения одним и тем же наблюдателем (интрасубъек-тивный аспект) и любым другим наблюдателем (интерсубъективный аспект), является здесь особенно существенным. Наблюдение (наблюдаемая процедура, результаты наблюдения) называется обоснованным, если оно фиксирует именно то, что должно фиксировать согласно цели исследования. В последнем случае важнейшей предпосылкой решения явля ется правильный выбор кодируемых единиц наблюдения»56. Надежность данных наблюдения зависит, во-первых, от того, как ведется регистрация событий, а во-вторых, от того, как контролируются обоснованность и устойчивость полученной информации. Обычно применяются самые простые, надежные и экономичные способы записи. Универсальных рекомендаций нет, ведь иногда при включенном наблюдении фиксация результатов бывает связана с определенным риском для наблюдателя. Разные исследователи ведут регистрацию результатов по-разному, все зависит от навыка и изобретательности. Одни, обладая хорошей памятью, делают все записи после окончания наблюдения, для этого иногда используют пишущую машинку или магнитофон. Другие записывают при первой возможности во время наблюдения определенные, заранее разработанные, кодовые слова или символы, которые после расшифровывают. Третьи делают вид, что выполняют какую-то связанную с записями работу, спокойно фиксируют происходящее (например, наблюдатель — «стажер» на предприятии).
Обязательно каждый день исследователь должен все свои записи упорядочить согласно разработанной программе, т. е. разнести по карточкам и протоколам описание ключевых ситуаций, событий, лиц. Необходимо соблюдать оптимальную частоту записи. Очень часто ошибки наблюдения возникают из-за того, что наблюдатель очень редко фиксирует собранную информацию. Психологи уже давно доказали, что разрыв в записях более чем в сутки приводит к уменьшению запоминаемой информации, которая относится к социальным явлениям и процессам, примерно на 50%, в то же время частые записи приводят к распылению внимания и не позволяют сосредоточиться на наиболее существенных моментах. Поэтому для повышения надежности (обоснованности и устойчивости) данных необходимо выполнять следующие правила: «а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.
б) Если основное наблюдение осуществляется не сколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения. в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон. г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту). д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования. е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним из исследователей, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления... Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись. ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений «со стороны» можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по Для того чтобы сократить возможность субъективистских искажений, Петровская, кроме перечисленного вы ше, рекомендует исследователю для записей результатов наблюдения использовать описательные, операциональные термины и исключать термины оценочные, а также явно формулировать свою систему отсчета, в которой проводилась интерпретация и отбор фактов. При этом она обращала внимание на то, что явное вычленение используемой наблюдателем системы отсчета представляет собой чрезвычайно сложную и, по-видимому, не всегда в полной мере невыполнимую задачу. В некоторых случаях решение такой задачи может оказаться равносильным научному открытию. В качестве примера она приводит следующую довольно наглядную иллюстрацию — положение, существовавшее в астрономии до открытия Коперником гелиоцентрической системы. Как известно, в те времена и профессионалы-астрономы, и обычные наблюдатели повседневной картины восхода и захода Солнца и Луны были единодушно убеждены в том, что они «своими глазами» видят, как Солнце и Луна вращаются вокруг Земли. И только открытие Коперника позволило понять, что «своими глазами» в действительности люди видят относительное движение Земли и Солнца, Земли и Луны, что их утверждения, будто они наблюдают вращение Солнца и Луны вокруг Земли, — это неосознаваемая и оказавшаяся ложной интерпретация действительно наблюдаемого и что, наконец, причиной такой ложной интерпретации является невольное использование в качестве системы отсчета геоцентрической системы Птолемея58.
Авторы книги «Практикум по прикладной социологии» выделили типичные ошибки, которые имеют место при проведении наблюдения: «1. Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно. 2. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования. 3. В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточке наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.
4. Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе наблюдения с принципиально различными ситуациями. 5. Введены только оценочные или только описательные категории наблюдения. 6. В терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков. 7. Не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.
8. В качестве наблюдателей выбраны лица не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдателей, не отрепетирована с ними процедура наблюдения. 9. Кодировка признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных. 10. Аудиовизуальные средства наблюдения не налажены на процедуру наблюдения»59. Приложение. Дневник наблюдения Наблюдаемые. Кто они? Сколько человек принимают участие в процессе? Какова социально-демографическая структура группы? Каковы их взаимоотношения? Знакомы ли они? Каково распределение ролей между участниками? Какова структура возникновения группировок (ядра, лидеры, изолированные индивиды)? Обстановка. Где и в каких условиях происходит наблюдение? Какое социальное поведение типично для данного места? Какое нет? Какие действия можно ожидать от наблюдаемых? Какие возможны отклонения в поведении наблюдаемых? Цель действий наблюдаемых. Участники собрались случайно или есть какие-то формальные цели, ра-
ди которых они собрались? Совместимы или противоположны (антагонистичны) цели различных участников ситуации? Социальное поведение. Что и как делают участники наблюдаемой ситуации? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие ту или иную форму поведения? Что служит объектом данной формы поведения? Какова психологическая обстановка в группе? Как действуют наблюдаемые (говорят, плачут, смеются и т. д.)? Какова напряженность, устойчивость, продолжительность разных форм поведения? Каков их эффект? Частота и продолжительность наблюдения. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальна она или повторяется? Как часто возникает? Что ее вызывает? Какими показателями ее можно зафиксировать? Насколько она типична? В какие дни и часы проводилось наблюдение? Данные о процедурах наблюдения, оценка их эффективности. Даются краткие сведения о наблюдателе (отмечается проводил ли он раньше наблюдение). Время заполнения документов наблюдения, фиксация полученных данных (когда была осуществлена фиксация данных: до, во время, после наблюдения). Выполнение требований программы инструкции. Какие требования, предусмотренные программой, не удалось выполнить и почему? Условия наблюдаемой ситуации соответствовали заданным в программе или нет? Оценка инструментария. Какие трудности возникли при фиксации признаков и при их соотнесении с выделенными категориями наблюдения. Оценка включенности. Какую роль играл исследователь в коллективе? Каков был способ наблюдения? Заметили ли участники, что за ними наблюдают, если да, то как отреагировали? Возникли ли контакты с участниками наблюдения? Какой степени общения достиг исследователь с наблюдаемыми?
Собственные заметки об эффективности проведенного наблюдения. Есть ли необходимость проверки полученных данных путем проведения повторного наблюдения или с помощью других методов? Какие приемы могут повысить эффективность наблюдения? Какие могут быть даны рекомендации для дальнейшего проведения исследования по изучению данной проблемы? Основные понятия Обыденное наблюдение, научно-организованное наблюдение, объект наблюдения, предмет наблюдения, наблюдаемая ситуация, условия наблюдения, единицы наблюдения, категории наблюдения, описательные категории наблюдения, оценочные категории наблюдения, карточка наблюдения, протокол наблюдения, дневник наблюдения, коэффициент согласия наблюдателей, коэффициент устойчивости наблюдения, коэффициент надежности наблюдения, неструктурализованное (неструктурированное, не-стандартизированное, простое) наблюдение, структу-рализованное (структурированное, стандартизированное) наблюдение, непосредственное (прямое) наблюдение, косвенное наблюдение, контролируемое наблюдение, неконтролируемое наблюдение, открытое (явное) наблюдение, скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение, включенное («участник», «участник-наблюдатель», «наблюдатель-участник», «наблюдатель») наблюдение, невключенное наблюдение, стимулирующее наблюдение, полевое наблюдение, лабораторное наблюдение, лабораторно-полевое наблюдение, систематическое наблюдение, случайное (несистематическое) наблюдение, однократное наблюдение, многократное (панельное) наблюдение, надежность наблюдения, обоснованность наблюдения. Темы рефератов 1. Наблюдение как вид исследования в теории и практике социальной работы. 2. Долговременное наблюдение в социальных исследованиях. 3. Применение наблюдения в разных видах исследования. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Чем отличается научно-организованное наблюдение от обыденного? 2. Чем отличается процесс наблюдения в социальных науках от наблюдения в естественных науках? Какие общие черты присущи социологическому и естественнонаучному наблюдению? 3. Какими терминами и понятиями оперирует исследователь в ходе проведения наблюдения? 4. Какие требования необходимо соблюдать для повышения общего уровня надежности первичной социальной информации? 5. Какие возможные направления наблюдения может планировать исследователь при проведении неструктурализованного наблюдения? Что характерно для структурализованного наблюдения? 6. Чем отличается контролируемое наблюдение от не контролируемого? 7. В каком случае целесообразно проводить скрытое наблюдение, какие этические правила в данном случае должен соблюдать исследователь? 8. Какие четыре вида наблюдения в зависимости от степени участия или «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации выделяют? 9. Какие требования необходимо соблюдать при проведении включенного наблюдения?
10. Какие виды наблюдения по условиям организации, по регулярности проведения и частоте проведения Вы знаете? 11. На какие этапы можно разбить процесс наблюдения? Какая работа осуществляется на каждом этапе? 12. Какие достоинства и недостатки (субъективные и объективные) присущи методу наблюдения? 13. Какими знаниями и умениями должен обладать наблюдатель? 14. Как выглядит примерная структура инструкции наблюдателю? 15. Какие типичные ошибки имеют место при проведении наблюдения? 16. Какие правила необходимо выполнять для повышения надежности (обоснованности и устойчивости) данных? Литература 1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. М.: Изд-2/0 во Моск. ун-та, 1988. 230 с.
2. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.201 с. 3. Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 т. / Отв. ред.: В.Г. Андреенков, О.М. Маслова; АН СССР. Ин-т. социологии. М.: Наука, 1990. Т. 2: Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. 4. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. прогнозирования и маркетинга. М.: Academia, 1995. Т. 1. 199, [1] с. 5. Практикум по прикладной социологии / МГУ им. М.В.Ломоносова, Филос. фак-т. Отд-ние прикл. социологии; [В.Н. Шаленко и др.]; Под ред. Б.В.Князева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 260, [1] с. 6. Практикум по социологии: [Учеб. изд.] / [Ред.: И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов, В.Я.Нечаев и др.]. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 192 с. 7. Рабочая книга социолога / [М.Н. Руткевич, В.Г. Андреенков, А.В. Кабыша и др.; Редкол.: Г.В.Осипов (отв.ред.) и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1983.476, [1] с. 8. Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В. Шульга; Редкол.: Г.И. Давидюк (отв.ред.) и др.]. Минск: Университетское, 1984. 316, [1] с. 9. Социологический словарь / [Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв.ред.) и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Университетское, 1991.528 с.
10. Социология: Словарь-справочник. Т. 4: Социологическое исследование: Методы, методика, математика и статистики / Редкол.: Г.В.Осипов (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1991. 357 с. 11. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. [Доп. и испр. изд.]. Самара: Самарский ун-т, 1995. 328, [3] с. ■ 4. Методика проведения анализа документов_______ Данная тема дает представление о методике проведения анализа документов как виде исследования в социальных науках. Подробно рассмотрена классификация видов документов: по способу фиксирования; по форме изложения; по статусу документального источника; по степени персонификации; по отношению к источнику информации; по способу получения; по характеру создания и т. д. Показаны основные виды анализа документов: традиционный анализ и формализованный анализ (контент-анализ). Перечислены основные этапы проведения контент-анализа. Проанализированы присущие анализу документов достоинства и недостатки. Основные рассматриваемые вопросы 1. Применение метода анализа документов. 2. Классификация видов документов. 3. Виды анализа документов. 4. Использование контентанализа в социальных науках. 5. Выбор необходимых видов документов для проведения исследования. 6. Этапы проведения контент-анализа. 7. Достоинства и недостатки анализа документов. 8. Разработка инструментария и инструкций кодировщику. 4.1. Применение метода анализа документов Многие факты общественной жизни (поступки, события, мнения) бывают зафиксированы разными способами — с помощью звукозаписи, фотографий, рисунков, букв, цифр, стенографических и иных знаков и т. д. Такая информация, независимо каким способом зафиксированная, может быть документом для исследователя. Слово «документ» произошло от латинского слова documentum — доказательство, свидетельство. В специальных нормативных актах документ как носитель социальной информации в жизни современного общества определяется «как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека»60. «Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации»61. Необходимо подчеркнуть, что термин «документ» в со-: циологии отличается от общеупотребительного, так, в обыденной жизни обычно под документом мы пони-; маем только официальные материалы, которые закреплены печатью и подписью руководителя или опубликованные от имени государственных органов, ■; официальных лиц. Большая часть информации, необходимая социоло-* гу в его исследовательской деятельности, содержится г в документальных источниках. Все сферы жизнедея- j тельности современного общества пронизаны потока-:v ми документальной информации. С полной уверенно- i стью можно сказать, что в обществе нет такой единицы, ячейки или элемента структуры общества, начиная от самых маленьких (человек, семья, школьный класс, производственная бригада) и кончая самыми большими (церковь, политическая партия, государство), которая не была бы документально оформлена. Вся жизнь человека, группы, коллектива, общества сопровождается постоянным документированием. Для отдельного человека это свидетельство о рождении, больничная карта, детские рисунки, письма, дневник, фотографии, автобиографии, характеристики. Для маленьких ячеек — бригады — это приказы о ее создании, штатное расписание в отделе кадров и т. д. Для партий — это уставы, программы. А для самого крупного элемента структуры общества — государства — это конституция, законодательство и т. п. Существующие между различными социальными организациями, институтами, общностями, системами документальные связи отражают важные характеристики социальных процессов и отношений, их экономические, правовые, социально-психологические и многие другие аспекты. В документах фиксируются состояние и изменение социальных процессов во времени. Поэтому многие общественные науки используют документы в качестве объектов изучения, выделяя различные содержательные и функциональные характеристики. Любая социальная информация является результатом определенной социальной деятельности и поэтому отражает классовые, национальные, политические, экономические и другие отношения людей, их интересы, потребности и т. д. Как отмечают авторы «Рабочей книги социолога»: «Анализ документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни, помогает установить нормы и ценности, свойственные определенному обществу в определенный исторический период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных социальных структур, проследить динамику взаимодействия между различными социальными группами и отдельными людьми и т.д.»62. Документы обладают определенной спецификой, в них находит отражение не только объективная реальная действительность, но и отношение к ней субъекта, создателя документа. И исследователю необходимо раскрыть связь между ними, чтобы получить из документа информацию о реальном факте. К сожалению, метод анализа документов пользуется меньшей популярностью, чем другие методы социологического исследования (опрос, наблюдение), но это связано в большей степени не с его малыми возможностями, а с тем, что исследователи не знают эти возможности и не умеют ими пользоваться. Многие исследователи до сих пор не умеют отыскивать, анализировать и использовать существующие документы, а это все идет от неумения оценить документ с точки зрения его надежности. Как показывает опыт, именно знакомство с документальными источниками и их всесторонний анализ дает возможность исследователю получать необходимую информацию на каждом этапе исследования. Исследователь должен иметь полное и четкое представление о существующих документальных источниках, в которых содержится необходимая информация по изучаемой проблеме. При проведении социологического исследования практически всегда используются документальные источники для получения эмпирической информации. Даже при проведении простого опроса исследователь использует статистические документы для обоснования выборочных процедур. В современных исследованиях анализ документов может применяться: 1) как основной и единственный метод; 2) в сочетании с другими методами; 3) как вспомогательный метод обработки массивов данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью), а также уточнения этих данных. В качестве единственного метода анализ документов особенно практиковался в социологии в 20-х годах (У. Томас, Ф. Знанецки и др.), в настоящее время его часто называют «биографическим методом». Основу этих исследований составляют исключительно и преимущественно личные, неофициальные документы (письма, дневники, биографии). Подобный метод используют в психологии, а также в области юриспруденции и криминологии, так как здесь особенно много подробных личных документов официального и неофициального характера (протоколы допроса, признания, приговоры, личные документы, биографии и т. п.). Применение анализа документов в этих исследованиях давало обильную информацию об определенных социальных явлениях, о причастных к ним лицах и группах, о личных взглядах и оценках, а также о фактических видах поведения, намерениях и поступках людей, включая лежащие в их основе мотивы, интересы и идеалы. Нередко подобные документы содержали сведения и об авторе (пол, возраст, уровень образования, семейное положение, профессия и т. д.), а это позволяло в известной мере получить дифференцированное представление не только об установках и характере поведения различных лиц и групп, но и мотивациях, лежащих в их основе, что в свою очередь делало возможным выявление определенных обусловливающих взаимосвязей поведения индивидов с факторами окружающей среды1". Также документы могут быть основным, а порой и единственным источником информации об изучаемом объекте, когда изучению подлежат большие социальные системы и группы (например, социальные институты, классы) или когда речь идет об изучении динамики этих объектов в течение больших периодов времени, т. е. об их историко-социологическом анализе64. Во всех вышеперечисленных случаях проведение исследований другими методами либо оказывается неполным, недостаточно надежным, либо вообще невозможным или неэкономичным. Таким образом, иногда информация, полученная из документальных источников, характеризует такие аспекты изучаемого явления или процесса, которые не доступны другим методам. Но чаще всего анализ документов все же применяется в комплексе с другими методами. В данном случае он позволяет решать различные исследовательские задачи. Для этого необходимо подбирать соответствующие документы. При исследовании какого-либо объекта или явления в его историческом развитии источником информации будут выступать официальные и неофициальные (главным образом архивные) документы, в которых содержатся необходимые сведения. В исследованиях, направленных на изучение мнений и установок, необходимо изучать личные документы и ответы на специально поставленные вопросы анкет и итервью. При исследовании внутренних структурных характеристик отдельных людей или малых групп можно сочетать анализ ответов, на специально поставленные вопросы анкет, интервью, данных, полученных в результате тестирования, а также изучение личных документов (писем, дневников, автобиографий и т. п.). В основном данные, имеющие место в документах, содержат информацию только о результатах человеческой деятельности или социального поведения, записанную задним числом, и совсем не раскрывают сам процесс данной деятельности или поведения. Исключением являются лишь неофициальные, личные документы (например, дневники), для которых характерен большой объем поясняющего материала. В связи с этим, если перед исследователем стоит задача получить надежные высказывания о процессе и условиях его протекания, то необходимо обязательно использовать другие методы. Важное значение играет применение анализа документов на начальной стадии большинства исследований, когда еще не совсем ясна проблемная ситуация. Сбор же основной информации об объекте в дальнейшем может осуществляться с помощью других методов (анкетирование, интервью, наблюдение). Часто бывает так, что анализ документов дает исследователю большую часть необходимой информации, что в свою очередь ведет к более точному и целенаправленному использованию других методов. В данном случае анализу могут быть подвергнуты такие письменные документы, как научные публикации (книги и статьи), отчеты и табуляграммы, содержащие результаты предшествующих исследований, различного рода статистическая и ведомственная документация. Круг собственно социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни очень широк, поэтому любое эмпирическое социологическое исследование необходимо начинать с анализа документов имеющихся по интересующей исследователя проблеме. Работа с документами может дать исследователю отправные точки для изучения возникающих социальных проблем и явлений, локализовать проблему, помочь составить некоторое общее цельное представление об объекте и позволяет выдвинуть гипотезу. Так, официальные документы отдельных индивидов (личные листки по учету кадров, библиотечные формуляры, автобиографии и др.) могут стать источником самой общей, первоначальной информации о тех, к кому
они имеют отношение, и на основании данных сведений у исследователя появляется возможность выдвигать гипотезы. Например, анализ данных, имеющихся в отделе кадров, может привести к появлению гипотезы о том, насколько сильно влияет на текучесть кадров данного учреждения удаленность его от места жительства служащих. Использование статистических данных полезно в любом социологическом исследовании независимо от того, каким будут последующие методы сбора информации. Статистические данные содержат периодически собираемую информацию об одних и тех же характеристиках объектов и обычно являются чрезвычайно важным материалом для исследователя. Благодаря этим данным исследователь имеет возможность сравнивать интересующую его переменную с набором фактов, отмеченных статистикой. Например, при изучении престижности разных профессий исследователь может сравнить полученные результаты с численностью людей, занятых в той или иной сфере деятельности, объемом образования и другими статистическими данными65. Статистические данные необходимо также использовать при построении репрезентативной выборки. Иногда социальная информация, содержащаяся в документах, дублирует данные, получаемые другими методами (опрос, наблюдение), и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности. Так, на стадии анализа и интерпретации результатов, полученных другими методами, исследователь часто обращается к статистическим, отчетным, плановым документам, к научным публикациям, для того чтобы сравнить полученные данные с уже имеющимися, выявить динамику изучаемых процессов, региональные или ведомственные особенности изучаемой ситуации, а также уточнить границы интерпретации полученных результатов и проконтролировать их качество. Например, данные, полученные с помощью опроса, касающиеся характера читаемой студентами литературы, могут быть дополнены данными анализа библиотечных формуляров. Несмотря на то, что существует тесная связь между анализом документов и наблюдением, а ряд западных ученых в некоторых случаях даже отождествляют их, все же анализ документов отличается от наблюдения. Эти отличия, как указывает В.Е. Семенов, заключаются в следующем66. Во-первых, анализ документов применяется только для анализа (наблюдения) знакового поведения человека, причем конвенционального знакового (сигнального), в первую очередь, вербального поведения. Во-вторых, анализ документов имеет дело только с опосредованным отражением человеческого поведения, которое зафиксировано в виде документов (рукопись, печать, звуко- и видеозапись и т. п.), а не с живым поведением изучаемых индивидов, что характерно для наблюдения. Фиксированность эмпирических объектов определенным образом обеспечивает надежность и точность контент-анализа, а их опосредованность, «неодушевленность», в свою очередь, снимает проблему «эффекта присутствия» исследователя на объект. Как отмечают авторы книги «Процесс социального исследования», сущность анализа документов, в противоположность другим методам социального исследования (опрос, наблюдение, эксперимент и т. п.), принципиально иная67. Если с помощью их важные для исследователя сведения получают первично, т. е. непосредственно от обследуемых, то при анализе документов значимые для исследования данные получают вторично, т. е. опосредованно, путем оценки либо высказываний относительно изучаемых лиц и их окружающей среды, либо высказываний, хотя и сделанных ими лично, но появившихся независимо от исследования и его направленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|