Документальное оформление и учет товарных операций
Согласно ПБУ 5/01, товары – это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц, и предназначенная для перепродажи. Товары являются основным объектом бухгалтерского учета в торговле. Выделяют следующие принципы учета товаров: · организация учета по каждому материально-ответственному лицу согласно договора о материальной ответственности; · выбор схемы учета товаров наиболее целесообразной для организации (индивидуальная, натурально-стоимостная, стоимостная); · единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии; · отчетность о наличии и движении товаров предоставляется материально-ответственными лицами в установленные сроки; · периодическая проверка наличия товаров путем проведения инвентаризации фактических остатков и сравнения их с данными бухгалтерского учета. Все эти принципы должны быть закреплены и утверждены руководителем организации в приказе об учетной политике. Приемка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции и т.д. осуществляется материально-ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей. Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем организации, главбухом и заверена печатью. После получения товара в бухгалтерию организации представляются документы, подтверждающее совершение торговой операции, в журнале учета доверенностей поставляется номер и дата сопроводительных документов.
Получение товара в зависимости от места расположения поставщика и способа доставки оформляется различными первичными документами. Документом на отпуск товара со склада-поставщика является расходная накладная, которая составляется не менее чем в двух экземплярах. При поставке товаров автотранспортом сопроводительным документом служит товаротранспортная накладная. Товар от организации железной дороги, водного и воздушного транспорта должно получать специально подготовленное материальное лицо. По предъявления доверенности и паспорта, материально-ответственное лицо получает железнодорожную накладную, счет-фактуру или иные документы. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается пометка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнере, то оформляется накладная на перевозку груза в универсальном контейнере. Приемка товаров осуществляется материально-ответственным лицом путем фактической сверке с данными товаросопроводительных документов. Если товар находится в таре, то покупатель вправе вскрыть тару и проверить количество товарных единиц в каждом месте. Приемка товара по количеству и качеству осуществляется на основе упаковочных ярлыков, сертификатов качества, спецификаций. Если в процессе приемке будут обнаружены излишки, недостача товара, не соответствие качества, не соответствие маркировки к требованиям и стандартам, то на выявленные расхождения составляется акт. Документом, на основе которого происходят расчеты между поставщиком и покупателем является счет-фактура. Поставщик может оформлять счет-фактуру и передавать ее покупателю во время отгрузки товара или после отгрузки. Поставщик при оформлении счета-фактуры обязательно выделяет сумму НДС, относящуюся к отгруженным товарам. Счета-фактуры должны быть подписаны руководителем организации, главным бухгалтером, лицом, ответственным за отпуск товара и скреплены печатью. Счета-фактуры регистрируются в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур. Составление и получение счетов-фактур регистрируется также в книге покупок и книге продаж. Правила заполнения и ведения счетов-фактур, журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж утверждены Постановлением правительства РФ от 26.12.2011 №1137.
Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками в целях определения сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета. В книге покупок отражаются отдельно товары, облагаемые ставкой 10%, 18% и 0%. Книга продаж ведется поставщиками товара, и она предназначена для регистрации счетов-фактур, выставляемых покупателям. Дата регистрации счетов-фактур в книге продаж – это день когда у торговой организации возникает обязательство перед бюджетом по уплате НДС. При приемке товара у материально ответственного лица предприятия- получателя кладовщик выписывает приходную накладную или приходный ордер. Один экземпляр этой накладной он оставляет у себя, а второй передает материально ответственному лицу, доставившему товар. В свою очередь материально ответственное лицо составляет отчет по выданной ему доверенности, к которой прикладывает расходную накладную от предприятия–поставщика, приходную накладную со своего склада и другие документы. Все это он передает в бухгалтерию своей фирмы, где на основании отчета отражаются соответствующие операции, что фиксируется на счетах бухгалтерскими проводками. Для учета товаров в организациях торговли используют активный счет 41«Товары», по дебету счета показывается стоимость поступивших товаров, по кредиту – сумму выбывших товаров, а сальдо отражает остаток товара на конец отчетного периода в учетных ценах. К счету 41 «Товары» открываются следующие субсчета: 41-1 «Товары на складах» 41-2 «Товары в розничной торговле» 41-3 «Тара под товаром и порожняя» 41-4 «Покупные изделия». Учет товаров в оптовой торговле ведется по покупным ценам или по себестоимости приобретенного товара. В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. Если учет ведется по продажным ценам, то разница между покупной и продажной стоимостью отражается на счете 42 «Торговая наценка». Расходы по доставке товаров могут собираться на счете 44 «Расходы на продажу» или могут быть учтены в стоимости товара. Организация самостоятельно определяет учетную стоимость товара и фиксирует ее в приказе об учетной политике.
Для учета товаров, принятых на хранение, используется забалансовый счет 002 «Товароматериальные ценности, принятые на ответственное хранение». Учет товаров, принятых на комиссию, ведется на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». Товары, поступающие в организацию, приходуются в день поступления по их фактическому наличию. Если при приемке товаров обнаружена их недостача, то для ее отражения используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В учете организаций поступление товаров отражается на основании первичных документов бухгалтерскими проводками, представленными в таблице 10.
Таблица 10 - Бухгалтерские проводки по поступлению товаров
Аналитический учетпоступления товаров ведется на складах и в бухгалтерии. Порядок учета товара на складе зависит от способов хранения товара и таких факторов, как частота поступления товаров, условия его хранения, объем, ассортимент и т.д. Возможны партионный, сортовой или партионно-сортовой способы учета товара.
Учет хранения товаров осуществляется материально-ответственными лицами, с которыми заключаются договора индивидуальной или бригадной материальной ответственности. Материально-ответственные лица на основании приходных и расходных документов составляют товарные отчеты. Периодичность составления товарного отчета и его формат утверждаются приказом о документообороте. В товарном отчете отражается сумма остатка товара на начало и конец отчетного периода, приходные документы и сумма поступивших товаров и тары, расходные документы и сумма выбывших товаров. В конце отчета прописью указывается число приложенных документов. Товарные отчеты составляются в двух экземплярах: первый вместе с первичными документами передается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, который остается у материально-ответственного лица. В бухгалтерии по каждому документу, включенному в товарный отчет, составляется бухгалтерская проводка, отражающая поступление и списание товаров. Учет товаров ведется в карточках складского учета по их количеству, наименованию, сортности и др. показателям. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товара, которые являются документами их аналитического учета. Синтетический учет движения товара ведется в сводной ведомости, составленной на основе данных аналитического учета. При журнально-ордерной форме учета движение товаров и тары отражаются в ведомости по дебету счета 41 и в журнале-ордере по кредиту счета 41. По окончанию месяца в учетном регистре по счету 41 подсчитываются итоги, которые сверяют с соответствующими показателями по другим счетам. Остатки товаров на начало и на конец отчетного периода в учетном регистре должны совпадать с показателями в товарном отчете. Оптовая продажа товаров – это отпуск товаров со складов оптовых баз, предприятиям для непосредственной продажи населению, для переработки или др. оптовым базам для перепродажи. Если реализация является результатом оптовой торговли, то с покупателями заключаются договора купли-продажи, договора поставок, договора мены, договора комиссии, которые регулируются статьями Гражданского кодекса РФ (ст. 506, 454, 990). В договоре обычно определяются условия и сроки поставки товаров, цена и сумма договора, условия претензий и штрафных санкций, а для бухгалтера важным моментом является определение перехода права собственности от продавца к покупателю. Согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, факт продажи товаров должен найти отражение в учете после перехода права собственности на товары к покупателю. Критерии признания в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров определены в ПБУ 9/99 «Доходы организации», согласно которого выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены. Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. Переход права собственности на продаваемые товары к покупателю определяется договором и, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, может быть в момент отгрузки товаров покупателю или в момент оплаты товаров покупателем. Порядок определения выручки от продажи товаров для целей налогообложения закреплен в ст.167 Налогового кодекса РФ, согласно которой НДС будет начисляться по наиболее ранней из двух дат: на день отгрузки или на день получения оплаты (т.е. авансовые платежи). Бухгалтерский учет продажи товаров осуществляется на счете 90 «Продажи», который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации и определением финансового результата по ним. К счету 90 открываются субсчета: 90-1 «Выручка» 90-2 «Себестоимость продаж» 90-3 «НДС» 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» В течение отчетного года продажи учитываются на соответствующих субсчетах к счету 90, и сальдо по этим счетам показывает нарастающим итогом суммы выручки за отчетный период, сумму себестоимости и расходов, связанных с продажей, сумму НДС, относящуюся к проданным товарам. Если в договоре право собственности на продаваемый товар определен в момент его отгрузки, то согласно счет - фактуре и накладной в учете будут сделаны проводки: Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1 «Выручка» - на продажную стоимость товара, включая НДС; Дебет 90-3 «НДС» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» - НДС, относящийся к реализованным товарам Если вместе с товаром покупателю отгружается тара, то составляется проводка: Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 41-3 «Тара под товаром и порожняя» - на сумму отгруженной тары. Если договором оговорен момент перехода права собственности на отгруженные товары после оплаты их покупателем, то в организации при отгрузке и передачи товара в учете применяется счет 45 «Товары отгруженные». При отгрузке товаров в учете будут сделаны записи: Дебет 45 «Товары отгруженные» Кредит 41-1 «Товары на складах»- на учетную стоимость отгруженных товаров; Дебет 45 «Товары отгруженные» Кредит 41-3 «Тара под товаром и порожняя»- на стоимость отгруженной вместе с товаром тары. Так как выручка для целей налогообложения определяется по отгрузке, то необходимо отразить в учете начисление НДС: Дебет 76 субсчет «Задолженность по начисленному НДС» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС от продажной стоимости товаров. В момент поступления денежных средств от покупателя на расчетный счет организации или в кассу, в учете делается запись: Дебет 51 «Расчетные счета», 50 «Касса» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму поступивших денежных средств. С момента зачисления денег продавец утрачивает право собственности на отгруженный товар и должен отразить на счетах бухгалтерского учета продажу товаров. В учете на основании счета-фактуры на отгруженный товар делается проводка: Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90-1 «Выручка» - на сумму дебиторской задолженности покупателей и продажную стоимость товара, включая НДС. После отражения в учете выручки организации показывают в учете сумму НДС, относящуюся к проданным товарам, проводкой: Дебет 90-3 «НДС» Кредит 76 субсчет «Задолженность по начисленному НДС» - на сумму НДС по проданным товарам. После отгрузки и отражения в учете факта продажи товаров необходимо списать товар с баланса предприятия. В соответствии с ПБУ 5/01 организации могут определять стоимость товаров при их выбытии одним из трех методов: · по себестоимости каждой единицы; · по средней себестоимости; · по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Проданные покупателю товары списываются с баланса предприятия по рассчитанной стоимости: Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 41-1 «Товары на складах» - при моменте отгрузки; Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 45 «Товары отгруженные» - при моменте оплаты. Для определения себестоимости проданных товаров необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам, которые в учете отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и списываются в учете проводкой: Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу» – на сумму расходов на продажу, относящихся к реализованным товарам (оборот по кредиту счета 44), который определяется как остаток расходов на начало месяца (сальдо начальное по счету 44) плюс сумма расходов за месяц (оборот по дебету счета 44) минус остаток расходов на конец месяца, относящийся к остатку непроданных товаров (сальдо конечное по счету 44). По окончанию каждого месяца организация отражает финансовый результат от продажи товаров. Определяется финансовой результат расчетным путем: от суммы выручки от продажи товаров (оборот по кредиту счета 90-1) отнимается сумма НДС по проданным товарам (оборот по дебету счета 90-3), себестоимость проданных товаров и расходы по продаже товаров (оборот по дебету счета 90-2). Если при этом получается положительный результат, то организация в текущем месяце получает прибыль от продаж, которая отражается в учете проводкой: Дебет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 «Прибыли и убытки» Если получается отрицательный результат, то организация получила убыток от продаж: Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, с помощью пластиковых карт, в кредит и с рассрочкой платежа. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций на территории РФ производятся с применением контрольно-кассовых машин. Предприятия могут применять при расчетах только те кассовые аппараты, которые входят в государственный реестр. Организация обязана регистрировать контрольно-кассовые машины в налоговых органах и центре технического обслуживания и обеспечивать к ним беспрепятственный доступ представителям этих органов. Сумма выручки на предприятиях розничной торговли определяется как разница между показателями счетчиков кассовых машин на начало и на конец рабочего дня. При возврате товаров покупателями выручка уменьшается на основании акта.Показатели кассового счетчика регистрируются в книге кассира-операциониста. Стоимость проданных товаров отражается в товарном отчете и сверяется с выручкой в кассовом отчете, при этом суммы должны быть равны. На основании отчета кассира и приложенных к нему приходных кассовых ордеров в учете делается запись: Дебет 50 «Касса» Кредит 90-1 «Выручка» - на сумму выручки от продажи товаров. Большое распространение получила практика расчетов с покупателями с помощью расчетных пластиковых карт. Эмитенты карт (банки или компании, выпускающие их) заключают с магазинами розничной торговли договор о продаже товаров покупателям – владельцам пластиковых карт. Основными положениями договора являются: · обеспечение магазина необходимыми техническими средствами; · порядок предъявления карт в оплату за приобретенные товары; · сроки предоставления банками листов (списков номеров кредитных карт, по которым запрещено совершение операций или ограничено); · условия расчетов между банком и магазином. В бухгалтерском учете операции по учету продажи товаров по платежным картам отражаются проводками: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 90-1 «Выручка» - на продажную стоимость реализованных товаров; Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму зачисленных денег, поступивших за реализованные товары; Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму комиссионного вознаграждения банку. Стоимость реализованных товаров списывается с материально-ответственных лиц на основании товарных отчетов по учетной стоимости проводкой: Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 41-2 «Товары в розничной торговле» Учетной стоимостью реализованных товаров в организациях розничной торговли может быть покупная или продажная стоимость, способ оценки указывается в приказе по учетной политике организации. Если учетной стоимостью является покупная стоимость товара, то расчет валового дохода не производиться, и учет ведется так же, как в оптовой торговле. Если в учете используются продажные цены, то реализованные товары списываются в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж» на основании товарных отчетов, в которых указывается общая сумма реализованных товаров по продажным ценам. Таким образом, по дебету и кредиту счета 90 отражается стоимость реализованных товаров в одинаковой оценке по продажным ценам. В розничной торговле валовым доходом признается разница между продажными и покупными ценами. Использование торговой наценки позволяет выделить несколько видов определения валового дохода в зависимости от размера торговой наценки, частоты ее изменения, важности учета реализованного товара по видам товара. Применяются следующие способы расчета валового дохода: исчисление по общему товарообороту; исчисление по среднему проценту; исчисление по ассортименту товарооборота; исчисление по ассортименту остатка товаров. При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяется по формуле: ВД = Р ×РН: 100, где: Р - стоимость реализованных товаров; РН - расчетная торговая надбавка. В свою очередь, торговая надбавка рассчитывается по формуле: РН = ТН: (100 + ТН), где: ТН - торговая надбавка в процентах. Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то подлежат определению частные товарообороты по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки. В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле: П = (ТНн + ТНп - ТНв): (Р + ОК) × 100, где: ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода, сальдо счета 42 "Торговая наценка" на начало отчетного периода; ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период, кредитовый оборот счета 42 "Торговая наценка"; ТНв - торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период (возврат поставщику, списание), дебетовый оборот счета 42 "Торговая наценка"; ОК - остаток товаров на конец отчетного периода, сальдо счета 41 "Товары" на конец отчетного периода. На основе рассчитанной средней наценки, учитывая реализованные товары по продажным ценам, можно определить валовой доход: ВД = Р х П:100, Расчет валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговых надбавок. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой. Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле: ВД = (Р1 × ТН1 + Р2 × ТН2 + … + Рn × ТНn): 100, где: Рn - реализация по группе товаров; ТНn - расчетная торговая надбавка по группам товаров. Наиболее точным, по сравнению с методом расчета по среднему проценту, признан метод расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров. Однако применение этого метода требует проведения инвентаризации на конец каждого отчетного месяца. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров можно определить по формуле: ВД = ТНн + ТНп - ТНв - ТНк, где: ТНк - торговая наценка на остаток товаров на конец отчетного периода. На рассчитанную сумму реализованной торговой наценки в учете составляется бухгалтерская проводка методом «красного сторно»: Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 42 «Торговая наценка» Если организация является плательщиком НДС, то в учете на сумму начисленного налога по проданным товарам будет сделана запись: Дебет 90-3 «НДС» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» Для определения прибыли от продажи товара необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам, что производится аналогично оптовой торговли. Сумма расходов на продажу списывается проводкой: Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу» В конце месяца расчетным путем (так же как в опте) на основании справки бухгалтерии определяется финансовый результат от продажи товаров: Дебет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 «Прибыли и убытки» - на сумму прибыли от продажи Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» - на сумму убытка от продажи. Бухгалтерские проводки по продаже и прочему выбытию товаров в оптовой и розничной торговле приведем в таблице 11. Таблица 11 - Бухгалтерские проводки по продаже товаров
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|