Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Мировоззрение, философия, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии Философия возникает и утверждается как одна из форм духовной культуры, представляющей собой специфический механизм эволюции общества. Культура преодолевает чисто биологическое приспособление к среде обитания. Опираясь на культуру, человек обустраивает и облагораживает окружающий мир. Культура служит способом универсального развития личности. В ней формируются конкретные схемы природопользования и вырабатываются принципы отношений личности к обществу и к самому себе. Культура является необходимым условием создания и наращивания цивилизационного ресурса общества – индивидуальных и социальных ценностей, банка информации, средств производства, социальных технологий, транспорта и системы коммуникаций. Философия возникает в обществе тогда, когда культура достигает степени зрелости. Французский философ Р. Декарт подчеркивал: «народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют». Первые философские учения возникают в 7-6 в до н. э. в Древней Греции, Древнем Китае и Древней Индии. Изучение философии начинается с ее анализа как одной из форм мировоззрения. Оно показывает, ради чего человек живет и действует, каков смысл вовлеченных в орбиту его деятельности вещей, процессов и событий, как следует выстраивать приоритеты в освоение природы и обустройстве общества. Без такой информации в принципе невозможна человеческая деятельность. Философия является профессиональной деятельностью по исследованию и разработке смысложизненных проблем, представленных в системе ценностей, ядро которых образует геном той или иной культуры, в существенной мере определяющих специфику общества, содержание и структуру социальных институтов, характер природопользования, тип экономики, форму рациональности, понимание человека, взаимоотношение личности и общества, специфику межчеловеческих отношений.
Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в действительности, предполагающий целостное видение мира, понимание и оценку характера взаимоотношений человека с жизненной средой.
В истории общества философии предшествовали такие типы мировоззрения, как мифология и религия. Мифология возникает на ранних этапах становления человечества. Миф стал средством взаимной связи различных явлений, но наши далекие предки еще только подходили к объяснению этой догадки.
Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Роль философии в формировании ценностно-мировоззренческих ориентаций личности. Проблемы философии: 1. что представляет собой мир, в котором мы живем (Конечен мир или бесконечен?) 2. тема человека (Что такое человек и какова его сущность? В чем смысл его жизни?) 3. философия техники (Почему человек – изобретатель? Откуда у него этот дар?)
Структура философии: онтология – о бытии мира; гносеология – теория познания (учение о познании человеком бытия и самого себя); теория метода – диалектика; социальная философия и философия истории, философия человека (антропология). Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность: Объект изучения – все бытие в целом. Предмет – наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окруж. миру и себе. Функции:1. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры. 2. Методологическая функция философии включает разработку научной картины мира, обоснование образа познания и формирование обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека. а) кумулятивная подфункция означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. б) регулятивно-эвристическая подфункция проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему методологические ориентиры. в) логическая подфункция подразумевает разработку категориально-понятийного аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены парадигм и исследовательских программ в науке для осмысления и экспликации ее предмета, средств и методологического потенциала. 3. Социально-критическая функция означает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры.
Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание. Специалисты выделяют западную и восточную формы развития философского знания. В. Ф. Овчинников и некоторые другие авторы добавляют к ним русскую философию. Он полагает, что акцент духовных поисков Запада направлен в сторону абсолютной истины, Востока – абсолютного смысла, а России – абсолютного добра. За основу классификации он берет геополитический признак. Региональные, цивилизационные и культурообразующие признаки теоретического мировоззрения удачно вписываются в ряд геосоциокультурных типов философии.
В восточной философии проводится мысль о сквозной связи всего сущего. Акцент сделан на процессуальности бытия. Реальность здесь предстает как непрерывный поток взаимопревращения различных явлений. Поэтому выделение индивидуальных образований признается условным. Запад породил иной тип философии. К Новому времени у нее четко оформились и рельефно проявились специфические черты. Природа понимается как субстанционально однородное, но предметно структурированное образование. Ее функционирование подчиняется действию непреложных естественных законов. Поведение людей признается автономным. Человек как разумное существо противопоставляется бездушной природе. Сложилось представление, что призвание людей, овладевших законами бытия, - покорять косную природу и преодолевать случайности истории. Русская философская. В. С. Степин отмечает: «Русская философия «серебряного века» не редуцирует ни к философским течениям запада, ни к философии Востока. Философия служит важнейшим фактором формирования и развития национального самосознания. 1. Она осуществляет рефлексию над универсалиями, или ценностно-мировоззренческими представлениями, конкретной культуры. 2. Изучение философии расширяет духовный потенциал индивида через приобщение к ценностно-мировоззренческой структуре иных культур. 3. Философы разрабатывают ценностно-мировоззренческие предпосылки трансформации культуры и программируют на этой базе развитие национального самосознания. Так совершается обратно-поступательное движение от феноменов национального самосознания к их теоретическому воспроизведению и от философских конструкторов необходимого и должного характера социоприродных и внутрисоциальных отношений к их опредмечиванию в символах национального самосознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|